Информационная речь становится более инте
ресной для слушателей, когда они воспринима
ют информацию как актуальную, а выступающий
внушает им доверие. Один из способов завое
вать доверие аудитории и получить наиболее
достоверную информацию по теме вашей речи —
связаться по электронной почте с экспертом в
соответствующей области. В своем письме за
дайте конкретный вопрос, касающийся вашей
темы, ответ на который вам не удалось найти в
доступных вам источниках. Во время выступле
ния вы можете сослаться на мнение эксперта,
предварив его следующим замечанием: «В от
вет на мой запрос, отправленный по электрон
ной почте, эксперт по вопросам.... сообщил
мне следующее...».
МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ
В предыдущей части главы мы рассмотрели основ
ные принципы информирования; теперь мы пере
ходим к навыкам, которые необходимо уметь ис
пользовать во время информационного выступления.
К ним относятся навыки повествования, описания,
использования определений, объяснения процессов
или демонстрации, а также экспозиции. Каждому из
этих навыков соответствует также определенный тип
информационной речи. Иногда в одном выступлении
удается использовать несколько или даже все пере
численные навыки, однако часто речь бывает постро
ена на использовании только одного из них.
Повествование
В главе 13 говорилось о том, что повествования
ми называются рассказы или истории (часто юмори
стические), построенные вокруг некой центральной
мысли. Суть анекдота всегда раскрывается в заклю
чительной «коронной» фразе; басня содержит мо
раль; другие типы историй, как правило, также за
канчиваются «развязкой», которая и придает всему
рассказу смысл и интерес. Таким образом, основная
цель повествования — преподнести заложенный в
нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель за
помнил его именно благодаря форме изложения. Так,
говоря о том, насколько дорого может обойтись че
ловеку неумение слушать, вы можете сопроводить
свою речь следующей историей:
Джон целый день трудился над отчетом, чтобы
успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его
шефу, выяснилось, что отчет нужно было сдать к
пяти часам следующего дня.
Содержание этого повествования, выраженное
единственным предложением, можно сделать более
интересным и запоминающимся. Рассмотрим, как с
помощью трех основных элементов повествования
можно оживить данную историю.
Повествование — рассказ или история (ча
сто юмористическая), построенная вокруг не
кой центральной мысли.
Повествование должно содержать уточняю
щие детали. Повествование можно сделать длинным
или коротким, в зависимости от количества подроб
ностей, которыми вы снабдите свою историю, для
того чтобы усилить производимое ею впечатление.
Так, в данной истории вы можете рассказать о том,
как Джону пришлось встать в шесть часов утра — на
два часа раньше обычного, чтобы успеть написать
отчет, и как он вынужден был отказаться от пригла
шения на обед от человека, встречи с которым он
ждал уже три недели, надеясь обсудить с ним важ
ное деловое предложение.
На протяжении всего повествования поддер
живается атмосфера ожидания. Эффект повество
вания усиливается за счет того, что кульминация от
кладывается до самой последней фразы. Для того
чтобы овладеть вниманием аудитории, ее нужно за
интриговать. Слушатели будут внимательными, по
тому что им будет интересно узнать, правильно ли
они смогли предсказать дальнейшее развитие собы
тий. При устном изложении некоторая пауза перед
окончательной развязкой еще более усиливает про
изводимый эффект.
Джон целый день трудился над отчетом, чтобы
успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его
шефу, выяснилось, что его нужно было сдать к пяти
часам [пауза] только на следующий день!