формация — новая для аудитории информа
ция, отвечающая глубоко заложенной в людях
потребности в знаниях.
Говоря о новизне информации, мы имеем в виду,
что она либо незнакома для большинства слушате
лей, либо заставляет их по новому взглянуть на не
что им уже известное. Если вы глубоко изучили
предмет своего выступления, сообщаемая вами ин
формация, скорее всего, окажется новой для большей
части аудитории. Например, темой, которая, вероят
но, будет нова и в то же время очень ценна для сту
дентов (и в особенности — для студенток), будет ро
гипнол (rohyрnol). С одной стороны, этот препарат
является дешевым, но опасным средством получения
«кайфа», с другой, он нередко используется для пре
одоления защитных реакций и психологических ба
рьеров в общении. Если даже ваша аудитория и слы
шала о так называемом «наркотике для изнасилова
ния», вряд ли многие что либо знают о его истории,
свойствах и рисках, связанных с ним.
Если же вам предстоит говорить на знакомую
аудитории тему, следует организовать мозговую ата
ку и побуждать слушателей искать новые точки зре
ния, области использования, подходы к решению
проблемы. Так, отдыхая в спортивном лагере и впер
вые рассказывая членам вашей команды о том, как
правильно забрасывать мяч в прыжке, имеет смысл
организовать мозговую атаку, с помощью которой
связать этот прием с другими элементами игры, что
позволит вашим товарищам, наблюдая за матчем,
лучше понимать происходящее на площадке, по
скольку теперь они знают, как правильно «распасо
вывать мяч», «эшелонировать силы», «выстраивать
оборону» или «прорывать оборону».
Новизна имеет большое значение, однако ее недо
статочно для успеха. Сообщаемая вами информация
должна отвечать глубоко заложенной в природе че
ловека жажде знаний и потребности в осмыслении
окружающего мира. Одной из важнейших задач ора
тора является утолить эту жажду. Нам ежедневно
приходится затрагивать вопросы и темы, в которых
для нас многое остается непонятным, однако мы ред
ко предпринимаем попытки разобраться в них, отча
сти из за отсутствия мотивации к поиску дополни
тельной информации. Например, несколько лет на
зад ученые обнаружили «ледяного человека»,
замурованного в одном из ледников в южных Аль
пах, — хорошо сохранившееся тело нашего предка,
жившего около четырех пяти тысяч лет назад. На
страницах газет мелькали сенсационные сообщения
о находке, людей будоражила мысль о крупном на
учном открытии, но вряд ли кто либо попытался вы
яснить подробности этой истории. В своей речи вы
можете подхватить эту тему и показать значение дан
ного открытия с точки зрения истории возникнове
ния и развития современного человека, что, весьма
вероятно, разбудит природное интеллектуальное
любопытство слушателей.
Но давайте рассмотрим пример, более близкий к
нашей действительности. Допустим, вы собираетесь
рассказать о новых моделях автомобилей. Открыв
только один номер «Бюллетеня потребителя» за ап
рель, обычно посвящаемый сравнительному анали
зу характеристик всех новых моделей, вы можете
найти информацию, которая, вероятно, будет вос
приниматься как интеллектуально стимулирующая.
В частности, все мы знаем, что автомобили япон
ского производства захватили значительную часть
американского рынка и что это, по крайней мере от
части, объясняется уровнем качества, с которым ас
социируются японские машины. Как реагируют на
эту проблему американские производители? Пыта
ются ли они обеспечить более высокие качествен
ные показатели выпускаемых ими моделей? На
сколько «конкурентоспособны» американские ма
шины? Увеличивается ли объем их продаж? Не
меньшее количество серьезных и интересных во
просов может вызвать и сообщение, затрагивающее
проблемы безопасности вождения, срока их эксплу
атации или дизайна.
Выбрать тему выступления также можно из спис
ка, полученного в результате мозговой атаки. Но при
этом нужно помнить, что если вы хотите подготовить
серьезную информационную речь, нельзя останавли
вать свой выбор на общей теме. Продолжайте гене
рировать идеи, пока вы не почувствуете, что нашли
тему, которую вы можете глубоко развить.
Часть 4 · Публичное выступление
Вот некоторые из наиболее интересных для ауди
тории тем:
акупунктура
стихийные бедствия
вегетарианство
жестокое обращение с детьми
иммиграция
фондовый рынок
сексуальное преследование
сцены насилия в СМИ
глобальное потепление
социальное страхование
гомофобия
охрана окружающей среды
цензура
СПИД
клонирование
бедность
дискриминация
Помните о том, что названия тем это всего лишь
«заголовки». Если какая либо из этих тем покажет
ся вам ближе других, работайте над ней, пока вы не
найдете точку зрения, с которой данная тема будет
выглядеть интеллектуально стимулирующей.
Креативность
Принцип третий. Аудитория более способна вос
принимать, понимать и запоминать информацию, при
изложении которой используется творческий подход.
Креативность можно определить как способность
человека генерировать новые или оригинальные
идеи и точки зрения (Eysenck, 1994). Хотя возмож
но, вы относитесь к числу людей, считающих, что
«мне это не дано», креативной личностью может
стать каждый, кто готов развивать в себе данную спо
собность. Давайте посмотрим, что мы можем сделать
для того, чтобы наше выступление стало творческим.
Креативность — способность человека ге
нерировать новые или оригинальные идеи и
точки зрения.