ТЕКСТ 30
дйаур акшини чакшур абхут патангах
пакшмани вишнор ахани убхе ча
тад-бхру-виджрмбхах парамештхи-дхишнйам
апо 'сйа талу раса эва джихва
дйаух - сфера космоса; акшини - глазные яблоки; чакшух - глаза (зрение); абхут - стала; патангах - солнце; пакшмани - веки; вишнох - Личности Бога, Шри Вишну; ахани - день и ночь; убхе - оба; ча - и; тат - Его; бхру - бровей; виджрмбхах - движения; парамештхи - высшего существа (Брахмы); дхишнйам - пост; апах - Варуна, правитель вод; асйа - Его; талу - небо; расах - сок; эва - несомненно; джихва - язык.
Космическая сфера - Его глазницы, а Солнце олицетворяет собой Его зрение. Его веки - это день и ночь, а движения Его бровей - обитель Брахмы и великих личностей, подобных ему. Его небо - властитель вод Варуна, а сок, то есть сущность всего, - Его язык.
КОММЕНТАРИЙ: Может показаться, что приведенное в этом стихе описание противоречит здравому смыслу, так как сначала в этом стихе глазами вселенской формы Господа называют космическое пространство, а затем - солнце. Но учение шастр не укладывается в тесные рамки здравого смысла. Мы должны принять описание, данное шастрами, и думать больше о вират-рупе, чем о здравом смысле. Здравый смысл всегда несовершенен, тогда как описания шастр всегда цельны и совершенны. Если же мы замечаем то или иное противоречие, виной тому не шастры, а наше собственное несовершенство. В этом состоит суть метода постижения ведической мудрости.
ТЕКСТ 31
чхандамсй анантасйа широ грнанти
дамштра йамах снеха-кала двиджани
хасо джанонмада-кари ча майа
дуранта-сарго йад-апанга-мокшах
чхандамси - ведические гимны; анантасйа - Всевышнего; ширах - мозг; грнанти - говорят; дамштрах - челюсти с зубами; йамах - Йамараджа, повелитель грешников; снеха-калах - искусство любви; двиджани - ряд зубов; хасах - улыбка; джана-унмада-кари - самая обольстительная; ча - также; майа - иллюзорная энергия; дуранта - непревзойденное; саргах - материальное творение; йат-апанга - чей взгляд; мокшах - брошенный на.
Ведические гимны - это мозг Господа, Его челюсти - Йама, бог смерти, карающий грешников. Искусство любви - Его зубы, а обольстительная иллюзорная материальная энергия - улыбка Господа. Весь необозримый океан материального творения - не более чем Его взгляд, который Он бросает на нас.
КОММЕНТАРИЙ: Как утверждают Веды, материальное творение возникает оттого, что Господь бросает взгляд на материальную энергию, которая названа здесь обольстительной и иллюзорной. Очарованные материей обусловленные души должны уяснить себе, что временное материальное творение - всего лишь имитация реальности, и те, кого околдовал обольстительный взгляд Господа, оказываются во власти Йамараджи, повелителя грешников. Нежная улыбка Господа обнажает Его зубы. Усвоив эти истины о Господе, разумный человек полностью предается Ему.
ТЕКСТ 32
вридоттарауштхо 'дхара эва лобхо
дхармах стано 'дхарма-патхо 'сйа прштхам
кас тасйа медхрам вршанау ча митрау
кукших самудра гирайо 'стхи-сангхах
врида - скромность; уттара - верхняя; оштха - губа; адхарах - подбородок; эва - несомненно; лобхах - страстное желание; дхармах - религия; станах - грудь; адхарма - безверия; патхах путь; асйа - Его; прштхам - спина; ках - Брахма; тасйа - Его; медхрам - гениталии; вршанау - яички; ча - также; митрау - Митра-варун; кукших - талия; самудрах - океаны; гирайах - холмы; астхи - костей; сангхах - совокупность.
Скромность - верхняя губа Господа, страстное желание - Его подбородок. Религия - Его грудь, а безбожие - спина. Брахмаджи, порождающий все живые существа материального мира, - гениталии Господа, а Митра-варуны - два Его яичка. Океан - Его талия, а холмы и горы - Его скелет.
КОММЕНТАРИЙ: Вопреки мнению недалеких философов, Верховный Господь вовсе не безличен. Он - Верховная Личность, и это подтверждают все подлинные ведические писания. Но Его личность не соответствует нашим представлениям о том, что такое личность. Здесь говорится, что Брахмаджи выполняет функцию Его гениталий, а Митра-варуны являются Его яичками. Следовательно, Его тело имеет все необходимые органы, но они отличаются от наших и обладают иными возможностями. Поэтому когда Господа называют безличным, это значит, что Его личность отличается от наших весьма несовершенных представлений о личности. Господу можно поклоняться, видя составные части Его гигантского тела, вират-пуруши, даже в холмах и горах, океане и небе. Вират-рупа, которую Господь Кршна явил Арджуне, - это вызов, брошенный всем неверующим.
ТЕКСТ 33
надйо 'сйа надйо 'тха тану-рухани
махи-руха вишва-танор нрпендра
ананта-вирйах шваситам матаришва
гатир вайах карма гуна-правахах
надйах - реки; асйа - Его; надйах - вены; атха - и затем; тану-рухани - волосы на теле; махи-рухах - растения и деревья; вишва-танох - вселенской формы; нрпа-индра - о царь; анантавирйах - всемогущего; шваситам - дыхание; матаришва - воздух; гатих - движение; вайах - проходящие века; карма - деятельность; гуна-правахах - взаимодействия гун природы.
О царь, реки - это вены Господа, деревья - волоски на Его гигантском теле, а всемогущий воздух - Его дыхание. Проносящиеся века - движения Господа, а Его деяния - взаимодействия трех гун материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ: Господь, Личность Бога - не безжизненный камень. Он не бездеятелен, вопреки необоснованным доктринам некоторых философских школ. Его движения совпадают с ходом времени, поэтому Ему известно все о прошлом и будущем, так же как и о Своих действиях в настоящем. Он знает абсолютно все. Обусловленными душами управляют гуны материальной природы, взаимодействия которых являются деятельностью Господа. Как утверждается в «Бхагавад-гите» (7.12), гуны природы действуют под Его контролем, следовательно в природе ничего не происходит случайно или само собой. Сила, приводящая в движение все сущее, - это воля Господа, следовательно, вопреки бытующему мнению, Он никогда не бездействует. В Ведах сказано, что Верховному Господу ничего не приходится делать Самому, как впрочем и всякому, кто занимает высокое положение: все делается по Его указанию. Говорится, что даже травинка не шелохнется без Его дозволения. В «Брахма-самхите» (5.48) сказано, что время существования всех вселенных и их правителей (Брахм) ограничено одним Его вздохом. Это подтверждает и данный стих. Воздух, в котором парят вселенные и планеты, - не что иное, как часть воздуха, выдыхаемого непревзойденным вират-пурушей. Поэтому, даже изучая реки, деревья, воздух и проносящиеся века, можно постичь Личность Бога и не попасть в ловушку ложных представлений о Господе как о чемто бесформенном. В «Бхагавад-гите» (12.5) утверждается, что те, кого привлекает безличный аспект Высшей Истины, встречают на своем пути гораздо больше трудностей, нежели люди, у которых хватает разума на то, чтобы постичь Ее личностную форму.
ТЕКСТ 34
ишасйа кешан видур амбувахан
васас ту сандхйам куру-варйа бхумнах
авйактам ахур хрдайам манаш ча
са чандрамах сарва-викара-кошах
ишасйа - верховного владыки; кешан - волосы на голове; видух - ты можешь узнать это от меня; амбу-вахан - облака, несущие влагу; васах ту - платье; сандхйам - рассветы и закаты; куру-варйа - о лучший из Куру; бхумнах - Всемогущего; авйактам - первичная причина материального творения; ахух - говорится; хрдайам - разум; манах ча - и ум; сах - Он; чандрамах - луна; сарвавикара-кошах - источник всех перемен.
О лучший из Куру, облака, несущие влагу, - это волосы на голове Господа, рассветы и закаты - Его одеяния, а первопричина материального творения - Его разум. Ум Господа - луна, являющаяся источником всех перемен.
ТЕКСТ 35
виджнана-шактим махим амананти
сарватмано 'нтах-каранам гиритрам
ашвашватарй-уштра-гаджа накхани
сарве мргах пашавах шрони-деше
виджнана-шактим - сознание; махим - первооснова материи; амананти - так это называют; сарва-атманах - вездесущего; антах-каранам - эго; гиритрам - Рудра (Рива); ашва - лошадь; ашватари - мул; уштра - верблюд; гаджах - слон; накхани - ногти; сарве - все другие; мргах - олени; пашавах - четвероногие; шронидеше - в области пояса.
Как утверждают знатоки, первооснова материи [махат-таттва] - сознание вездесущего Господа, а Рудрадева - Его эго. Лошадь, мул, верблюд и слон - Его ногти, а дикие животные и все четвероногие находятся в области Его поясницы.
ТЕКСТ 36
вайамси тад-вйакаранам вичитрам
манур маниша мануджо нивасах
гандхарва-видйадхара-чаранапсарах
свара-смртир асураника-вирйах
вайамси - разновидности птиц; тат-вйакаранам - слова; вичитрам - художественные; манух - отец человечества; маниша - мысли; мануджах - человечество (сыновья Ману); нивасах - местопребывание; гандхарва - человеческие существа, называемые гандхарвами; видйадхара - видйадхары; чарана - чараны; апсарах - ангелы; свара - музыкального ритма; смртих - память; асура-аника - воители-демоны; вирйах - доблесть.
Различные виды птиц - выражение Его безукоризненного художественного вкуса. Ману, прародитель людского рода, - олицетворение Его разума, а человечество - Его обитель. Небожители, имеющие человеческий облик: гандхарвы, видйадхары, чараны и ангелы, - воплощение присущего Ему чувства музыкального ритма, а демоны-воители олицетворяют собой несравненную доблесть Господа.
КОММЕНТАРИЙ: Эстетический вкус Господа проявляется в мастерски созданном Им красочном разнообразии птиц: павлинов, попугаев, кукушек и многих других. Небожители, имеющие человеческий облик - гандхарвы и видйадхары, - способны очаровать своим пением даже полубогов с райских планет. Ритм их песнопений представляет собой музыкальный слух Господа. Так может ли Господь быть безличным? Музыкальный слух, художественный вкус и непогрешимый интеллект указывают на то, что Он - верховная личность. «Ману-самхита» - классический свод законов человеческого общества, и каждый человек в своей жизни должен руководствоваться этой великой книгой, содержащей сведения об устройстве общества. Человеческое общество - это обитель Господа, и потому предназначение человека заключается в том, чтобы осознать Бога и общаться с Ним. Человеческая форма жизни дает обусловленной душе возможность возродить свое изначальное сознание Бога и тем самым исполнить миссию своей жизни. Махараджа Прахлада - истинный представитель Господа, родившийся в семье асуров. Все живые существа пребывают в гигантском теле Господа, и у всех без исключения - свои обязанности по отношению к верховному телу. Отказ от выполнения обязанностей, возложенных на каждое живое существо, неминуемо приводит к конфликтам, но когда люди восстановят свою связь с Верховным Господом, в отношениях между всеми живыми существами - даже между дикими животными и людьми - воцарится гармония. Господь Чаитанйа Махапрабху продемонстрировал единство всех живых существ в джунглях Мадхйа-Прадеша, где даже тигры, слоны и другие дикие животные прославляли вместе с Ним Верховного Господа. Таков путь, ведущий к согласию и миру во всем мире.
ТЕКСТ 37
брахмананам кшатра-бхуджо махатма
вид урур ангхри-шрита-кршна-варнах нанабхидхабхиджйа-ганопапанно дравйатмаках карма витана-йогах
брахма - брахманы; ананам - лицо; кшатра - кшатрии; бхуджах - руки; махатма - вират-пуруша; вит - вайшьи; урух - бедра; ангхри-шрита - под защитой Его стоп; кршна-варнах - шудры; нана - различные; абхидха - по именам; абхиджйа-гана - полубоги; упапаннах - подвластные; дравйа-атмаках - то, что используется для жертвоприношения; карма - деятельность; витана-йогах - совершение жертвоприношений.
Лицо вират-пуруши - это брахманы, Его руки - кшатрии, бедра - вайшьи, шудры же пребывают в сени Его стоп. Все полубоги, которым поклоняются в этом мире, также подвластны Господу, и потому долг каждого - совершать жертвоприношения, принося в жертву все, чем можно заслужить Его благосклонность.
КОММЕНТАРИЙ: В данном стихе выдвинута, по сути дела, доктрина монотеизма. В ведических писаниях упоминаются жертвоприношения многочисленным полубогам, известным под разными именами, однако здесь сказано, что весь сонм полубогов является составной частью вселенской формы Верховной Личности Бога. Все они - лишь неотъемлемые частицы изначального целого. Все классы, на которые разделено человеческое общество - брахманы (класс интеллектуалов), кшатрии (правители), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие), - также находятся в теле Всевышнего, поэтому всем людям рекомендуется совершать жертвоприношения, цель которых - удовлетворить Всевышнего. Обычно для жертвоприношений используются топленое масло и зерно, однако сейчас люди научились делать много разных вещей, пользуясь природными ресурсами, которые даны Богом. Поэтому, чтобы умножить славу Господа, человечество должно научиться использовать для жертвоприношений не только топленое масло, но и все, что оно производит. Тогда человеческое общество станет совершенным. Класс интеллектуалов (брахманы) будут руководить жертвоприношениями, следуя указаниям ачарьев прошлого. Правители предоставят им все необходимое для проведения жертвоприношений, вайшьи (торговцы и производители материальных благ) дадут произведенные ими продукты, а шудры будут способствовать успешному проведению жертвоприношений физическим трудом. Так, сотрудничая друг с другом, все классы людей смогут совершать предписанное для этого века жертвоприношение - совместное воспевание святого имени Господа на благо всех людей Земли.
ТЕКСТ 38
ийан асав ишвара-виграхасйа
йах саннивешах катхито майа те
сандхарйате 'смин вапуши стхавиштхе
манах сва-буддхйа на йато 'сти кинчит
ийан - все эти; асау - это; ишвара - Верховного Господа; виграхасйа - формы; йах - что бы ни; саннивешах - как они расположены; катхитах - объяснено; майа - мной; те - тебе; сандхарйате - можно сосредоточиться; асмин - на этой; вапуши - форме вират; стхавиштхе - в грубом; манах - умом; сва-буддхйа – своим разумом; на - не; йатах - вне Его; асти - есть; кинчит - что-либо еще.
Итак, я описал тебе вселенскую форму Личности Бога, состоящую из грубых материальных элементов. Тот, кто действительно стремится к освобождению, сосредоточивает свой ум на этой форме Господа, потому что в материальном мире нет ничего, кроме нее.
КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (9.10) Верховная Личность Бога говорит, что материальная природа всего лишь исполняет Его волю. Она является одной из многочисленных энергий Господа и подчиняется только Ему. Будучи верховным трансцендентным Господом, Он одним Своим взглядом возбуждает материальную субстанцию, а действия, которые совершаются в результате этого, проявляются одно за другим, проходя через шесть стадий последовательных изменений. Так все материальное творение приходит в движение, появляясь и исчезая в назначенный срок.
Мысль о существовании непостижимой энергии Господа Шри Кришны, с помощью которой Он появляется в облике человека, не умещается в головах людей, обладающих ничтожными знаниями (Б.-г., 9.11). Он приходит в материальный мир как один из нас, и в этом также проявляется Его беспричинная милость к падшим душам. Господь трансцендентен к любым материальным понятиям, но по беспричинной милости к Своим чистым преданным Он нисходит на Землю и проявляет Себя как Личность Бога. В силу своей чрезмерной привязанности к атомной энергии и грандиозной вселенской форме философы-материалисты и ученые с боЯльшим почтением относятся к внешнему феноменальному аспекту материального проявления, чем к ноуменальной* сущности духовного бытия. Трансцендентная форма Господа не подчиняется законам материальной деятельности, и, поскольку философы-материалисты и ученые судят обо всем, опираясь на собственный ограниченный опыт, им чрезвычайно трудно понять, как Господь может быть одновременно локализован и всепроникающ. Они не способны признать существования личностного аспекта Верховного Господа, поэтому Господь по Своей милости являет им аспект вират Своей трансцендентной формы, и здесь Шукадева Госвами дает яркое описание этой формы Господа. Он заключает, что гигантский аспект Господа охватывает собой все. Ни один философ-материалист не способен выйти за рамки концепции гигантской вселенской формы. Неустойчивый ум материалистов постоянно переключается с одного предмета на другой, поэтому им рекомендуют думать о Господе, размышляя о той или иной части Его гигантского тела. Тогда с помощью одного только разума человек сможет осознать присутствие Господа во всех проявлениях материального мира: лесах, горах, океанах, людях, животных, полубогах, птицах, зверях и т.д. Каждая частица материального проявления является частью гигантского тела Господа, что дает возможность сосредоточить неустойчивый ум только на Господе. Сосредоточивая ум на различных частях тела Господа, материалист постепенно избавится от своего воинствующего демонического безбожия, и им овладеет стремление к преданному служению Господу. Поскольку все сущее является неотъемлемой частью Полного Целого, неофит со временем поймет смысл гимнов «Ьшопанишад», которые утверждают, что Верховный Господь присутствует всюду, и научится вести себя так, чтобы не наносить оскорблений телу Господа. Сознание присутствия Бога обуздает гордыню человека и избавит его от сомнений в существовании Господа. Так можно научиться оказывать почтение всему сущему, поскольку все, что мы видим вокруг, является частью тела Всевышнего.
* Ноумен - то, что постигается умом или в процессе откровения, в отличие от феномена, воспринимаемого грубыми материальными чувствами. (Прим. переводчика.)
ТЕКСТ 39
са сарва-дхи-врттй-анубхута-сарва
атма йатха свапна-джанекшитаиках
там сатйам ананда-нидхим бхаджета
нанйатра саджджед йата атма-патах
сах - Он (Верховная Личность); сарва-дхи-вртти - процесс познания всеми видами разума; анубхута - сознающий; сарве - каждого; атма - Сверхдуша; йатха - так же как; свапна-джана - спящим человеком; икшита - увиденное; эках - тот же самый; там - Ему; сатйам - Высшей Истине; ананда-нидхим - океану блаженства; бхаджета - нужно поклоняться; на - никогда; анйатра - к чему-либо еще; саджджет - быть привязанным; йатах - посредством чего; атма-патах - собственная деградация.
Следует сосредоточить ум на Верховной Личности Бога, которая распространяет Себя в самых разнообразных проявлениях, подобно обыкновенному человеку, создающему во сне тысячи разных образов. Необходимо сосредоточить ум на Нем - единой исполненной блаженства Абсолютной Истине. Те, кто не делает этого, сходят с истинного пути и становятся причиной собственной деградации.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе великий Госвами Шрила Рукадева говорит о преданном служении Господу. Он пытается объяснить нам, что, вместо того чтобы отвлекаться на различные методы самоосознания, мы должны полностью сосредоточиться на Верховной Личности Бога - высшем объекте познания, поклонения и преданности. Встать на путь самоосознания - значит прекратить борьбу за материальное существование и начать бороться за вечную жизнь, поэтому внешняя энергия предлагает йогу или преданному много иллюзорных соблазнов, пытаясь вновь заковать этого отважного борца в кандалы материального рабства. Йог может достичь поразительных результатов в совершенствовании своих материальных способностей, в частности анимы и лагхимы, позволяющих ему по своему желанию становиться меньше наименьшего и легче наилегчайшего. Соблазны могут прийти к нему также в виде материальных благ - богатства или женщин. Однако в этом стихе Шрила Шукадева Госвами предостерегает нас, напоминая, что вновь попасть в ловушку таких иллюзорных материальных удовольствий - значит деградировать и продолжать отбывать заключение в тюрьме материального мира. Учитывая это, человек должен прислушиваться только к голосу своего бдительного разума.
Верховный Господь один, но Он распространяет Себя во множество экспансий, следовательно, Он - Сверхдуша всего сущего. Когда наш взгляд падает на что-либо, мы должны помнить, что наше виЯдение вторично, тогда как виЯдение Господа первично. Невозможно увидеть то, чего еще не видел Господь, - гласят Веды и Упанишады. Поэтому, что бы мы ни делали и что бы мы ни видели, Сверхдушой любого нашего действия или наблюдения всегда является Господь. Эту доктрину одновременного единства и различия индивидуальной души и Сверхдуши - философию ачинтйа-бхедабхеда-таттвы - проповедовал Господь Шри Чаитанйа Махапрабху. Вират-рупа, вселенская форма Верховного Господа, включает в себя все проявленное в материальном мире, следовательно, вират (вселенская форма Господа) - это Сверхдуша всего живого и неживого. Но вират-рупа является также проявлением Нарайаны, Вишну, поэтому, совершенствуя свое видение, человек постепенно осознает, что изначальная Сверхдуша всего сущего - Господь Кршна. Следовательно, необходимо без колебаний посвятить себя служению Господу Кршне или, в данном случае, Его полной экспансии, Нарайане, и никому другому. В ведических гимнах ясно сказано, что Нарайана бросает взгляд на материю, в результате чего возникает творение. До творения не было ни Брахмы, ни Ривы, не говоря уже обо всех остальных. Шрипада Ранкарачарйа безоговорочно признавал, что Нарайана находится вне материального творения, а все остальное - внутри него. Поэтому материальное творение одновременно тождественно Нарайане и отлично от Него, что подтверждает философию ачинтйа-бхедабхеда-таттвы Господа Шри Чаитанйи Махапрабху. Как порождение энергии взгляда Нарайаны, материальное творение неотлично от Господа. Но поскольку творение создается внешней энергией Господа (бахиранга майей) и отделено от внутренней энергии (атма-майи), оно одновременно отлично от Него. В этом стихе приведен весьма удачный пример со сновидениями. Во сне человек создает различные ситуации и из простого наблюдателя превращается в участника событий, испытывая на себе их последствия. В сущности, материальное творение подобно сну, который видит Господь, но в отличие от нас, Он, как трансцендентная Сверхдуша, не попадает под влияние этого творения, являющегося Его сном, и не запутывается в его последствиях. Он всегда занимает Свое трансцендентное положение, хотя по сути является всем, и нет ничего, что существовало бы отдельно от Него. Будучи Его частицей, человек должен сосредоточить все свои помыслы только на Нем, не отвлекаясь ни на что другое. Иначе он неминуемо попадет под власть различных энергий материального мира. В «Бхагавад-гите» (9.7) это подтверждается следующим образом:
сарва-бхутани каунтейа пракртим йанти мамикам
калпа-кшайе пунас тани калпадау висрджамй ахам
«О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, а в начале следующей Я с помощью Своей энергии вновь создаю этот мир».
Однако человеческая форма жизни дает живому существу возможность разорвать порочный круг созидания и уничтожения. Она позволяет ему выйти из-под власти внешней энергии Господа и войти в царство Его внутренней энергии.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к первой главе Второй песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Первый шаг в познании Бога».
ГЛАВА ВТОРАЯ
Господь в сердце
ТЕКСТ 1
шри-шука увача
эвам пура дхаранайатма-йонир
наштам смртим пратйаварудхйа туштат
татха сасарджедам амогха-дрштир
йатхапйайат праг вйавасайа-буддхих
шри-шуках увача - Шри Шукадева Госвами сказал; эвам - таким же образом; пура - до проявления космоса; дхаранайа - такой мыслью; атма-йоних - Брахмаджи; наштам - утраченную; смртим - память; пратйаварудхйа - восстановив сознание; туштат - благодаря тому, что удовлетворил Господа; татха - таким образом; сасарджа - сотворил; идам - этот материальный мир; амогха-дрштих - тот, кто обрел ясное виЯдение; йатха - как; апйайат - создавал; прак - как прежде; вйавасайа - непоколебимый; буддхих - разум.
Шри Шукадева Госвами сказал: Еще до проявления этого космоса Господь Брахма, медитируя на вират-рупу и умилостивив Верховного Господа, восстановил свое изначальное сознание. Так он смог воссоздать творение таким, каким оно было прежде.
КОММЕНТАРИЙ: Случай с Брахмаджи, о котором говорится в этом стихе, - пример забывчивости живого существа. Брахмаджи - воплощение одного из материальных атрибутов Господа. Являясь воплощением материальной гуны страсти, он уполномочен Господом создавать это прекрасное материальное творение. И все же, поскольку он - всего лишь одно из миллиардов живых существ, он склонен забывать искусство созидания. Всем живым существам, начиная с Брахмы и кончая ничтожным муравьем, свойственно забывать, и избавиться от этого можно, медитируя на вират-рупу Господа. Такой шанс предоставляется живому существу только в человеческой форме жизни, и тот, кто последует совету, данному в «Шримад-Бхагаватам», и начнет медитировать на виратрупу, сможет возродить свое чистое сознание и одновременно избавится от склонности забывать о своих вечных отношениях с Господом. И когда пелена забвения спадает с живого существа, оно обретает, как говорится в этом стихе и в «Бхагавад-гите» (2.41), вйавасайа-буддхи. Такая непоколебимая решимость, основанная на знании, приводит живое существо к тому, в чем оно больше всего нуждается, - к любовному служению Господу. Царство Бога безгранично, поэтому у Него бесконечное число рук - Его помощников. В «Бхагавад-гите» (13.14) утверждается, что Господь имеет руки, ноги, глаза и рты в каждом уголке Своего творения. Это значит, что экспансии отделенных частиц Господа, называемые дживами (живыми существами), - Его руки-помощники, призванные, каждая по-своему, служить Ему. Однако обусловленная душа, даже если она занимает положение Брахмы, под влиянием иллюзорной материальной энергии, порождаемой ложным эго, забывает об этом. Этот ложный эгоизм можно искоренить, возродив в себе сознание Бога. Достичь освобождения - значит пробудиться от сна забвения и по примеру Брахмы посвятить себя истинному любовному служению Господу. Служение Брахмы - это служение освобожденного существа: оно не имеет ничего общего с так называемым альтруистическим служением, полным ошибок и иллюзий. Освобождение - это ни в коем случае не бездействие, это служение, свободное от человеческих ошибок.
ТЕКСТ 2
шабдасйа хи брахмана эша пантха
йан намабхир дхйайати дхир апартхаих
парибхрамамс татра на виндате 'ртхан
майамайе васанайа шайанах
шабдасйа - ведического звука; хи - несомненно; брахманах - Вед; эшах - эти; пантхах - путь; йат - которое; намабхих - под различными именами; дхйайати - обдумывает; дхих - разум; апартхаих - бессмысленными идеями; парибхраман - скитаясь; татра - там; на - никогда; виндате - наслаждается; артхан - реалиями; майа-майе - в иллюзорном; васанайа - различными желаниями; шайанах - как бы во сне.
Ведические мантры составлены таким образом, что вводят людей в заблуждение, направляя их разум на бессмысленные вещи, вроде райских царств. Обусловленные души витают в мечтах об иллюзорных райских наслаждениях, но на самом деле и в раю они не испытывают истинного счастья.
КОММЕНТАРИЙ: Обусловленная душа никогда не теряет надежды найти счастье в материальном мире, и в поисках его готова отправиться даже в самые отдаленные уголки вселенной. Ее уже не устраивают условия жизни на Земле, богатства которой она эксплуатирует изо всех сил. Она хочет попасть на Луну или Венеру, чтобы эксплуатировать ресурсы и этих планет. Но в «Бхагавадгите» (8.16) Господь, предостерегая нас, говорит, что жизнь на любой из бесчисленных планет этой вселенной или других планетных систем одинаково бессмысленна. Вселенным нет числа, и в каждой из них бесчисленное множество планет. Но ни на одной из них нет спасения от страданий материального бытия: мук рождения, смерти, старости и болезней. Господь говорит, что даже высшая планета - Брахмалока (или Сатьялока), не говоря уже о райских планетах, - не подходит для жизни, поскольку и там живые существа обречены на те же материальные страдания. Обусловленные души находятся под властью законов кармической деятельности. Послушные этим законам, они, словно неразумные дети на карусели, то поднимаются до Брахмалоки, то опускаются до Паталалоки. Истинное счастье можно обрести только в царстве Бога, где никому не приходится испытывать страдания материального бытия. Итак, следуя по указанному Ведами пути кармической деятельности, живые существа сбиваются с истинного пути. Человек думает, что будет счастлив в той или иной стране, на той или иной планете, но нигде в материальном мире он не найдет того, чего на самом деле ищет, - вечной жизни, совершенного знания и полного блаженства. Шрила Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту, что ему в преддверии смерти, вместо того чтобы стремиться попасть на райские планеты, нужно подготовиться к возвращению домой, обратно к Богу. Никакие материальные планеты и самые прекрасные условия жизни на них не являются вечными, поэтому человек должен полностью избавиться от желания наслаждаться временным счастьем, доступным на этих планетах.