Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Происхождение и положение илотов




Уже в древности существовал удивительный разнобой мнений относительно происхождения илотов. Однако все без исключения античные авторы сходились в одном: илотия в Спарте - это особая форма рабства, отличная от классического его варианта и возникшая как результат порабощения дорийскими завоевателями лаконских и мессенских греков. В своем окончательном виде институт илотии в Спарте сложился не раньше окончания Второй Мессенской войны, т.е. в конце VII в. до н.э., приняв форму коллективного, или государственного рабства, при котором община-завоевательница стала коллективной собственницей всего завоеванного населения. Это был длительный и постепенный процесс, завершившийся только спустя триста лет после прихода дорийцев в Спарту. Первыми илотами скорее всего стали жители тех ахейских городов, которые оказали сопротивление дорийским завоевателям. Опальные города были разрушены, а жители превращены в илотов. В традиции осталось название одного из подобных городков на юге Лаконии, Гелоса. Эфор, заметив этимологическую близость между словом "илот" (по-гречески оно произносится как "heilos") и названием этого города, предположил, что первыми илотами стали жители Гелоса.

(СТРАБОН. ГЕОГРАФИЯ, VIII, 5,4, р.364-365)

Эфор40 сообщает, что Гераклиды - Еврисфен и Прокл, захватив Лаконику,41 разделили ее на шесть частей и заложили в этой области основы городской и государственной жизни... Все периеки подчинялись спартанцам, но пользовались общими законами и принимали участие в государственных делах и учреждениях. Сын Еврисфена Агис лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати. Все периеки подчинились этому приказу, гелеи же, во владении которых находился Гелос (и называются они илоты),42 подняли восстание; их захватили и обратили в рабов, правда, с некоторыми ограничениями: владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу. Эта война была названа войной против илотов. Илотию установили Агис43 и его сподвижники, и просуществовала она вплоть до римского завоевания. Спартанцы имели в лице илотов род общественных рабов,44 отведя им поселения и определив повинности...

Перевод В.Г.Боруховича

Положение спартанских илотов, по-видимому, было гораздо унизительнее, чем положение рабов в любом другом греческом полисе. Масштабный психологический прессинг, применяемый по отношению к ним, способствовал формированию у илотов стереотипа поведения по "рабскому" типу. Во фрагменте Мирона из Приены, сохраненном у Афинея, показан весь комплекс мер, направленных на физическое и морально-психологическое подавление илотов.

(АФИНЕЙ, XIV, 657 D)

О том, с какой дерзостью и высокомерием лакедемоняне вели себя по отношению к илотам, свидетельствует и Мирон из Приены во второй книге своих мессенских штудий: "А все, что они поручают илотам, связано с позором и унижением. Так им полагается носить шляпы из собачьей кожи и одеваться в шкуры животных. Ежегодно илоты получают определенное число ударов, даже если они и не совершили никакого преступления. Это делается для того, чтобы илоты всегда помнили, что они - рабы. Кроме того, если кто-нибудь из них своим внешним видом начинает сильно отличаться от раба, то и он сам наказывается смертью, и на хозяина его накладывается штраф за то, что тот вовремя не пресек чрезмерного развития своего илота".

Перевод Л.Г.Печатновой

Страх, который внушали илоты спартанцам, заставлял последних жить в атмосфере постоянной "военной"опасности. Воспринимая илотов как внутренних врагов, спартанцы питали к ним глубочайшее недоверие. О степени этого недоверия свидетельствует отрывок из утраченного политического трактата Крития, активного участника тирании Тридцати в Афинах и известного лаконофила. Этот фрагмент приводит в своей речи "О рабстве" писатель-софист IVв. Либаний, работавший в жанре ораторской прозы.

(ЛИБАНИЙ, XXV, 63)

Лакедемоняне дали себе против илотов полную свободу убивать их, и о инх Критий говорит, что в Лакедеимоне существует самое полное рабство одних и самая полная свобода других. Ведь из-за чего другого, - говорит сам Критий, - как не из-за недоверия к этим самым илотам спартиат отбирает у них дома ручку щита? Ведь он не делает это на войне, потому что там часто необходимо быть в высшей степени расторопным. Он всегда ходит, держа в руках копье, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется, будучи вооружен одним лишь щитом. Они изобрели себе также и запоры, с помощью которых они полагают преодолеть козни илотов.

Это было бы то же самое, что жить совместно с кем-нибудь, испытывая перед ним страх и не смея отдохнуть от ожидания опасностей. И как могут те, которых и во время завтрака, и во сне, и при отправлении какой-либо другой потребности, вооружает страх по отношению к рабам, как могут такие люди... наслаждаться настоящей свободой?... Подобно тому, как цари у них отнюдь не были свободными, ввиду того, что эфоры имели власть вязать и казнить царя, так и все спартиаты лишились своей свободы, живя в условиях ненависти со стороны рабов.

Перевод А.Я.Гуревича

И вопрос 7 наконец-то(а то заеб.уже)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1113 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.