Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Судебно-психиатрическая оценка. Оценка вменяемости при дебильности сложна, вместе с тем среди обвиняемых умственно отсталые встречаются нередко




 

Оценка вменяемости при дебильности сложна, вместе с тем среди обвиняемых умственно отсталые встречаются нередко. Экспертный опыт говорит о том, что умственно отсталые совершают кражи, угоны транспортных средств; насильственные действия бывают реже.

При решении вопроса о вменяемости этих лиц главное место занимает выяснение интеллектуальной недостаточности, возможности ориентироваться в практических житейских делах, способности обследуемого к компенсации имеющегося дефекта, сохранности к адаптации.

Особое место принадлежит эмоционально-волевым расстройствам, которые усугубляют имеющийся дефект и мешают осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Для оценки степени психических нарушений при дебильности имеют значение такие клинические признаки, как слабость суждений и особенно нарушение критики.

Кроме того, эксперт выявляет наличие и выраженность типичных для дебильности психопатологических нарушений: повышенной внушаемости и подчиненности, нарушение внимания, расстройств памяти, примитивности эмоций, импульсивности действий и т.д. Необходимо выяснить способность больного ориентироваться в конкретной ситуации, активность и целенаправленность в поступках, приспособляемость к новым условиям, способность участвовать в трудовой деятельности.

 

П р и м е р

Обследуемый И., 22 лет, обвиняется в изнасиловании. Наследственность не отягощена. В детстве перенес пневмонию, корь, дизентерию в тяжелой форме. Отставал в психическом развитии. Был вспыльчивым, драчливым. В школе с 8 лет, дважды оставался на повторный курс в первом классе, переведен во вспомогательную школу. На уроках неусидчив, расторможен. Дома груб, агрессивен по отношению к матери, часто убегал из дома, совершал мелкие кражи, в связи с чем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. С четырнадцати лет находился под наблюдением психоневрологического диспансера с диагнозом: олигофрения в степени дебильности.

Окончив 6 классов вспомогательной школы, работал кровельщиком. К работе относился недобросовестно, допускал прогулы, употреблял спиртные напитки. В 20 лет женился, имеет дочь. В алкогольном опьянении совершил изнасилование гр. А.

Психическое состояние: во время беседы несколько развязан, не ощущает дистанции, раздражителен, обидчив. Сведения излагает последовательно, фиксирует внимание врача на том, что состоит на учете у психиатра. При этом старается показать себя "тяжелобольным", просит помочь ему. Словарный запас ограничен, объем знаний и представлений бедный, вместе с тем хорошо ориентируется в практических вопросах. Мышление конкретного типа, достаточно последовательное, логичное. Склонен к аггравации своей интеллектуальной ограниченности. Правонарушение не отрицает, но ссылается на запамятование некоторых своих действий, пытается уверить, что у него в период правонарушения "что-то случилось с головой". Вместе с тем сожалеет о содеянном, понимает противоправность и наказуемость своих действий, озабочен исходом дела. В отделении склонен к нарушению режима, конфликтует с медперсоналом, но при замечании легко корригирует свое поведение.

Заключение: олигофрения в степени легкой дебильности; вменяем.

 

Определение вменяемости-невменяемости при эмоционально-волевых расстройствах неодинаково.

Выраженные эмоционально-волевые нарушения, усугубляя интеллектуальную недостаточность, при общей отрицательной динамике и неудовлетворительной социальной адаптации свидетельствуют о глубокой дебильности и дают основания считать обследуемых невменяемыми.

 

П р и м е р

Обследуемый В., 23 лет, обвиняется в убийстве 3-х летнего племянника. Отец умственно отсталый, сестра больна эпилепсией. Гр. В. отставал в психическом и физическом развитии, рос тихим, замкнутым. В школе с девяти лет материал не усваивал, в первом и во втором классах оставался на второй год, в дальнейшем с трудом переходил из класса в класс. Окончив 8 классов, поступил в ПТУ, но учиться не смог, так как не справлялся с программой. В последующем не работал, в 19 лет установлена инвалидность II группы, дома помогал матери по хозяйству. Родственники характеризуют его трудолюбивым, но вспыльчивым, злобным, иногда у него отмечались "вспышки ярости", во время которых он избивал членов семьи. В день правонарушения ожидал получения пенсии, был напряженным, злобным, бранил почтальона, который не принес деньги. В это время его 3-х летний племянник попросил хлеба и воды, в ответ на это гр. В. стал избивать ребенка руками, ногами, бил его головой о стену.

Психическое состояние: во время беседы сидит в однообразной позе, опустив голову, при обращении к нему иногда робко улыбается. Движения замедленные, угловатые, неуклюжие. Сведения о себе сообщает кратко, непоследовательно, после настойчивых расспросов, говорит простыми, короткими фразами. Речь бедна, запас общеобразовательных сведений скудный; едва читает по слогам, простые арифметические действия выполняет с ошибками, не улавливает переносного смысла пословиц и поговорок. При расспросах о правонарушении не высказывает сожаления о смерти племянника, не испытывает чувства вины, заявляет, что был очень зол на почтальона, который не принес пенсию, а племянник попался под "горячую руку". Обнаруживает повышенную внушаемость, стереотипно повторяет все, что говорят другие.

При шуме в палате, резком замечании пугается, становится растерянным, беспомощным, не может произнести ни одного слова, долго не успокаивается.

Заключение: олигофрения в степени выраженной дебильности; невменяем.

Меры медицинского характера в отношении невменяемых олигофренов должны быть дифференцированными. Следует учитывать глубину интеллектуальной недостаточности, выраженность и характер эмоционально-волевых расстройств, особенности и повторность правонарушений.

Лица с дисфорическими нарушениями склонны к повторным опасным действиям, их поведение плохо корректируется, поэтому следует рекомендовать направление таких больных на принудительное лечение в специализированные психиатрические больницы. Такие же меры следует применять в отношении дебильных личностей с расстройствами влечений, особенно сексуальных, поскольку опасные действия они зачастую совершают многократно при явном снижении способности регулировать свое поведение.

При иных типах нарушений эмоционально-волевой сферы применяют принудительное лечение в общих психиатрических больницах и иногда лечение на общих основаниях.

Показанием к прекращению или изменению вида принудительного лечения при олигофрении следует считать снижение активности, редукцию осложняющих состояние эмоционально-волевых расстройств.

Экспертиза потерпевших и свидетелей является одним из относительно частых видов судебно-психиатрического освидетельствования при олигофрении. Около половины всех таких экспертиз касаются дебильных личностей.

Особенно часто дебильные личности встречаются среди потерпевших по сексуальным делам.

Умственно отсталые девушки из-за снижения критики и усиленного полового влечения, нередко становятся жертвами сексуального посягательства, а нередко сами провоцируют его.

Способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания связаны с глубиной интеллектуальных расстройств и особенностями эмоционально-волевой сферы.

Глубокая дебильность предопределяет невозможность участия в судебно-следственных действиях в качестве потерпевшей. При вынесении подобного решения экспертам целесообразно указывать на беспомощное состояние таких лиц.

Легкая неосложненная дебильность обычно не препятствует выступать в качестве потерпевшей (свидетеля). Выраженные психопатоподобные нарушения с фантазированием, лживостью, расстройствами влечения обычно не позволяют правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Так же расценивается состояние большинства больных с гиподинамическим вариантом дебильности, у которых отмечается патологическая повышенная внушаемость и подчиняемость. Во всех таких случаях часто бывают оговоры и самооговоры больных, их показания изменчивы, зависят от содержания, тона вопроса, влияния лиц, присутствующих во время следствия.

Судебно-психиатрическое освидетельствование свидетелей, страдающих олигофренией, встречается реже, критерии экспертной оценки аналогичны, приведенным выше.

 

Психопатии

 

Психопатия – стойкая аномалия личности с дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным, преимущественно аффективным, мышлением. Психопатические особенности проявляются в детстве или юности и без значительных изменений сохраняются в течение всей жизни, они пронизывают всю личность, определяют ее структуру, и обычно препятствуют полноценному приспособлению личности к окружающей среде.

Для психопатии характерна триада признаков:

- тотальность;

- стойкость характерологических нарушений;

- изменения социальной адаптации.

Она имеет особое значение в судебной психиатрии.

Выделяют психопатии возбудимого, истерического, паранойяльного, тормозимого и шизоидного круга.

Возбудимая психопатия. Ведущими особенностями характера этих лиц является повышенная возбудимость, раздражительность, взрывчатость, злобность, злопамятность, склонность к колебаниям настроения, которые обычно обусловлены внешними причинами. Им свойственна склонность к бурным проявлениям аффекта по незначительному поводу, они постоянно всем недовольны, ищут повода для придирок, чрезвычайно нетерпимы к чужому мнению, нетерпеливы, не выносят противоречий. Им свойственны эгоизм, нежелание считаться с интересами других, в том числе и близких им людей.

Истерическая психопатия. Эти лица стремятся быть постоянно в центре внимания, поэтому их поведение демонстративно, театрально, лишено простоты и естественности. Им свойственна психическая незрелость, инфантилизм, их чувства поверхностны, неглубоки, эмоциональные привязанности нестойки. Часто бывают колебания настроения, быстро сменяются симпатии и антипатии, внешняя доброжелательность может сочетаться с эмоциональной холодностью. Они повышенно внушаемы и самовнушаемы, не способны к длительному волевому напряжению. Суждения отличает противоречивость, склонность к выдумкам, фантазированию. В трудных ситуациях легко возникают истероневротические нарушения: бурные аффективные реакции с рыданиями, криками, нанесением самоповреждений, агрессией в отношении окружающих, истерические физические симптомы (истерический мутизм, сурдомутизм, астазия-абазия, нарушение чувствительности по типу "чулок").

Паронойяльная психопатия. Этим лицам свойственна склонность к сверхценным образованиям, подозрительность, повышенная самооценка, негибкость психики. С детства они отличаются прямолинейностью, упрямством, гиперстеничностью в тенденции к лидерству и самоутверждению. Они чрезвычайно чувствительны к игнорированию их мнения, склонны преувеличивать значение возникающих у них с окружающими разногласий, крайне обидчивы и злопамятны. С возрастом эти лица становятся консервативными, ригидными, придирчивыми, мелочными. Бескомпромиссность, категоричность суждений, стремление в любой ситуации поступать по-своему, присущий им эгоизм мешают им поддерживать ровные отношения в семье и с окружающими. Легко возникающие конфликты порождают одностороннюю оценку реальных событий, их интерпретацию в плане приверженности собственной позиции. Возникающие подозрения все более подкрепляются новыми доказательствами, приобретают бредовую охваченность.

Тормозимая психопатия. В эту группу объединены лица с астеническими, психастеническими и шизоидными особенностями характера на основе свойственных им всем тормозных, пассивных реакций на различные психотравмирующие ситуации. Астеническим психопатическим личностям свойственна повышенная впечатлительность, робость, нерешительность, застенчивость, повышенная чувствительность в отношении различных внешних раздражителей, раздражительная слабость при даже незначительном эмоциональном напряжении. Фон настроения у них обычно угнетенный, легко возникает чувство тревожности, неуверенности в себе при столкновении даже с незначительными трудностями. Психастенические личности отличаются повышенной рефлексией, стремлением к постоянному самоанализу и самоконтролю, чувством собственной неполноценности, склонностью к навязчивым сомнениям. У них легко формируются различные фобии. Для всех тормозимых личностей характерна слабость влечений: плохой аппетит, отставание в половом развитии. У них часто наблюдаются вазовегетативные нарушения с расстройством сна, головной болью, кардиалгиями.

Шизоидная психопатия. Эти лица отличаются необщительностью, интровертированностью, склонностью к внутренней переработке своих переживаний. Они ранимы, робки, нерешительны, застенчивы, часто испытывают трудности контакта с ближайшим окружением. Кроме этого, у них выявляется отсутствие чувства юмора, излишняя серьезность и сентиментальность, чудаковатость и мнительность, склонность к самоанализу и рефлексии. Увлечения их нестандартны, но не оторваны от внешнего мира, касаются в основном литературы, искусства, музыки, теоретических разделов науки.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.