Несмотря на разнообразие клинической картины наркоманий, общие признаки можно установить достаточно определенно.
В первую очередь следует отметить постепенное развитие болезненного влечения к наркотическому средству. Оно оказывается настолько сильным, что человек не может подавить это состояние, все его мысли, чувства, стремления сводятся к одному – найти препарат и его применять.
Болезненное влечение у наркоманов сопровождается развитием синдромов психической и физической зависимости от наркотических средств.
Синдром психической зависимости выражается в постоянных мыслях о наркотическом препарате, угнетенным, подавленным настроением при их отсутствии.
Психическая зависимость (привязанность) возникает в процессе привыкания к наркотику.
Чаще наблюдается негативная привязанность – прием наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия.
Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик принимают для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение).
При этом у больных начинается борьба мотивов, желаний, наплыв навязчивых влечений, мыслей. Обычно больной жалуется на появление чувства неудовлетворенности, немотивированной раздражительности, постоянного недовольства. Стоит завести разговор о наркотике, как больной оживляется.
Несмотря на критические высказывания, все интересы больного, его межличностные и социальные отношения направлены на изыскание наркотика.
Синдром психической зависимости – один из ранних, наиболее легких и наиболее длительных, устойчивых признаков наркомании.
Психическую зависимость можно удовлетворить любым наркотиком. При этом меняется лишь форма заболевания.
По мере прогрессирования заболевания в клинической картине появляются более тяжелые признаки – синдром физической зависимости и абстинентный синдром.
Они проявляются непреодолимым влечением к приему наркотического средства. При этом вытесняются все жизненно важные влечения – голод, жажда, половые чувства.
При физической зависимости замена постоянного наркотического средства другим наркотиком не приводит к удовлетворению, и состояние больного остается дискомфортным.
При отсутствии определенного наркотика возникает абстинентный синдром. Возникает повышенная раздражительность, потливость, бессонница, тремор конечностей и всего туловища, боли в мышцах и т.д. В тяжелых случаях начинаются эпилептиформные припадки, нарушается сердечно-сосудистая и дыхательная деятельность.
Для любого вида наркоманий характерно также развитие толерантности (выносливость, переносимость) организма к принимаемому наркотику, в связи с чем больной вынужден постоянно увеличивать его дозу, чтобы достичь состояния эйфории и не допустить возникновения абстинентного синдрома.
Длительная интоксикация наркотическими веществами сопровождается развитием острых психотических состояний (психозов) и медленно развивающихся изменений личности больного. Кроме того, токсическое действие наркотика угнетает функции различных органов (нервной системы, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения).
Опийные наркомании
Морфий, а также близкие к нему опий и опийные алкалоиды, их полусинтетические и синтетические аналоги (кодеин, промедол, омнопон и др.) принадлежат к группе наркотических анальгетиков.
При однократном приеме внутрь анальгезирующее действие сопровождается эйфорией, что служит основной причиной болезненного пристрастия.
Острая морфинная интоксикация начинается с эйфории, которая при углублении интоксикации переходит в психомоторное возбуждение с выраженной гиперемией кожных покровов, головокружением, головной болью.
В последующем возбуждение сменяется нарастающей сонливостью, заторможенностью, угнетением сердечно-сосудистого и дыхательного центров.
Коматозное состояние может привести к смерти больного.
Опий наркоманы употребляют путем введения опийсодержащих настоек (из мака); морфий, промедол, героин вводят подкожно или внутривенно.
Наиболее частый повод для инъекций морфина – различные боли.
Дозы, применяемые наркоманами 1-2 г./сут. - 4 г./сут., то есть дозы, значительно превышающие смертельные для здорового человека.
Хроническая интоксикация: на первый план выступают личностные изменения. Постепенно исчезает интерес к общественной жизни, увлеченность работой. Наркоманы становятся все более грубыми, эгоистичными, пренебрегают семейными обязанностями. При добывании наркотиков наркоман не останавливается ни перед чем: подделывает рецепты, совершает кражи. Без введения наркотиков больные обычно угнетены, раздражительны. Сразу же после инъекции они преображаются, становятся веселыми, говорливыми, деятельными. На первом плане ощущение блаженства, эйфории, благодушие, склонность к мечтательности.
Характерен и внешний вид: они истощены, зрачки узкие, лицо одутловатое, кожа сухая дряблая с землистым оттенком, с рубцами, инфильтратами от инъекций. Отмечаются брадикардия, снижение артериального давления, ознобы, запоры и другие вегетативные симптомы.
Первые признаки абстиненции появляются через 5-18 часов после последнего приема: зевота, слезотечение, слюнотечение, зуд в носу и носоглотке, повышенная потливость. К ним присоединяются расширение зрачков, тремор, гусиная кожа. В дальнейшем появляются общая слабость, бессонница, беспокойство, тахикардия, повышение артериального давления, озноб, ощущение ломоты в суставах, судороги в конечностях. Наркоманы в этот период раздражительны, гневливы, возбуждены. Иногда обнаруживаются более выраженные психические реакции: рыдания, демонстративное нанесение самоповреждений, разрушительные тенденции, агрессии.