Синдромы представляют собой определенную совокупность внутренне связанных друг с другом симптомов. Последовательная смена синдромов образует клиническую картину болезни и отражает патогенетические закономерности ее развития.
Приводимые ниже синдромы располагаются в последовательности, начиная с наиболее легких и ограниченных и кончая наиболее тяжелыми и генерализованными.
Невротические синдромы. Чаще всего встречаются астенический, истерический синдром и синдром с преобладанием навязчивых расстройств.
Астенический синдром. Наиболее общее и распространенное психическое расстройство. Возникает при любых психических заболеваниях. Характеризуется такими признаками, как раздражительность, слабость, гиперестезия, повышенная утомляемость и неустойчивое настроение. У больного легко теряется самообладание – появляется ворчливость, недовольство, придирчивость, пессимизм, легко сменяющийся оптимизмом и покладистостью. Из-за пустяков возникают слезливость, умиленность или чувство обиды. При физических и умственных нагрузках быстро появляются усталость, чувство неприязни к выполняемой работе, представление о ее невыполнимости. На месте не сидится. В голове появляются мысли, не имеющие отношение к работе и мешающие ее выполнению. Сочетания раздражительности и слабости различны, и в зависимости от этого больной больше сердится или меньше плачет. Симптомы астении усиливаются во вторую половину дня и к вечеру. В это время перед засыпанием может возникнуть ментизм.
Характерны расстройства сна и вегетативные нарушения – потливость, тахикардия, вазомоторные расстройства.
Истерический синдром. Эмоциональная неустойчивость проявляется бурными, но быстро сменяющимися чувствами возмущения, радости, неприязни, симпатии. Речь образная, преобладают явные преувеличения реальных событий, в которых желаемое замещает действительное. Мимика и движения выразительны, экспрессивны, порой театральны. Характерна повышенная внушаемость и самовнушаемость. Наряду с психическими нередко существуют разнообразные физические симптомы.
Навязчивый (обсессивный) синдром. Преобладают стойкие навязчивые расстройства. В одних случаях это всего лишь один какой-нибудь симптом (например, навязчивый счет), в других – отмечаются самые различные навязчивые состояния. Характерно постоянно тревожное или тревожно-подавленное настроение.
Эмоциональные (аффективные) синдромы. Это наиболее общие психические нарушения; по частоте они уступают только астении. Их основу составляют расстройства настроения – совокупность чувств, придающих окраску всем другим переживаниям на протяжении значительных периодов времени.
Маниакальные синдромы. Незначительно повышенное настроение, облегчение ассоциативных процессов, некоторая общая двигательная оживленность (гипертимия). При нарастании перечисленных симптомов появляются радостное и оптимистическое настроение, потребность в смене впечатлений, чувство физического комфорта и прилива сил. Больные говорливы и находчивы в ответах. Внимание обострено, но не стойко и легко отвлекаемо. Лихорадочная деятельность носит разбросанный характер, начатое не доводится до конца. Это веселая мания.
Гневливая мания – повышенное настроение и речедвигательное возбуждение сопровождаются раздражительностью, вспышками негодования и даже злобой.
Спутанная мания – резко выраженное повышенное настроение сочетается бессвязным речевым и двигательным возбуждением.
Эйфория – повышенное настроение, проявляется в первую очередь довольством, беспечностью и безмятежностью. Преобладает пассивность. Отсутствует или слабо выражено речевое возбуждение. Заметно и даже резко снижены уровень суждений, критическое отношение к себе и к окружающему. Нередко значительно расторможены низшие влечения, приводящие к обжорству, пьянству, половым эксцессам.
Рауш-мания – повышенное настроение сочетается с легким изменением сознания – его обнубиляцией. Больные внешне производят впечатление находящихся в легком опьянении.
Мориа – состояние веселого возбуждения с дурашливостью, детскостью или паясничаньем, стремлением к глупым, плоским шуткам; сочетается с отчетливой интеллектуальной слабостью.
Депрессивные синдромы. Незначительное понижение настроения, сопровождаемое некоторым затруднением ассоциативных процессов, а в ряде случаев медлительностью, называется гипотимией. Больные жалуются на слабость, лень, вялость, угнетенность. Не верят в свои силы, легко сомневаются в правильности поступков, с трудом принимают решение. Преувеличивая реальные затруднения, упрекают себя за малодушие и невозможность "взять себя в руки". Может наблюдаться слезливость, раздражительность, обидчивость. В состоянии гипотимической депрессии очень легко совершаются суицидальные попытки. При углублении подавленного настроения больные начинают жаловаться на тоску. Характерно проявление тягостных ощущений в области груди, реже живота. Их описывают как чувство стеснения, сдавления, сжатия, тяжести, невозможности глубоко вздохнуть. При усилении этих нарушений говорят о щемящей тоске, о том, "что душу сдавило или рвет на части". Некоторые больные говорят о моральной боли, противопоставляя тем самым испытываемые ощущения физической боли (предсердечная тоска). Одновременно возникает тягостное ощущение равнодушия, доходящего в выраженных случаях до мучительного ощущения внутренней опустошенности с потерей всех чувств, – психической анестезии, являющейся формой проявления меланхолической деперсонализации. Может возникать ощущение измененности окружающего – оно теряет краски, становится застывшим, отдаленным, воспринимается "как сквозь пелену". Нередки жалобы на медленное течение времени, на ощущение его остановки (меланхолическая дереализация). Характерна для депрессивных больных сниженная самооценка может смениться бредом самоуничижения, самообвинения. У пожилых больных часты бредовые идеи разорения и обнищания. В других случаях может возникнуть представление о наличии неизлечимого заболевания – депрессия с ипохондрическим бредом. Когда больной говорит о прекращении функционирования сердца, легких, почек, желудочно-кишечного тракта в связи с их разрушением или атрофией, говорят об ипохондрической депрессии с нигилистическим бредом.
Депрессия с фантастическим депрессивным бредом (меланхолическая парафрения, депрессия с бредом Котара) характеризуется тем, что больные называют себя именами отрицательных лиц; приписывают себе виновность в мировых катаклизмах; уверены в гибели окружающих, страны, вселенной; утверждают, что они никогда не умрут и будут мучиться вечно.
Ажитированная депрессия – тоскливое настроение, сочетается с тревогой (аффект ожидания беды), речевым и двигательным возбуждением. Тревога может быть беспредметной; в других случаях говорят об ожидании суда, расстрела, пыток, гибели близких. Обычно больные много говорят. Содержание высказываний крайне однообразно и отражает особенности аффекта и бреда.
Ажитация – двигательное возбуждение, сопровождаемое тревогой, проявляется в неусидчивости, постоянной ходьбе, назойливом приставании к медицинскому персоналу, к окружающим с какой-нибудь одной просьбой. Ажитация может проявляться во внезапном двигательном возбуждении, во время которого пытаются убить или изувечить себя. Это меланхолический раптус.
Депрессия параноидная – сочетание подавленно-тоскливого настроения с идеями преследования, отравления или ущерба.
Дисфорическая депрессия (дисфория) – состояние, при котором пониженный аффект сочетается с раздражением и неприязнью. Степени выраженности каждого из двух компонентов и их соотношения друг с другом различны. В легких случаях подавленность сочетается с придирчивостью, иронией и язвительностью. В выраженных состояниях возникает тоска, сочетающаяся со страхом, с отчаянием, напряженной злобой и даже с исступленной яростью. Может наблюдаться двигательное торможение, но чаще больные "не находят себе места" вплоть до состояния резко выраженной ажитации. При тяжелых дисфориях может возникать отрывочный бред преследования или бред иного содержания и наблюдаться состояния измененного сознания. Дисфории иногда сопровождаются различными импульсивными действиями, агрессивным поведением по отношению к окружающим, самоповреждениями и самоубийствами.