1. Общественно опасные действия психически больных
Действующее уголовное законодательство устанавливает, что лица, совершившие противоправные действия в невменяемом состоянии, обусловленном болезнью, не являются преступниками и не подлежат наказанию.
Под опасностью психически больного понимают такое психическое состояние, при котором психопатологические проявления обусловливают неправильное, неадекватное существующей ситуации поведение, в результате чего может быть нанесен физический или имущественный ущерб окружающим или самому больному. В случаях, если этот ущерб уже нанесен, речь идет уже об общественно опасном действии (если его содержание соответствует той или иной статье УК).
Опасность при психических расстройствах – это временное состояние. При определенных условиях расстройство психики может стать причиной для опасного поведения.
Вопросы о связи психопатологической симптоматики с опасными действиями психически больных в одинаковой мере должны интересовать и психиатров и юристов. Это необходимо для понимания патологических механизмов опасных действий, для определения степени опасности этих больных, то есть в конечном итоге для профилактики опасных действий.
С какими же болезненными расстройствами психики чаще всего бывают связаны опасные действия?
В качестве примеров могут быть названы состояния речевого и двигательного возбуждения больных, их болезненные ложные представления о якобы грозящей им опасности или о вредоносном воздействии на их организм (бредовые идеи преследования и физического воздействия).
Иногда опасные действия больные совершают под действием повелительных, слуховых галлюцинаций, когда "голоса" "приказывают" им выполнить то или иное действие, которое может быть опасным.
В некоторых, редких случаях психически больные внезапно совершают опасные поступки, не вызываемые никакими внешними причинами, например, нападение или поджоги, которые они сами не могут объяснить (так называемые импульсивные действия).
Общественно опасное поведение может быть связано со слабоумием больных, вследствие которого они не могут осознавать опасность совершаемых ими действий.
Так больной, с глубоким врожденным слабоумием совершил поджег стога сена потому, что ему хотелось посмотреть "как он будет гореть ".
Для таких больных характерна повышенная внушаемость, вследствие чего они могут стать орудием в руках психически здоровых преступников.
Нужно указать на синдромы помрачения сознания, о которых указано выше. В тех случаях, когда они сопровождаются двигательным возбуждением, аффектом страха, агрессивными действиями, больные могут совершать тяжкие нападения на окружающих.
Среди обстоятельств, способствующих совершению больными опасных действий, имеет место алкогольное опьянение. У больных в состоянии опьянения усиливаются бредовые идеи, галлюцинации и другие болезненные явления, возникает двигательное возбуждение и агрессия в отношении окружающих.
Определенное значение имеют преморбидные особенности личности больного со свойственными ей социально-психологическими установками. Антисоциальные формы поведения, отмечавшиеся до заболевания, часто появляются и в период ремиссии, что приводит к совершению повторных опасных деяний.
В ряде случаев опасные действия могут совершаться по реально бытовым мотивам. Это объясняется антисоциальными влияниями на больных их близкого окружения.
Обстоятельствами, способствующими совершению опасных действий, нередко приводящим к тяжелым последствиям, являются: несвоевременное помещение психически больных в психиатрическую больницу и их преждевременная выписка из больницы, к чему стремятся многие больные, диссимулируя (скрывая) свое болезненное состояние. Иногда этому способствуют их родственники, потворствуя стремлению выписаться или же настаивая на выписке больного по собственной инициативе.
Вследствие непонимания серьезности заболевания, когда за внешне упорядоченным поведением больного его родные и близкие не видят психического расстройства, а болезненно неправильное поведение объясняют, как чудачества и странности характера. В результате недостаточного лечения состояние больного на выходе из больницы ухудшается, а родственники становятся жертвами нападения больного.
Например, испытуемый гр. Ж., страдающий шизофренией, был выписан по настойчивому требованию жены, вопреки советам врачей, в состоянии очень неустойчивого улучшения, с еще незатухшими бредовыми идеями воздействия и слуховыми галлюцинациями, которые он тщательно скрывал. Через полтора месяца он убил жену по бредовым мотивам ("была заодно с теми, кто действовал на него радиомагнитным излучением").
При этом следует учитывать, что "криминальность", склонность к совершению агрессивных и аутоагрессивных действий, существует у психически больных непостоянно и может то усиливаться, то затухать в зависимости от течения заболевания и эффективности лечения.
Тип развития болезненного процесса, острое, бурное, или медленное, постепенное начало болезни, ее последующая динамика определяют различное поведение больных и соответственно разный характер совершаемых ими опасных действий.
Меры медицинского характера, в том числе и принудительное лечение, всегда назначаются исходя из социальной опасности психически больного. Оценка социальной опасности больного – это оценка социально опасных деяний, психического состояния в момент совершения противоправных деяний, состояния испытуемого в период судебно-психиатрической экспертизы, это оценка возможности повторения социально опасных действий, влияние на поведение больного социальных условий.