Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. М. Горький и Ницше




1. Непринятие мещанства, традиционных ценностей «мещанского» общества в творчестве Ницше и Горького.

2. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.

3. Сходства и различия в позитивных программах Ницше и Горького /демократизм Горького и антидемократизм Ницше; гимн разуму и культ инстинктов/.

 

Литература:

1. М. Горький. Старуха Изергиль. Макар Чудра. Хан и его сын. Челкаш. Тоска. Мой спутник. Мальва. О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины. Заметки о мещанстве.

2. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. - М., 1990; Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.

3. М. Горький: Pro et contra. - СПб., 1997. Разделы 3,4.

4. Михайловский Н. Еще о Максиме Горьком и его героях// Статьи о русской литературе 19-н.20 в. - Л.,1989.

5. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. - 1990. - № 10.

6. Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. - М., 1973.

7. Злобин В. К проблемам горьковской концепции человека // Вопросы горьковедения: Межвуз. сб-к. - Горький, 1985.

8. Одуев С. Тропами Заратустры. - М., 1971.

 

Тема 6. Повесть М. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя

1. Что такое богостроительство и богоискательство?

2. Полемика повести с официальной религией.

3. Традиции русской литературы; жанровое своеобразие повести.

4. Воплощение в композиции и образном строе произведения идеи бога-народа.

5. Полемика с Ф. Достоевским: «Исповедь» и «Братья Карамазовы».

Литература:

1. Русская философия. Словарь / Под ред. М. Маслина. - М., 1995.

2. М. Горький: Pro et contra. - СПб., 1997. Раздел 4.

3. Цвик И. Религия и декаденство в России. - Кишинев, 1985.

4. Ленин В. Письмо М. Горькому// Полн. собр. соч. - Т. 48. - С. 230-233.

5. Збандуто П. Г. В. Плеханов – критик А. М. Горького // Труды Одесского университета. 1962. - Т. 152. Серия филологических наук. Вып. 13. - С. 5-14.

6. Никитин Е. «Исповедь» Горького: новое прочтение. - М. 2000.

 

Тема 7. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского

1. Образ лирического героя. Пафос протеста. Бунт против общества, государства, бога, традиционных ценностей

2. Этические проблемы: жалость и безжалостность, сострадание и жестокость, одиночество, отчуждение, характер любовной драмы. Общечеловеческие мотивы.

3. Проблема сверхчеловека. Взаимодействие с ницшеанством.

 

Литература:

1. Маяковский В. Лирика 1913-1916 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. (По любому изданию).

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М. 1990.

3. Альфонсов В. Слово нам нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1983.

4. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1985.

5. Петросов К. Творчество В. В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). -М., 1985.

6. Сарычев В. Маяковский: Нравственные искания. - Воронеж, 1984.

7. Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. -1989. -№ 1.

8. Эткинд Е. Рык. О поэтике Маяковского; Там, внутри// Его же. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. - СПб., 1997.

 

Вопросы к зачету

1. Конец XIX - н. XX вв. как культурно-историческая эпоха. Ее основные черты и факторы формирования.

2. Философия, история и теория русского символизма.

3. Теория и история акмеизма.

4. Теория и история русского футуризма. Широкое и узкое понимание футуризма.

5. Русский неореализм 1910-х гг. (имена и произведения по выбору).

6. Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.

7. Феномен промежуточного метода в литературе к. XIX - н. XX в.

8. Новокрестьянская поэзия 1910-х гг.

9. Пролетарская поэзия в 1910-е гг.

10. Поэзия символистов «старшего» поколения: поэтические сборники К. Бальмонта (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.).

11. Д. Мережковский как символист «старшего» поколения. Трилогия «Христос и Антихрист» в его творчестве. Своеобразие ее проблематики, жанра, поэтики. История и миф о Петре I и Петербурге в третьей части трилогии.

12. Поэзия Ф. Сологуба (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.). Идейно-художественное своеобразие и характер символики романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».

13. В. Брюсов как теоретик и организатор символизма. Его основные поэтические сборники (темы, мотивы, способы создания художественного образа и т.д.).

14. «Огненный ангел» В. Брюсова в контексте прозы «старшего» символизма.

15. «Психологический символизм» И. Анненского.

16. А. Блок как младосимволист. Лирики Блока как художественное целое: состав, темы, мотивы, эволюция лирического героя.

17. Драматургия русского символизма. Театр А. Блока.

18. Поэма А. Блока «Двенадцать»: основные принципы построения художественного мира в поэме, соотношение идеала и действительности, принципы художественного обобщения. Полемика о поэме в современном литературоведении.

19. Поэзия А. Белого. Основные поэтические сборники.

20. Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Петербург». История создания, миф о Петербурге и способы его воплощения в тексте, характер символики.

21. Творческий путь Н. Гумилева. Анализ основных поэтических сборников.

22. Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

23. В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.

24. Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы, образы лирики. Лики лирического героя.

25. Творческие искания М. Горького до 1917 г. Горький и Ницше.

26. Тема борьбы с мещанством в творчестве М. Горького.

27. Социально-философская драма «На дне». Своеобразие конфликта.

28. Значение романа М. Горького «Мать» и повести «Исповедь» для творческой эволюции писателя и общественной и литературной борьбы.

29. Основные этапы творческой эволюции В. Вересаева.

30. Концепция человека в творчестве А.Куприна (по повестям “Молох”, “Поединок”, рас. “Гранатовый браслет”, эмигрантской прозе).

31. Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие.

32. “Деревенская эпопея” И. Бунина.

33. Идейно-художественное своеобразие рассказов И. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско”.

34. Эмигрантское творчество И. Бунина. Роман “Жизнь Арсеньева” как опыт феноменологического романа.

35. Художественная философия Л. Андреева в рассказах 1890-х гг.(«Баргамот и Гараська», «Бездна», «Мысль» и др.). Идейно-художественное своеобразие произведений Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех».

36. Тема революции и ее воплощение в «Рассказе о семи повешенных» и «Тьме» Л. Андреева.

37. Драматургия Л. Андреева. Пьеса «Жизнь Человека» и др.

 

Темы для обязательных письменных самостоятельных работ:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 806 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.