Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поэты и писатели в литературном процессе




Модуль I.

Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).

При изучении данного модуля перед студентами стоит задача освоения основных эстетических составляющих такого сложного явления в русской культуре и – уже – литературе, как модернизм. Базовые профессиональные компетенции, получаемые при этом, напрямую связаны со знанием и пониманием основных характеристик историко-литературного процесса конца 19 – начала 20 века, с умениями сопоставлять различные концепции и точки зрения по вопросу о специфике того или иного художественного течения, о сущности творчества отдельных авторов в контексте этого периода, а также адекватно данному культурному контексту анализировать отдельные художественные тексты.

Конец XIX - начало XX вв. как особый, переломный исторический период в развитии общественной и художественной жизни России. Насыщенность эпохи резкими социальными конфликтами.

Полярные подходы к пониманию истории, судеб и перспектив развития России в разных течениях политической, философской и эстетической мысли. Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов, Л. Шестов о текущем периоде истории России.

Влияние массовых движений и одновременно повышенного "чувства личности" на художественное творчество.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира принципов иррационализма.

Апокалиптические мотивы в искусстве и литературе начала века. Представление об эпохе не только как об эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема. "Русская идея" в философской публицистике. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Трубецкой и др.).

Идея синтеза искусств как тенденция развития художественной жизни России начала ХХ в. и ее воплощение в словесном, живописном и театральном искусстве. Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателей разных художественных течений 1890-1910-х гг. Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала века. Восприятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании Горького, «знаньевцев», символистов.

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX в.

Традиции реалистической классики и новые черты реализма в словесном искусстве. Писатели реалистических течений 1890-1900-х гг. как "наследники" традиций Л. Толстого и А. Чехова. Писатели круга "Среды" и "Знания" (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький Л. Андреев, И. Шмелев и др.). Новое понимание проблемы взаимоотношения личности и среды. Общественный подъем и революция 1905 г. Новые социально-исторические идеи в творчестве "знаньевцев".

Формирование первых модернистских течений в литературе и других видах искусства. Русский модерн.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. Философские истоки эстетической теории символистов. Основные манифесты символистов «старшего» поколения. Отношение символистов к реализму. Проблема символа и мифа. Две концепции искусства в символизме 1890-х гг. В. Брюсов и Д. Мережковский о задачах и целях искусства.

Поэзия и проза старшего символизма.

Новые имена в символизме в 1900 г. Младосимволизм. Проблема жизнетворчества. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов идей и поэзии Вл. Соловьева. Концепция всеединства. Поэтическое творчество Вяч. Иванова (сб. «Кормчие звезда», «Прозрачность», «Cor ardens»).

Символизм и И. Анненский.

Революция 1905 г. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема «революция и интеллигенция». Сб. «Вехи». Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1921 гг. Кризис символизма. Дискуссия о символизме. Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Появление новых литературных школ. Акмеизм как «третья парадоксальная волна символизма» (Б. Эйхенбаум). Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Литературные манифесты, общественные позиции, поиски в области поэтической формы. Разнородность акмеистического движения. Роль стилизации в творчестве акмеистов. Акмеизм и творчество И. Анненского ("Тихие песни", “Кипарисовый ларец”).

Литературный авангард 1910-1920-х гг. Футуризм как одно из течений русской литературы "авангарда" в предреволюционную эпоху. "Эгофутуризм" (И. Северянин и др.). "Кубофутуристы" (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Группа "Центрифуга" (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Имажинизм и футуризм. Группа «Мезонин поэзии». Литературные манифесты футуристов, их общественные позиции. Неоднородность футуризма, его внутренняя противоречивость. Проблема "футуризм и культура". Концепция "самовитого слова". Футуризм и изобразительное искусство.

"Новокрестьянская" поэзия 1910-х гг. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева («Красная песня», «Братья, мы забыли подснежник…»), С. Есенина, П. Орешина («Я, господи»). Поэзия крестьянских поэтов и символизм. Н. Клюев и "Цех поэтов".

Развитие пролетарской поэзии в 1910 г. Стихи Д. Бедного, А. Гастева, В. Кириллова и др.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.. Поэзия М. Волошина (”Соrоna astralis”), В. Ходасевича (“Молодость”, “Счастливый домик”, ”Путем зерна”, “Тяжелая лира”).

Синтез принципов реализма и модернизма и его индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.

Феномен прозы В. Розанова ("Уединенное", "Опавшие листья"). Философская проблематика. Жанровая специфика.

Война и революция 1917 г. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

 

Поэты и писатели в литературном процессе.

В. Вересаев (1867-1945).

Изображение общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести "Без дороги", "Поветрие", "На повороте". Книга "Записки врача". Вересаев в "Среде" и "Знании". Изображение кризиса в деревне ("Лизар", "В сухом тумане"). Книга "Живая жизнь". Публицистичность прозы.

А. Куприн (1870-1938).

Куприн и традиции русского реализма 19 в. Проза 1890-х гг. Демократическая настроенность, особенности гуманизма. Социально-психологическая повесть "Молох". Проблема "естественного человека" в творчестве 1890-х гг. (повесть "Олеся").

Творчество 1900-х гг. Повесть «Поединок» как высшее достижение психологического реализма писателя.

Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов и пессимистические настроения (рассказы "Гамбринус", "Гранатовый браслет", повесть "Яма").

Эмиграция в 1919 г. Автобиографический роман "Юнкера". Роман "Жанета". Возвращение на родину в 1937 г.

И. Бунин (1870-1953).

Поэзия И. Бунина. Тема родины, русской природы (сборник "Листопад").

Проза 1890-1900 гг. Изображение распада устоев дворянской усадьбы ("Танька", "На край света", "На хуторе", "Антоновские яблоки").

Космически-пантеистическая тема ("Сосны", "Новая дорога").

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия ("Руда").

"Деревенская эпопея" Бунина. Изображение духовной темноты и экономической отсталости русской деревни ("Веселый двор", "Худая трава", "Захар Воробьев"). Изображение распада помещичье-крестьянской Руси в повести "Суходол". Осмысление опыта революции и русского национального характера в повести "Деревня".

Социальное и космическое зло в рассказах "Братья" и "Господин из Сан-Франциско". Отношение к буржуазной цивилизации.

Отрицательное отношение к революции 1917 г. ("Окаянные дни").

Эмигрантское творчество писателя. Роман "Жизнь Арсеньева" как лирическая исповедь героя и опыт феноменологического романа. Тема любви ("Митина любовь", "Солнечный удар", сборник "Темные аллеи").

Бунин о личности художника ("Освобождение Толстого").

Бунин и модернизм.

Стиль Бунина.

Л. Андреев (1871-1919).

Традиции "натуральной школы" Ф. Достоевского и А. Чехова. Экспрессионизм Л. Андреева.

Рассказы 1890-х гг. Сентиментально-утопический гуманизм рассказов "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Кусака".

Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше). Рассказы “Стена”, “Бездна”, “Мысль”.

Рассказы "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех". Движение к экспрессионизму.

Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.

Произведения периода первой русской революции и предоктябрьского десятилетия. Пьеса "К звездам". Идея детерминированности социальной психологии человека "высшими законами" бытия ("Так было", "Губернатор", "Жизнь Человека", "Рассказ о семи повешенных").

Обострение противоречий в творчестве писателя. Рассказ "Тьма".

Экзистенциалистские и экспрессионистские тенденции в творчестве. Эмиграция.

И. Шмелев (1873-1950).

Творчество 1900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Влияние идей Л.Толстого и Ф.Достоевского. Сказ в повести.

М. Горький (1868-1936).

Творческие искания в прозе до 1917 г. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг. ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). "Песня о Соколе". Горький и Ницше.

Рассказы "Челкаш", "Мальва", "Коновалов", "Супруги Орловы".

Роман "Фома Гордеев": борьба с пассивным гуманизмом.

Проза "Окуровского цикла", ее антимещанский пафос ("Городок Оку-ров", "Жизнь Матвея Кожемякина").

Изображение Родины и народа в цикле рассказов и очерков "По Руси", "Сказки об Италии". Своеобразие героики и романтизма.

Автобиографическая трилогия "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Личность и окружающая среда, реализм изображения.

Горький в общественной и литературной борьбе.

Драматургия. Социально-философская драма "На дне". Концепция человека. Правда и религия. Пьеса "Мещане". Обличение мещанства и утверждение героя времени. Горьковская социология мещан в "Заметках о мещанстве".

Пьесы об интеллигенции ("Дачники", "Дети солнца", "Варвары").

Драматургия конца 1900-1910-х гг. "Васса Железнова", "Старик", "Зыковы". Этическая и философская проблематика пьес.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 831 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.