Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия. Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста. (Theophrastus, 372—287 гг. до н. э.) и римского врача (грека по. происхождению) Диоскорида (см. с. 127). Его сочинение «О врачебной, материи» на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником, по. лекарственному врачеванию.Алхимики, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей. IV—VII вв – был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям. Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о. Кипр. Орибасий составил свой основной энциклопедический труд «Collecta medi-cinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он. обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий. По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Synopsis» («Обозрение») в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась другая известная работа Орибасия «Euporista» («Общедоступные лекарства»). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме. После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amide-nus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином. Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное; сочинение Аэ-ция — руководство по медицине «Tet-rabiblos» («Четверокнижие») в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени. Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605) — сын врача. 12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Он был переведен на латинский («Lib-ri duodecim de re medica»), сирийский, арабский и еврейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра при жизни называли «Целителем». Основным материалом для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра. Точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней выгодно отличали его от других коллег. Основываясь на собственном опыте, он позволял себе не соглашаться с некоторыми выводами Галена и критиковал их. Главной задачей врача Александр считал профилактику. Он много путешествовал. Жил на территории Греции, Италии, Галии, Африки. Умер в Риме, куда был приглашен в качестве архиатра города папой Григорием Великим (590—604) во время эпидемии чумы. Это была страшная «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья (см. схему 5) и держалась около 60 лет. В одном Константинополе в разгар эпидемии в 542 г. ежедневно умирало несколько тысяч человек. Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Ра-ulus Aegineta, 625—690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией, где он учился и работал, когда Александрия входила в состав Византийской империи, а также после ее завоевания арабами (которые высоко ценили его как хирурга, акушера и преподавателя). Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах «Compendii medici libri septem» "tpyji Павла отличается оригинальностью мысли, ясностью изложения и четким знанием предмета. Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения – обстоятельный итог развития хирургии к VII веку
30) Общая характеристика медицины Арабоязычных халифатов.
Для формирования единой арабской народности, идеологии, государственной организации возникла новая религия - ислам (в переводе с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му-сульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдад. Выделяют три периода истории Халифата: его формирование(первый период 632-750гг.), расцвет(второй период 750г.-середина IX в.) и распад(третий период IX-XIIIвв). В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, использовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, сахар. Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела, однако отдельные врачи этим занимались. Иоан Ибн Масавейх из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813 -833) и два его преемника проводили вивисекцию животных. Хирургия достигла заметного прогресса (операция на глазах, акушерское вмешательство) – описаны средства обезболивания. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада. Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресах), объем обучения соответствовал византийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее образование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.
31) Лечение внутренних болезней на востоке было комплексным. Начиналось оно с осмотра больного: пальпации, исследования пульса, уриноскопии и определения заболевания, после чего назначался правильный режим и лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства. В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. Выдающимся философом, врачом и химиком Раннего средневековья был перс Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ал-Рази.
Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.
32) Развитие хирургии на востоке. Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных акушерских вмешательств, лечения травматических повреждений и вывихов. Они так же начали использовать средства вызывающие онемение и обезболивание. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн 'Аб-бас аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером, реже — прижигающими средствами. Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление»широко известный как «Китаб ат-тасриф», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам.
33) Развитие учения о глазных болезнях на востоке. Офтальмология занимает особое место в хирургии и медицине
средневекового Востока. Основы этого направления были заложены переводами Хунайн ибн Исхака, составившего обширный труд «Книга о десяти трактатах о глазах». Позднее Ибн ал-Хайсам исследуя строение глаз животных первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал его частям названия (роговица, хрусталик и т.д.) Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Аммар ибн Али ал-Маусили, 1 из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара». Али ибн Иса написал книгу «Меморандум для окулистов» (первая часть – описание глаза и его строения; вторая-болезни глаза, которые ощущают больные; третья-болезни глаза, которые не ощущают больные).
34) Абу Али ибн Сина (Авиценна), Его труд «Канон врачебной науки». Лекарственные средства в его трудах.
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на[1], или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский[2] учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения. Он состоит из пяти книг. 1-посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиологи; причины болезней; симптомы болезней; диета, профилактика, общие принципы лечения. 2 – посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. 3 – описаны отдельные болезни (головы, ушей, глаза) их диагностика и лечение. 4 – посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов) и общим заболеваниям организма. 5 – описаны «сложные»лекарства, яды и противоядия.
В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
35 История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.
История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.
Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,— заговоры, заклинания, ношение амулетов.
Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий — возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.
Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460— 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения («галеновы препараты»), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.
В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала вскрытие трупов, что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980—1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.
Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514—1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.
Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и химии в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros — врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся Парацельс.
Западная Европа (V–XV вв.). Истоки западноевропейской культуры.
Периодизация истории средних веков в Западной Европе: раннее (V–X вв.), классическое (XI–XV вв.) и позднее средневековье (XV– начало XVII в.).
Средневековая религиозная схоластика — философская основа представлений о здоровье и болезни в средневековой Западной Европе классического периода. Галенизм.
Западноевропейские высшие школы (с IX в.) и университеты (с XII в.). Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон (1215–1294). Арнольд из Виллановы (1235–1311); его труд “Regimen sanitatis Salernitanum” ("Салернский кодекс здоровья") о здоровье и болезни, здоровом образе жизни и четырех темпераментах (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
Низкое санитарное состояние средневековых западноевропейских городов. Эпидемии повальных болезней (проказа, чума, оспа).
"Черная смерть" — пандемия чумы 1346–1348 гг. Начала санитарной организации (лазареты, карантины. Италия) (объекты туристского показа).
Здоровье и болезнь в произведениях западноевропейского искусства периодов раннего и классического средневековья.
36. ЯТРОХИМИЯ (иатрохимия) - направление в медицине 16-18 вв., представители которого рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, болезни как результат нарушения химического равновесия, и ставили задачу поиска химических средств их лечения.
Основоположником этого учения считается Парацельс (1493-1541). Под таким выбранным им самим именем («превосходящий Цельса») вошел в историю швейцарский врач Филипп фон Гогенгейм. Парацельс, как и Авиценна, считал, что основная задача алхимии - не поиски способов получения золота, а изготовление лекарственных средств. Он заимствовал из алхимической традиции учение о том, что существуют три основные части материи - ртуть, сера, соль, которым соответствуют свойства летучести, горючести и твердости. Эти три элемента по Парацельсу и составляют основу макрокосма (Вселенной) и связаны с микрокосмом (человеком), образованным духом, душой и телом. Переходя к определению причин болезней, Парацельс утверждал, что лихорадка и чума происходят от избытка в организме серы, при избытке ртути наступает паралич и т.д. Принцип, которого придерживались все ятрохимики, состоял в том, что медицина есть дело химии, и все зависит от способности врача выделять чистые начала из нечистых субстанций. В рамках этой схемы все функции организма сводились к химическим процессам, и задача алхимика заключалась в нахождении и приготовлении химических веществ для медицинских нужд.
37. Болезнь – это нечто, привнесенное извне. Наиболее архаичными в заговорных текстах славян являются представления о болезнях как о связанных напрямую или опосредованно с воздействием природных объектов и стихий. В болгарской традиции, например, сохранилось представление о том, что природный объект выступает непосредственным виновником заболевания человека. Это, прежде всего, зафиксировано в названии некоторых болезней:например, ревматизм получает наименование «вятър; а головная боль, когда у человека болит лишь половина головы, называется «зора».Считается, что именно утренняя звезда, заря является виновницей этого заболевания. Вечернюю звезду (зарю) болгары обвиняют в еще большей вредоносности – она является виновницей того, что у женщины все дети умирают во младенчестве, то есть именно она их уносит. Различного рода воспаления и лихорадки как в болгарской, так и в русской традициях представляются в виде огня, который безжалостно сжигает человека изнутри. У Славян были представления о том, что болезни суть некие невидимые сущности, духи, которые лишь пространственно связаны с определенными природными стихиями (объектами),то есть обитают там или перемещаются с их помощью. Наиболее часто местом обитания болезни называются лес, вода и ветер. Достаточно часто в славянских заговорах указывается на некую невидимую, но крепкую связь,существующую между растениями и болезнью. Поэтому угроза негативного воздействия на растение приводит к непосредственному устрашению болезни. Еще более распространенным во всех трех традициях является представление о том, что растение само обладает целительной силой от определенной болезни. Не менее редким для славянской заговорной традиции является представление о том,что болезнь прямо или косвенно связана с определенными предметами. Общимдля всех славян является представление о том, что болезнь – это нечто жесткое,неодушевленное, что можно выдуть, вымести, выгрызть из человека, вынуть и переложить в другое место или выбросить. В большинстве случаев болезни все же приобретают зооморфные и антропоморфные черты. Название некоторых болезней у славян непосредственно восходит к наименованию животных. Особенностью,присущей только болгарским заговорам, является социально-религиозная характеристика болезней. Они достаточно часто описываются как представители различных религий или даже неправославных течений христианства. Их общее количество – величина для заговоров, за редким исключением, постоянная –семьдесят семь. И,наконец, в народной заговорной традиции славян существует глубокое убеждение,что болезни, особенно те из них, которые возникают внезапно и признаки которых неясны, в основе своей имеют негативное воздействие человека на человека.
38. Народная медицина-часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение. До конца XVIII века народная медицина не отдалялась от традиционной врачебной медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера. Она Базировалась в основном на старых постулатах о соотношении соков организма. Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких ученых в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось таким образом не только знахарство, основанное на магии и лечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи а этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века – под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес традиционной («классической»)врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то же время магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критической оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием
39) монастырская медицина. Почти век понадобился для того, чтобы началось возрождение медицины на Руси. И происходило это в монастырях. В XIV и первой половине XV в. было основано 180 монастырей. В некоторых из них строились больницы: в Устюге Великом, Симеоновском и Чудовом московских монастырях, в Кирилло-Белозерском, Соловецком, Сийском монастырях, в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Московский и всея Руси Алексий ездил в 1357 г. в Золотую Орду и избавил Тайдулу, жену хана Чанибека, от болезни глаз. Больница Троице-Сергиевой лавры благодаря Сергию Радонежскому стала образцом монастырского больничного уклада. Туда, а также в Симеоновский и Чудов монастыри поступили раненые с Куликова поля. Чудесными исцелениями прославился Кирилл, основатель Белозерского монастыря. В 1462 г. на Руси впервые обнаружилась проказа, в 1499 г. – “любострастная (францюжская)” болезнь, а в 1552 г. – цинга.Чаще других встречались такие заболевания, как “трясовица” (различные лихорадки), “утроба кровавая” (дизентерия), “сухотная болезнь” (туберкулез), “свербеж” (чесотка), “ко-роста” и “обливы” (кожные болезни), каменная (мочекаменная) болезнь, “почечуйная болезнь” (геморрой), цинга, “кильная болезнь” (грыжи), “камчуг” (болезни суставов), “огневица” (тифы). С ними не могли справиться ни монастырские врачи, ни ремесленники, обучавшиеся у “мастеров”, упустивших в нескольких поколениях прогресс медицинской науки. В условиях отставания от западной медицины церковное врачевание уповало в большей степени на молебны, а не на знания и умения. В “Домострое” читаем: “При болезни и скорби нужно врачеваться Божьей милостью, да слезами, да молитвами, да постом, да милостынею к нищим, да истинным покаянием”. К тому же духовенству запрещалось заниматься хирургией, которая была отдана на откуп знахарям, хотя развитие огнестрельного оружия потребовало от хирургов глубоких медицинских знаний.
40) светская медицина. Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодованиеу представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастыр-екая медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.
41) Известные врачеватели. Большую роль в истории медицины (монастырской) сыграл Киево-Печерский монастырь (ХI век), который для того времени был своего рода первым университетом. Иноки Печерского монастыря пришли с Афинской горы, где при монастыре Афонасием была устроена “больница больных ради”, и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижниках Печерского монастыря, прославившихся своим врачебным искусством. Мы встречаем в записях такие имена: “На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и врачевания больных, как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др”.
Антоний - этот “пречудный врач”, как именует его монастырская хроника, - лично ухаживал за больными, которых он лечил, давал им “вкушать” исцелявшее их “зелье”. Служением ближнему преподобный Антоний снискал горячую любовь как у простых людей, так и у князей. После излечения у Антония Великий князь киевский Изяслав подарил обители гору над пещерами, а “игумен же и братия заложила церковь велику и монастырь... И оттоле нача зваться Печерский монастырь... ” - отмечает летопись.
Прозванный современниками “врачом безмездным”, Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, к нему созвали всех известных врачей - иностранцев, живших в Русском государстве, но болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку, но тот раздал их нищим.
42) « Государева аптека», аптекарские огороды, снабжение аптек. В тысяча пятьсот восемьдесят первом году Грозный издает указ, в котором сказано, что необходимо, открыть на территории Кремля в Москве первую российскую аптеку. Эта аптека получила статус Государевой, и она обслуживала только придворных царя и самого царя, а располагалась она в доме из камня прям напротив монастыря Чудова.Этой аптекой руководил Якоб Роберт врач из Англии, он, между прочим, допускал к работе исключительно фармацевтов из-за границы. Российского государя обслуживали англичане, германцы, голландцы, но за ними все, же приглядывал приближенный царя. Около ста лет продажа лекарственных препаратов и их законное производство оставалось в монополии Государевой аптеки. Из-за частых болезней Грозного здесь не прекращалась работа даже в ночное время суток, такие условия труда обговаривались при приеме на службу.Касаемо назначения лекарств писались строгие предписания. Прежде чем попасть к царю, лекарственный препарат проходил проверку на безопасность у врачей, после его принимал сам фармацевт, который изготовил это лекарство, потом небольшое количество препарата выпивал боярин и уже после всех этих проверок препарат доходил до государя. Намного быстрее проходил обратный процесс, остатки из рюмки царя выливались на ладонь боярина, и он выпивал это лекарство. Подача лекарственного препарата больше напоминало какое-то торжественное действо.Вид этой аптеки соответствовал своему званию. Чистота была не только внутри аптеки, но и на территории, которая прилегала к аптеке, на территории аптеки не должно было быть, ни вони, ни грязи, ни дурна. Стены этого помещения расписали самые лучшие художники Москвы.
43) Функции аптекарского приказа. Б ыл создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны.Основные функции:
организация медицинской помощи членам царской семьи;
организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;
организация обеспечения отечественными и импортными зельями;
строгий контроль земель;
принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;
приглашение зарубежных лекарей и докторов;
подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;
надзор за ученичеством в аптекарском приказе;
обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;
организация заготовки лекарств.
В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военное время.