Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творческий портрет. Краткий обзор творчества

400 лет назад в одном маленьком германском городке в Тюрингии жил булочник по имени Фейт Бах. Семейная легенда говорит о том, что он был очень трудолюбив и добр. Была у него одна большая страсть в жизни - музыка. Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на которой играл очень искусно. Эту любовь к музыке Он передал своим сыновьям, а те - своим. И почти все они стали музыкантами и разбрелись по разным городам Германии. Скоро Бахов-музыкантов в Германии стало так много, что само имя Бах стало синонимом музыканта. И лишь одному из них суждено было стать великим композитором и прославить это имя.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в маленьком городке Эйзенахе. Уже с раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был отец – скрипач, городской музыкант. Иоганн Себастьян любил музыку с самого детства. На его долю выпало немало испытаний. В 10 лет мальчик стал круглым сиротой, и его воспитание взял на себя старший брат Иоганн Христоф, служивший учителем музыки в церковной школе в Ордруфе. Иоганн Христоф был образованным, но нечутким музыкантом. Когда по большим праздникам к привычной прелюдии он присоединял новую трель, слушатели церкви шутили: «О! Сегодня наш Бах разгорячился!». Старший брат не увидел в мальчике необычайной музыкальной одаренности. Он считал, что ему еще рано знакомиться с произведениями великих мастеров, и заставлял играть скучные школьные упражнения. Однажды Себастьян обнаружил в шкафу брата ноты и стал тайком по ночам переписывать их, чем сильно испортил себе зрение. Это длилось почти полгода. Но однажды брат застал его за этим делом и отобрал ноты.

Стремление к личной свободе заставило Баха уже в 15 лет покинуть дом брата. У него был прекрасный голос, он играл на скрипке, органе, клавесине, поэтому его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в Люнебурге, где он получал небольшое жалованье. Там он обнаружил огромную нотную библиотеку и смог спокойно изучать произведения великих мастеров. Никто не руководил его музыкальным образованием, сама музыка была учителем и воспитателем его таланта. Он очень хорошо учился и получил диплом, дающий право поступления в университет.

Юный Бах стремился слушать как можно больше музыки великих мастеров и для этого очень много путешествовал. Однажды у него не было денег на путешествие на карете, и он пешком пошел в город Любек, где давал концерты великий немецкий композитор и органист Дитрих Букстехуде. Бах так увлекся музыкой, что забыл о том, что церковное начальство предоставило ему отпуск лишь 28 дней. Он же пробыл в Любеке 4 месяца. Конечно, его уволили.

В то время в Германии музыканты были людьми подневольными. Они должны были служить или у богатых, знатных людей, или при церкви.

Бах много переезжал, часто менял места работы. Ни церковное начальство, ни богачей не устраивали не только свободолюбивый характер музыканта, но и его музыка. Для церковников она была слишком яркой и эмоциональной. Его произведения воплощали в себе живые человеческие чувства. Он был великим философом в музыке. И поэтому его произведения были не просто фоном для молитв. Когда люди слушали в храме музыку Баха, они уже не могли бездумно повторять слова молитв. Они начинали думать. И музыка вызывала в них земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала чувства. Это не нравилось церковникам. А для богатых вельмож музыка Баха была слишком сложной и не подходила для развлечений.

В 1708 году композитор переехал в Веймар, где служил придворным музыкантом и городским органистом. К этому периоду относятся его самые лучшие органные произведения: Токката и фуга ре минор, Пасскалия до минор. Здесь он прожил более 10 лет. Он играл на органе, был музыкантом оркестровой капеллы, где играл на скрипке и клавесине. Поэтому он писал музыку для этих инструментов и для оркестра.

В 1717 году Бах вместе с семьей переезжает в Кётен, куда он был приглашен на должность «директора камерной музыки» при маленьком дворе принца Кётенского. Он руководил небольшим оркестром, аккомпанировал пению принца и развлекал его игрой на клавесине. Это был, может быть, самый спокойной период в жизни Баха. Композитор был относительно свободен и мог серьезно заняться творчеством. В этот период им были созданы трехголосные инвенции, которые он писал для своего старшего сына Вильгельма Фридемана. В это же время были написаны Хроматическая фантазия и фуга ре минор и «Хорошо темперированный клавир» («ХТК»), состоящий из 24 прелюдий и фуг.

В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где и провел всю свою оставшуюся жизнь. Он стал кантором певческой школы при церкви святого Фомы. Именно здесь написаны великие вокально-инструментальные сочинения Баха «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса Си минор, пять годовых циклов духовных кантат (почти 300 произведений). В это же время он писал и клавирную музыку. Был закончен второй том «ХТК», знаменитый «Итальянский концерт», «Гольдберговские вариации».

Но, к сожалению, при жизни Баха его сочинения практически не издавались и не были популярными. В свое время он был признан не как композитор, а только как виртуозный исполнитель.

Работа в церковной певческой школе Лейпцига не приносила Баху удовлетворения. Власти города выделяли мало средств на содержание школы. Денег не хватало даже на то, чтобы одеть и накормить мальчиков. Кроме того, многие из них были мало одарены музыкально, а отвечать за все приходилось кантору.

В начале своего пребывания в Лейпциге Бах возглавил Музыкальную коллегию. Он выступал как дирижер и исполнитель в концертах, которые проводились в городском саду, кофейных залах и местах народных гуляний. Для этих концертов Бах написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений. Но в 1740 году он отказался от руководства Коллегией.

В это сложное время единственным утешением для Баха была его семья. Старшие сыновья еще при жизни Баха стали знаменитыми композиторами и педагогами. Музыкально одаренными были и вторая жена Баха Анна Магдалена, для которой он написал знаменитый сборник фортепианных пьес «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», и его дочери.

В последние годы своей жизни И.С.Бах тяжело болел – он потерял зрение. Но это не остановило его творчество. Он продолжал сочинять музыку. К этому времени относятся сочинения «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги». Но на этом оборвался жизненный и творческий путь композитора.

28 июля 1750 года Баха не стало. Но смерть его осталась практически незамеченной. Очень скоро о нем вообще забыли. Новую жизнь музыка Баха обрела спустя почти 100 лет. В 1829 году в Берлине по инициативе Феликса Мендельсона было исполнено одно из самых величественных сочинений Баха «Страсти по Матфею». И после этого музыка гениального музыканта получила признание по всему миру.

В 1850 году на его родине было создано Баховское общество, целью которого было собрать и издать все сочинения Баха. В 1900 году был издан последний, 46-ой том его произведений. И сегодня его музыка занимает прочное место в нашей жизни.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС: В Индии есть единица расстояния му. Как она определяется? | Методические принципы организации внеклассной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.