Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями




Традиции осмысления проблемы сознания в классической философии.

1. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание рассматривается как замкнутая в себе субъективность, особая субстанция (Г. Лейбниц, Р. Декарт).

Субстанциональный подход позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

2. Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание – особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя.

В рамках данного подхода была поставлена психофизиологическая проблема.

Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями.

Первая из них разработана в немецкойклассической философии (И. Кант, Гегель), она выявила влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничила индивидуальное и общественное (надындивидуальное) сознание.

Вторая версия представлена философией марксизма(К. Маркс, Ф. Энгельс). В рамках диалектико-материалистической философии была проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания со сферой предметно-практической деятельности людей.

4. Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания:

· экзистенциально-феноменологической традиция(Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия, феноменологию интересует многообразие способов данности предметов, явления себя человеку;

· психоаналитическая традиция(З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, наряду с признанием индивидуального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека;

· структурализм (М. Фуко, Р. Барт) и герменевтика (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка;

· в концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс порождения текстов, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.

 

5. Современные представления о сознании синтезируют содержательные аспекты анализа проблемы, получившие обоснование в процессе исторической динамики философского и естественнонаучного знания.

Базовые стратегии философского осмысления проблемы сознания:

во-первых, рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания;

во-вторых, исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами;

в-третьих, анализ проблемы субстрата сознания и возможности его искусственных модификаций.

Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылками становления сознания выступают:

§ эволюция свойства отражения, присущего всей материи;

§ развитие зачаточного интеллекта животных;

§ переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;

§ развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Отражение – всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

 

Основные формы отражения:

· отражение в неживой природе;

· биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание).

Сознание – высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.

Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание (способность прогнозировать свою деятельность);

2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);

3) самосознание (возможность выделения себя из внешней среды);

4) язык (вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям).

 

Структура сознания:

· интеллект;

· эмоции;

· воля;

· внимание;

· память.

 

Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного.

Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля – сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.

 

Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании.

Сознание человека также невозможно представить себе без памяти – способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

 

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.

Уровни бессознательного:

1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций);

2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

 

Структура психики человека по З. Фрейду:

1) "Сверх-Я" (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);

2) "Я" (сознание);

3) "Оно" (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т.д.).

"Я", будучи связанным с "Сверх-Я" и "Оно", как бы балансирует между ними.

Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.

Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм) вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.

 

Виды сознания:

· общественное;

· индивидуальное;

· классовое;

· национальное;

· групповое и т.д.

 

Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности.

Индивидуальное сознание – неповторимый духовный мир конкретного человека.

 

Типы сознания:

· обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии);

· теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме).

 

Уровни общественного сознания:

· общественная психология;

· общественная идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений.

Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею.

 

Идеология – система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности.

Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства.

В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.

 

Формы общественного сознания:

· классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное);

· новые (экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.).

 

Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.

 

Основные функции сознания:

1) познавательная (сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания);

2) целеполагающая (ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде);

3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью);

4) креативная (определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1142 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.