Соблюдение в судебном процессе этических требований напрямую связано с соблюдением прав человека, так как справедливый суд может вершить лишь судья, обладающий высокими нравственными качествами. К этическим требованиям, предъявляемым к участникам судебного процесса, относятся требования быть справедливым, честным, беспристрастным, гуманным, обладать развитым чувством совести, повышенным чувством долга. Обязательные этические требования, предъявляемые к судебному оратору: уважительное и добросовестное отношение к суду; уважение к процессуальному противнику; корректное отношение и ко всем другим участникам судебного процесса, в том числе к потерпевшему и подсудимому.
Этика речевого поведения в зале суда требует, чтобы все стороны и их представители, участвующие в процессе, обращались друг к другу на Вы. Необходимо точно знать и правильно произносить фамилию, имя, отчество того, к кому обращаются или о ком говорят. Недопустимо путать подсудимого с потерпевшим, потерпевшего – со свидетелями или другими участниками рассматриваемого дела. От того, насколько уважительно относится судебный оратор к языку, к присутствующим в зале судебного заседания, зависит повышение культуры правосудия, но в первую очередь – уважение граждан к суду, усиление воспитательного воздействия судебных процессов.
Этические требования, предъявляемые к обвинительной речи прокурора
Все выводы государственного обвинителя и его мнения, предлагаемые на рассмотрение суда, должны основываться на законе и доказанных на судебном следствии фактических обстоятельствах дела. Юридические оценки должны быть соразмерны установленным фактам и нормам применяемого закона: прокурор должен быть справедлив и объективен. Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать.
Общая характеристика рассматриваемого дела, его специфических особенностей должна быть объективной, конкретной, основанной на существе самого дела, не содержать преувеличений. Прокурор обязан анализировать доказательства, доводы по существу их содержания, достоверности, достаточности, а не путем общих утверждений и заявлений. Юридическая оценка деяния должна быть аргументированной, основанной на глубоком понимании сущности применяемого материального закона. Характеристика личности подсудимого должна быть объективной, основанной на установленных в суде фактах. Прокурор не вправе умалчивать о положительном в нравственном облике подсудимого, его прежних заслугах, поведении, могущем служить смягчению ответственности. Обвинителю следует быть сдержанным в словах, выводы его должны быть обдуманными и справедливыми, в отношении к подсудимому не может быть фамильярности, оскорблений, насмешек. Обоснование меры наказания в речи прокурора требует объективности, учета последствий того или иного вида и размера наказания, обстоятельств не только отягчающих, но и смягчающих ответственность.
Этика речи защитника
Защитник может применять только законные средства и способы защиты. Защищая конкретного человека от обвинения в преступлении, защитник не может оправдывать само преступление. При этом адвокат не обязан упоминать обстоятельства, могущие повредить защите, если о них не говорил обвинитель. Речь защитника должна в концентрированной форме представить суду все то положительное, что характеризует личность и поведение подсудимого. Все обстоятельства, смягчающие ответственность, установленные по делу, необходимо отчетливо и убедительно отметить в речи, а обстоятельства, отягчающие ответственность или доказанные сомнительно, оценить соответствующим образом. При характеристике подсудимого нельзя допускать преувеличения, вопреки фактам утверждать о несуществующих добродетелях подсудимого. Недопустимо строить защиту на подчеркивании негативных сторон личности потерпевшего, его отрицательных нравственных качеств; нельзя унижать достоинство потерпевшего.
В своей речи защитник прямо ведет полемику, спор с обвинением. И сама манера, форма этого спора должна отвечать определенным нравственным установлениям, то есть используемые в споре средства должны основываться на совести, справедливости и законе.