В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Широко распространено разделение ощущений по модальности, в связи с чем выделяют ощущения зрительные, слуховые, осязательные и др.
Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (напр., пространственные и цветовые зрительные ощущения). Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных ощущений или синестезий.
Английский физиолог Ч. Шерррингтон выделил три основных класса ощущений:
1) эстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) проприорецептивные (кинестические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
В свою очередь, экстероцептивные делятся на два подкласса дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обанятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
Эмоциональные чувства
Если пойти вслед за физическим восприятием посредством органов чувств, то можно заметить, что очень часто физические ощущения связаны с осознанием каких-то эмоций (радость, грусть, нежность и т.п.). Так, например, зрительный образ бегущей воды возбуждает в нас радость или грусть в зависимости от индивидуальных особенностей чувствующего данный объект человека и от связанных с ним ассоциаций, или определенных переживаний. В данном случае, в процесс восприятия окружающего мира включается более тонкая, чем физическое тело, субстанция человеческого существа. Его называют эмоциональным или астральным телом.
В науке пока нет общепризнанной позиции по этому вопросу. Более того, большинство ученых кроме физического тела и психики в человеке больше ничего не признают. Понятия о более тонких, чем физическое тело, оболочках человека сформированы в духовных источниках – это опыт людей, способных видеть и чувствовать больше и тоньше, чем средний человек.
Из психологии нам известно, что эмоции (от лат. еmoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Ученые полагают, что в процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Высшей формой развития эмоций являются устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям.
Как устроено эмоциональное тело психологии неизвестно. Но известно людям, обладающим паранормальными способностями. Эмоциональное тело вместе с эфирным телом обладает объемом, гораздо большим, чем физическое тело, граница эмоционального тела находится за пределами физического тела.
Экстрасенсами или приборами, обладающими особой чувствительностью, эмоциональное тело воспринимается как разноцветная аура, окружающая человека. В зависимости от характера, испытываемых в данное время эмоций аура окрашивается в разные цвета. Например, если человек находится в ярости, то цвет ауры становится ядовито красным с преобладанием темно-красного тяжелого цвета. Если же человек чувствует тоску или ревность, или находится в подавленном состоянии, то в окраске ауры преобладает темно-коричневый или даже черный цвет. Но если человек наполнен радостью от благих мыслей, то окраска ауры становится светлой, сверкающей, в которой преобладают светло-зеленые, голубые, желтые, розовые тона.
В настоящее время существуют приборы, работающие по типу газоразрядной визуализации, благодаря этому эффекту эмоциональное тало становится видимым. И можно четко увидеть нарушения в структуре ауры и сделать определенные выводы о характере, испытываемых эмоций и предсказать последствия для физического тела и даже для судьбы человека определенных эмоций.
Эмоциональное тело связано с тонким миром, который называется астральным. Астральный мир ближе всего по уроню вибраций подходит к грубо материальному миру. Этот мир наполнен энергиями и существами различного рода и делится на низший астрал и высший астрал. Соответственно человек, в зависимости от уровня развития, взаимодействует с разными уровнями астрального мира. Возьмем чувства и эмоции человека, связанные с любовью. Как по-разному они будут выражаться у людей разных уровней развития и связанными с разными астральными слоями. Например, человек, получающий удовлетворение от прослушивания тюремного фольклора и человек, испытывающий удовольствие от прослушивания светской классической музыки будут взаимодействовать с энергиями и информацией различных астральных
уровней. Или, например, танцы, наполненные грубым эротическим содержанием близким к порнографии и балет – танец более высокого эстетического содержания. Совершенно очевидно, что эти два вида танца связаны с разными эмоциональными слоями и выражают разные оттенки человеческих чувств. Более того, в наше время есть люди, способные по уровню энергетики, уровню вибраций различить источники информации и смысла.
Самым высоким чувством астрального плана Земли является любовь. Каждый человек испытывает потребность в том, чтобы его любили, любили безусловно, не предъявляя никаких претензий относительно несовершенства его человеческой природы. Мы пришли на Землю, чтобы испытать все формы любви начиная от любви к собственной семье и завершая любовью ко всему существующему не только на Земле, но и на других планетах и к Богу. Конечно, любовь в зависимости от уровня развития человека, чувствующего ее, преломляется под разным углом: для кого-то она просто сексуальное влечение к противоположному полу, а для кого-то любовь к душе другого человека. Форм любви бесконечное множество, столько же, сколько и людей на планете Земля. Но все должно развиваться – возвышаться, приобретать более высокий смысл, чем имеет в данное время. Так, любовь начинаясь с эгоистичной и ограниченной постепенно расширяется, развивается и приобретает иные более возвышенные и одухотворенные формы.
Интеллектуальные чувства
Развивая наше размышление о чувствах можно предположить, что ум, интеллект, тоже может чувствовать, но чувствует он мысли.
Определим основные понятия этой сферы. Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Ум – познавательные возможности человека, способности мышления и понимания. Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Ментал (от англ. Mental – умственный, мысленный, психический). Разум – философская категория, обозначающая способность к абстрактному познанию посредством общих понятий, необходимо нуждается в языке и создает возможность для него. Посредством разума человек способен образовывать идеи. Идея – форма постижения в мысли сущности предметов и явлений окружающего мира. Мысль – нет определения (Психологический словарь, 1985).
Восточная философия утверждает, что мысли живут в окружающем пространстве, в своем пространстве – пространстве мысли и приходят к нам, а мы принимаем их и проживаем их, используем в своей жизни или не принимаем и они проходят мимо и никакого влияния на нас не оказывают. Можно здесь утверждать, что к одним мыслям мы оказываемся чувствительными, а к другим нет. Одни мысли мы чувствуем, ощущаем, а другие не чувствуем и не ощущаем. На уровне одинакового чувствования мыслей можно говорить о единомышленниках, людях оказывающихся
настроенными на одинаковые мысли и чувствующих их внутреннюю суть. Такие люди, вероятно, способны понять друг друга и, напротив, не поймут друг руга люди по-разному чувствующие или не чувствующие вообще определенные мысли. Так, человек берет мысль из ее мира, насыщает ее своей энергией, возможно преображает или извращает, каким-то образом меняет и отправляет в пространство.
В той же восточной традиции познания человеком себя и мира было открыто, что у человека есть тело, работающее с мыслью, такое тело назвали ментальным или интеллектуальным телом. Оно располагается внутри человеческого мозга, но обладает нематериальной природой. Мозг же является его материальным носителем, т.е. посредником между ментальным телом и физическим. Ментальное тело в свете интровертных знаний (Пучко, с.69) представляет собой маленький шарик неправильной формы с двумя «глазами», которыми мы осматриваем наши мысли. Это наше ментальное зрение. Оно имеет три уровня: нижний – подсознание, средний – сознание и верхний – сверхсознание. Подсознание в свою очередь имеет несколько ступеней. В самом низу – инстинктивный ум, ведающий пищеварением, газообменом, обменом веществ и другими функциями физического тела. Самый верхний уровень подразделяется на такие подуровни, как предмыслие (неясно выраженные мысли) и космическое сознание (просветление, озарение, появление гениальных мыслей).
Ментальные оболочки различных людей, живущих на Земле, пересекаются, образуя ментальное пространство, или, по терминологии В. И. Вернадского, ноосферу. Сгустки мысленной энергии различных отдельных групп людей образуют эгрегоры. Есть религиозные эгрегоры, социальные, профессиональные, семейные и т.д.
Человек постоянно взаимодействует со сферой мысли. Большая часть человечества неосознанно вступает в контакт с определенными мыслями. Но есть люди на Земле, которые стараются совершенствовать свою природу и неизбежно выходят на уровень осознанного взаимодействия с мыслями. Они способны различать не только внутреннее смысловое содержание и энергетическую наполненность мыслей, но и понимают, видят, чувствуют их характер, способны предвидеть последствия от участия в их жизни различных мыслей.
Вершиной интеллектуальных чувств является любовь к Истине, которая вырастает из интереса к знаниям и любви к познанию.
Высшие и низшие чувства. В психологическом словаре читаем: «Высшие чувства заключают в себе все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности: нравственные чувства (отношение к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, партии, к другим людям, самому себе); познавательные или интеллектуальные чувства их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; практические чувства, связанные с деятельностью (труд, учение, спорт и др.);
эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающего мира руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, например, любовь к ребенку, произведению искусства, обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувства справедливости, трагического)».
К высшим чувствам относят переживания человека, наполненные каким-то особым возвышенным смыслом. Переживания высшего смысла в отношении к событию или явлению, которые выводит человека за рамки удовлетворения материальных потребностей собственной эгоистической природы. Переживание высших чувств скоре всего не будет иметь никакого материального предмета. Например, переживание несправедливого, подлого поступка одного человека по отношению к другому. Это чувство можно назвать состраданием, сопереживанием. Принятие внутреннего душевного участия в судьбе другого человека это и есть выход за грань своей личности. Испытывание острой боли от несчастного случая произошедшего с другим человеком. Мука от невозможности изменить окружающий мир, наполненный страданием. Все это есть нравственные чувства и они являются высшими чувствами.
Но кто же внутри нас чувствует, переживает эти чувства? Наше «я». На вопрос о том, что же такое «я» есть много ответов. Вот одна из версий: у человека есть высшая и низшая природа; высшая природа – высшее «Я» пытается преобразовывать низшую природу и в этом есть смысл развития человека, его эволюционное развитие; низшая природа сопротивляется, потому что меняться очень трудно. Если человек идет на поводу низших чувств гнева, ревности, зависти и т.д. то он не развивается, а наоборот деградирует. Если же человек пытается в жизни руководствоваться высшими ценностями, например, пытается всех любить, слушает свою совесть, пытается делать добро, помогать людям и т.п., то он развивается и эволюцционирует.
Несомненно, нравственные чувства являются основой жизни любого человека. Невозможно развиваться в рамках какой-либо одной сферы высших чувств, а другими пренебрегать или проявлять абсолютно регрессионные качества своей личности. В итоге окажется, что и в этой одной сфере, которую принимает и развивает человек, он окажется не дееспособным. Так, например, талантливый художник, тонко чувствующий красоту, но при этом ненавидящий людей. В конце концов, ненависть, рожденная в его душе, вероятнее всего, съест весь его талант.
В настоящее время учеными уже доказано, что даже на физическом уровне – биологическом теле человека проявляется модальность чувств. Чувства радости, доброжелательного отношения к окружающему миру очищает кровь. А чувства ненависти, раздражения, гнева рождает патологические физические и биологические образования различного рода.
Духовные чувства
Взаимодействие человека с Высшими мирами и с Богом происходит посредством духа человека, самой тонко устроенной субстанцией человеческого существа. В зависимости от качества настроенности человека на свой дух и осуществляется чувствование жизни духа и степень реализации, раскрытия, развития духа на земле.
Существует мнение, что дух человека – это основа человеческого существа. Он является продолжением Бога в человеческом существе, аналогично, как дети являются продолжением родителей на Земле. Божественность человеческого духа с этой точки зрения является логически правильной. И утверждение о том, что дух человека может все и знает все не кажется абсурдной. Таким образом человек в духе своем является совершенством и стремление человека к совершенству это только желание вспомнить свое совершенство, пробудить память своего духа и раскрыть все, что есть в духе. Земные же условия, различные события в которых оказывается человек необходимы для пробуждения всего духовного багажа.