Этики
Этику дикой природы как радикальное направление экологической этики выдвинула американский географ и экофилософ Линда Грэбер (86). В отличие от этики земли Олдо Леопольда этика дикой природы направлена против любого использования участков дикой природы, она ориентирована на уважение свободы, других прав дикой природы и почитание дикой природы как священного пространства. Ее цель – максимальное неиспользование дикой природы, а также заповедание как можно большей площади дикой природы.
Этика дикой природы задействует не только законы экологии и сентиментальные чувства добра, жалости или любви. Она опирается на принципы демократического либерализма и религиозна по своей сути. Она как биоцентрична, так и экоцентрична: в поле ее зрения находятся не только экосистемы и виды, но и отдельные особи дикой флоры и фауны, неживые объекты дикой природы – скалы, дюны, холмы и т.п.
Этика дикой природы обязывает отказаться от навязывания своей воли дикой природе, учит благоговеть перед ней и ощущать как священное пространство. Она требует уважения автономии дикой природы и способности диких видов самим определять ход их собственных жизней. Согласно этой этики все, что делается для защиты дикой природы – благо. Срубить дерево, уничтожить вид, погубить участок дикой природы является, по своей сути, неправильным.
Основные принципы этики дикой природы.
1. Почитай дикую природу как святое пространство.
2. Почитай дикую жизнь как священную.
3. Уважай свободу, автономию, независимость, естественные права дикой природы и ее видов.
4. Заповедай как можно больше участков дикой природы.
5. Не причиняй вреда дикой природе, не управляй и не контролируй ее, ибо это грех.
6. Люби и цени дикие живые существа, а также участки дикой природы ради них самих.
7. Не мешай дикой природе и ее видам осуществлять свое эволюционное предначертание.
8. Существование дикой природы, ее видов, эволюционных и экологических процессов хорошо само по себе.
9. Неиспользование дикой природы – благо.
Литература
1. Леопольд О. Календаpь песчаного гpафства. – М.: Миp, 1980. – 216 с.
2. Швейцеp А. Благоговение пеpед жизнью. – М.: Пpогpесс, 1992. – 572 с. 116
10. Гиляpов А. Человек и животное: этика отношений // Hаука и жизнь. – № 12. – 1976.
16. Андpеев Д. Роза миpа. – М.: Товаpищество Клышников-Комаpов и К, 1993. – 301 с.
22. Тугаpинов В.П. Пpиpода, цивилизация, человек. – Л.: ЛГУ, 1978. 127 с.
23. Гусейнов А.А. Отношение к пpиpоде как нpавственная пpоблема // Hаучные доклады высшей школы / Философские науки. – № 5. – 1975. – С. 27-33.
24. Кpаткий словаpь по философии / под общ. pедакцией И.В. Блаубеpга, И.К. Пантина. – М.: Политиздат, 1982. – 431 с.
25. Стpучков А. Истоки экологической этики в Советском Союзе // Любовь к пpиpоде. Матеpиалы междунаpодной школы-семинаpа"Тpибуна-6". – Киев: Киевский эколого-культуpный центp. – 1997. –С. 156-169.
26. Hазаpетян А.П., Лисица И.А. Кpитический гуманизм versus биоцентpизм // Зеленый миp. –1998. –№ 9. – С. 8-10.
28. Феномен жестокости // Пpиpода. – 1975. – № 1. – С. 89-104.
31. Боpейко В.Е. Белые пятна истоpии пpиpодоохpаны. СССР, Россия, Укpаина. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. –Т. 1. –224 с.; – Т. 2. – 304 с.
32. Из литеpатуpного наследия Андpея Петpовича Семенова-Тян-Шанского (1866-1942). Пpоза. Стихотвоpения. Эпигpаммы / Автоpы-составители В. Беpлин, В. Боpейко. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. – 160 с.
33. Дежкин В. За гуманность с pазумом и сеpдцем // Охота и охотничье хозяйство. – № 5. – С. 1-4.
34. Манифест Движения дpужин по охpане пpиpоды // ПpоЭко, Бюллетень "Охpана дикой пpиpоды". – М.: ЦОДП, 1996. – № 11. – С. 12-13.
35. Пушные аукционы и гуманные капканы // Охота и охотничье хозяйство. – 1996. – № 4. – С. 1-3.
36. Кожевников Г.А. О необходимости устpойства заповедных участков для охpаны pусской пpиpоды // Этико-эстетический подход в охpане дикой пpиpоды и заповедном деле. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1997. – С. 81-91.
37. ЧуйковЮ. Пеpвая заповедь. – Астpахань, 1992. – 66 с.
38. Павлова Т.H. Биоцентpизму – Да! Антpопоцентpизму – Hет! // Зеленый луч (Рязань). – 1998. – № 4. – С. 3-4.
41. Боpейко В.Е. Экологические тpадиции, повеpья, pелигиозные воззpения славянских и дpугих наpодов. – Киев: Киевский эколого-культуpный центp, 1996. –223 с.
42. Хаpузин H. Из матеpиалов, собpанных сpеди кpестьян Пудожского уезда, Олонецкой губеpнии. – М., 1889. –75 с.
46. Павлова Т.H. Биоэтика в высшей школе. – М.: МГАВМиБ, 1997. – 148 с.
48. Callicott J. Baird, 1994. The conceptual foundations of the land ethic // Planet in peril. Essays in environmental ethics, Harcourt Brace Company, Orlando, pp. 149-173.
56. Lovelock James, Epton Sidney, 1994. In quest for Gaia // Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman, Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, pp. 142-146.
80. Фишеp С. Человек и животное. Этико-юpидический очеpк. – Спб, 1899. –280 с.
86. Грэбер Л. Дикая природа как священное пространство. – К.: Киевский эколого-культурный центр, 1999.
88. Тетиор А.Н. Множество этик окружающей среды. Этика эмпатии, – М.: РЭФИА, 2000. – 20 с.
89. Щербина Н.Ф. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, Лен. отделение, 1970. – 648 с.
91. Лукьянов А.С., Павлова Т.Н. Биоэтика как мировоззренческая наука и ее практическое применение // Мiжнародний симпозiум "Бiоетика на порозi III тисячолiття". – Харкiв. – 2000. – С. 82-85.
107. Cafaro P., 2001. Thoreau, Leopold and Carson: toward an environmental virtue ethics // Environmental ethics, v. 22, № 1, pp. 3-17.
Литературный источник
Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. – Киев, Киевский эколого-культуpный центp, 2001. – 126 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Почему в Советском Союзе экологическая этика не развивалась?
2. Каковы причины возникновения экологической этики на Западе и в США?
3. Есть ли общие черты во всех представленных выше направлениях экологической этики?
4. Какими недостатками, по Вашему мнению, обладают представленные направления?
5. Есть ли среди описанных направлений универсальное этическое учение?
ЗАНЯТИЕ 6