РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
ЗАНЯТИЕ 4
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ – РЕЗУЛЬТАТ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО КРИЗИСА
Цель работы – осмысливая основные черты психологического, социального и экологического кризисов попытаться выявить причины возникновения кризисов, характер их взаимной обусловленности и предложить пути выхода из кризисов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Поразмышляйте над словом «кризис». Как вы понимаете его смысл?
Задание 2. Поразмыслив над понятиями «психологический кризис», «социальный кризис», «экологический кризис» выделите общие причины их возникновения и общие и специфические для каждого типа кризиса черты проявления. Попробуйте найти пути выхода из кризисов и составить конкретные рекомендации каждому человеку, руководствуясь которыми он мог бы изменяя себя изменить общество и отношения с окружающей средой.
Напишите эссе, учитывая все вышеизложенные заметки.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
КРИЗИС И ЕГО РЕШЕНИЕ
М. Лайтман
Очевидность кризиса. Общий мировой кризис человечества очевиден – депрессия, наркотики, распад семьи, террор, неуправляемость общественных систем, опасность применения атомного оружия, экологические удары и пр.
Например, согласно данным, опубликованным Еврокомиссией в "Зеленой книге" ("Gruenbuch") европейцы страдают от сильнейших депрессий, являющихся причиной 58.000 самоубийств в год, а 30% граждан Евросоюза страдают расстройством психики.
Неотвратимо нарастает угроза существованию человечества вследствие применения ядерного оружия. По мнению ведущих ученых, у человечества осталось не так уж много времени для попыток предотвратить развитие кризиса в нежелательном направлении – к состоянию мировой термоядерной войны или глобальной экологической катастрофы.
Правильный диагноз – половина лечения. Признаки кризиса очевидны, но из-за кажущейся невозможности выхода из него, само его наличие и обострение, как правило, замалчивается правительствами и общественными организациями, учеными, социологами, психологами. Причина сознательного замалчивания ими всеобщего кризиса в том, что они не видят средства исправления нынешнего состояния. В итоге эта страусиная политика только усугубляет проблему и ускоряет приближение катастрофы. Как говорят медики, правильный диагноз – это половина лечения. Замалчивание же болезни и недооценка ее серьезности есть прямая угроза жизни.
Хотя основная проблема цивилизации – преодоление глобального кризиса, для того, чтобы приступить к ее решению, необходимо решить проблему не менее сложную: проблему объяснения обществу кризисной ситуации. Еще очень и очень многие ищут решение в научно-техническом, культурном и общественном прогрессе, забывая о том, что упование на этот прогресс и ввело нас в кризисное состояние.
Как предотвратить углубление кризиса? Для предотвращения дальнейшего углубления кризиса необходимо:
1. Признание наличия кризиса.
2. Выявление причин кризиса.
3. Осознание существования альтернативы и возможности выхода из кризиса.
4. Создание плана выхода из кризиса.
5. Осуществление плана.
Истоки и природа кризиса. В чем заключается причина кризиса? Ведь им охвачен в настоящее время не только человек, его состояние здоровья и формы взаимоотношений в обществе. К катастрофе вместе с человеком движется вся природа. Поэтому для понимания истоков кризиса мы должны рассмотреть основы самой природы.
Эгоизм – вся материя мира. Вся материя представляет собой различные меры желания наполниться силой, жизнью, наслаждением. Величина желания наполниться рождает различные уровни природы: неживой, растительный, животный, человек, а также определяет все процессы, протекающие в них. Каждый более высший уровень – есть проявление большего желания и включает в себя все предыдущие. Из осознания единства материала природы становится понятен феномен человека и его место в мире.
Особенности человеческого эгоизма. Особенность человека в сравнении со всей остальной природой не только в силе и характере его желаний, а еще и в том, что желания человека непрерывно меняются и развиваются, вызывают развитие цивилизации. Вся природа кроме человека потребляет лишь необходимое для существования. Человек желает сверх необходимого для существования в пище, сексе, физическом комфорте и в особенности в желаниях присущих только ему – в погоне за богатством, властью, почестями, славой, знаниями.
Поэтому, желание лишь необходимого для существования не оценивается как эгоистическое и только эгоизм человека эгоистичен. Эгоизм человека непрерывно, гиперболически растет. Его рост стимулирует и определяет прогресс человечества, но и ведет в тупик – к глобальному кризису. Излишний и развивающийся эгоизм че-
ловека говорит о его незавершенности. Властвуя над человеком, он лишает его инстинктов, обеспечивающих выживание. Нарушение равновесия. Все силы природы, кроме человеческого эго, находятся в равновесии. Все они являются единой системой сил природы и только человек нарушает их гармонию. Все в природе взаимосвязано и стремится к равновесию в себе и с окружающим. При нарушении подобия, нарушается равновесие, за границами которого начинается разрушение организма. Возможность восстановления равновесия является условием жизни.
Возникновение конфликта. Ни одно существо в природе, кроме человека, не относится к окружающим с намерением нанести вред, использовать, эксплуатировать, не испытывает удовольствия от подавления окружающих, наслаждения от горя окружающих. Только человек может наслаждаться горем другого человека. Эгоистическое, то есть с намерением личного возвышения над себе подобными, использование человеческих желаний приводит к угрожающему неравновесию с окружающим миром. Наш эгоизм – это единственная разрушающая сила в мире. Поэтому мир не сможет существовать, если человек не изменит своего эгоистического отношения к обществу.
Альтруизм – принцип жизни. С другой стороны, в природе существует Альтруизм, забота о благе ближнего. Исследуя феномен альтруизма в природе, мы открываем его как основу всего живого. Живым называется объект, который получает и отдает окружающей его среде. Любой живой организм состоит из совокупности клеток и органов, которые работают вместе, дополняя друг друга. В этом процессе они обязаны уступать, воздействовать и помогать друг другу. Закон объединения клеток и органов по альтруистическому принципу «один для всех» действует в любом живом организме.
Эгоизм части приводит к смерти целого. Если клетка живого тела начинает действовать относительно остальных эгоистически – она становится раковой – умерщвляет все тело и, в результате, саму себя. Раковая клетка непрерывно делится, съедая все окружающее, не неся никаких обязательств перед ними, не реагируя на команды организма. Так и эгоизм в природе, развиваясь сам по себе он ведет к смерти все, в том числе и самого себя. Альтруизм – программа природы. Только взаимодействием, как одно целое, клетки могут существовать, развиваться и размножаться. В противном случае сам общий закон природы, как общей системы, будет угнетающе воздействовать на них. В каждом творении действует закон альтруистического взаимодействия. Кроме человека. Человеку дана свобода воли осознать необходимость альтруизма и выполнять этот общий закон природы.
Цель природы. Программа управления. Исследуя окружающий мир, мы обнаруживаем связь всех его частей, их причинно-следственное развитие и цель действий. Развитие человеческого общества, глобализация вынудила нас рассматривать мир как состоящее из противоположностей одно общее, целое.
Совершенство мира – в единстве его элементов. Достигается это только сосуществованием частей природы, когда каждая часть работает ради жизни всей системы. Поскольку вся природа, кроме человека жестко выполняет свое предназначе-
ние, то очевидная высшая цель всей природы – в приведении человека к совершенству, к свойству отдачи. В этом заключается программа природного управления.
Природное развитие желаний. Поскольку развитие человека происходит согласно программе природного управления, все больше людей приходит к ощущению отсутствия счастья, ощущению пустоты, депрессии, стремлению погасить это ощущение в наркотиках и терроре. Кризис семьи, воспитания, наук, исскуства, угроза уничтожения жизни вследствие экологической или ядерной катастрофы – также являются следствием этого состояния. Пока человек следует эгоистическому развитию и использованию своих желаний, сама Природа направленно создает вокруг него и всего общества угрожающую обстановку. В результате человек вынужден будет осознать свое место в системе природы, осознать свой эгоизм как единственное зло. Сам эгоизм, вызывая страдания, толкает нас к поиску методики его исправления и правильного соединения с Природой.
Путь долгий и путь короткий. Как человечество осознает необходимость подобия природе? Как могут эгоисты придти к осознанию зла?
Из безысходности! Из осознания эгоизма как зла. К осознанию зла можно идти долгим путем страданий или коротким путем исправления. Но путь страданий – это не путь, а лишь количество времени, необходимое для осознания всего ужаса последствий своего упрямства и эгоизма. Но как только происходит достаточное накопление страданий, человек делает расчет и приходит к выводу, что выгоднее не страдать, а исправляться – и прикладывает усилия к уподоблению природе. Но возможен короткий и легкий путь исправления – если человек получает знания о устройстве мира, его причинности и цели, он ускоряет в себе осознание зла, своего противостояния миру, и не нуждается в осознании эгоизма как зла под воздействями страданий. Поэтому мы обязаны ускорить во всем мире процесс осознания эгоизма как зла, распространяя знания о кризисе и его причине – нашей противоположности природе.
Причина и цель. Итак, причина большей противоположности человека природе в том, чтобы он понял замысел и программу природы. Пониманием этого, человек обретает разум более высокого уровня чем тот, с которым он пришел в этот мир – Разум Абсолютного Альтруизма, как сама Природа. Именно из противоположного, эгоистического свойства, человек постигает весь замысел природы.
Вывод. Миссия человека – самостоятельно и осознано стать равным общему закону природы Абсолютного Альтруизма. Поэтому человек обладает растущим эгоизмом, развитие которого ему неподвластно; программа природы создает в нем и в его окружении обстоятельства, которые помогают постепенно осознать эгоизм как Зло; в мере этого осознания, человек начинает искать пути избавления от эгоизма и открывает для себя высший закон природы, закон Абсолютного Альтруизма, осознанно, с желанием подчиняет ему всего себя, получая от самой природы помощь в исправлении эгоизма.
Альтернатива кризису. Свобода воли. Поскольку вся приода кроме человека выполняет свое предназначение и только человек создан противополож-
ным природе, сводоба воли дана человеку только в одном – в свободном самовыражении каждого посредством альтруистических поступков.
Условие свободы. Хотя человеку кажеться, что он свободен, действует по собственному желанию, он выполняет указание генов и желания окружения, которое навязывает ему свои ценности и стандарты – насколько выгодно быть сильным, властным, преуспевающим. И человек всю свою недолгую жизнь тяжело трудится только над тем, чтобы общество увидело, насколько он преуспевает в выполнении установок общества. Получается, что он вообще не живет ради себя, а насилует себя, чтобы достойно выглядеть к глазах общества. Поэтому путь к свободе начинается в избавлении от диктата общественных искуственных стандартов. А затем – в своем свободном выборе пути к равновесию с природой и достижения в этом совершенства и вечности. Поэтому создание условий для свободы воли может быть только созданием нового общества, новых общественных стандартов.
Альтруисты и эгоисты в обществе. Альтруисты не исчезают. Из исследований ученых следует, что 10% человечества составляют альтруисты. Этот процент альтруистов в обществе постоянен, обусловлен генетически, и не зависит от внешних условий, – от влияния семьи, воспитания, общества. Альтруисты не исчезают. Ген альтруизма скрыт в человеке и его невозможно уничтожить. Всегда в человечестве, независимо от воспитания и влияния общества есть до 10% «природных» альтруистов.
Альтруизм выгоден. Хотя в любом обществе – 90% эгоистов, культура, наука, искусство, религия, мораль, право, воспитание, образование целиком опирается на концепцию 10% альтруистов, – потому что альтруистическое поведение выгодно всем. Альтруизм властвует в образовании, в школах учат альтруизму: будь честным, трудолюбивым, уважай, защищай, дружи, люби, – потому что альтруизм выгоден обществу. Если для альтруистов от рождения альтруистические действия естественны, для эгоистов действия отдачи на благо общества кажутся невозможными. Но из законов жизнедеятельности живого организма мы видим, что осознание организмом того, что его сущестование зависит только от совместной работы всех его клеток, приводит к альтруистическому сосуществованию в нем клеток, каждая из которых сама по себе эгоистична. Ощущение пользы альтруистического поведения есть и в эгоистическом человеческом обществе. Даже в настоящее время никто в мире не выступает активно против альтруистических поступков. Наоборот, все организации и личности рекламируют свое участие в альтруистических акциях и гордятся этим. Никто явно не противится распространению в мире альтруистических идеалов. Поэтому, если объединение альтруистических организаций сможет распространить в мире знания о замысле природы, ее программе и цели, это изменит путь всего человечества к цели – с пути страданий путем знаний. План выхода из кризиса. Цель. Целью действий альтруистических сил является формирование новых – альтруистических общественных и человеческих ценностей.
Единственное средство. Для того чтобы изменить свое поведение с эгоистического на альтруистическое, человек должен изменить приоритеты, иерархию ценностей, убедиться в том, что отдавать обществу намного важнее, выгоднее, чем получать от него. Другими словами, человек должен ощутить намного большее наполнение от отдачи обществу, чем от любых эгоистических обретений.
Для достижения этой цели у нас есть только одно средство – общественное мнение. Нет ничего важнее для человека, чем мнение окружающих. Заслужить одобрение общества – цель жизни. Человек обычно отрицает, что им движет желание добиться одобрения своих поступков. Вопрос о мотивации того или иного поступка застает его врасплох. Человек указывает на любознательность, даже на деньги, но не признается, что его мотив – общественное одобрение. Потому что общественное одобрение для него – самое главное! Человек создан природой таким образом, что окружение определяет все его вкусы и ценности, он поневоле и полностью находится под властью общественного мнения – а потому общество способно навязать человеку любую, даже отвлеченную, ценность и любой вид поведения. Ради известности, славы, уважения, почета человек готов на все. Общество также формирует в человеке критерии оценки собственного достоинства и самоуважения. Поэтому человек готов на все ради положительной самооценки, даже зная, что никто никогда не узнает о его поступке. Такова сила единственного имеющегося у нас инструмента – общественного мнения.
Что делать? Чтобы подготовить и сделать возможным формирование новых общественных и человеческих ценностей, альтруисты, составляющие 10% человечества, должны объединиться, и через всевозможные государственные и общественные организации оказать решительное влияние на СМИ, образовательные и воспитательные организации. Общество должно получить знания о: природе мира, ее цельности, цели, программе; природе кризиса – кризис целевой, изначально запрограмированный риродой; причине кризиса – о эгоистической природе человека; преодолении кризиса только изменением природы человека.
Опасность кризисной ситуации требует, чтобы по всему миру – по радио, телевидению, раздаче наград, в кинофильмах, воспитательных программах, культурных мероприятиях, на всех торжествах, в программах новостей и объявлениях – человечество, из страха самоуничтожения, всеми средствами превозносило высшую ценность для себя альтруистических действий. Постоянное, целенаправленное формирование общественного мнения обеспечит каждому человеку окружение, которое будет обязывать его к отдаче обществу. В итоге постепенно социальным давлением в человеке сформируются свойства отдачи. Изменение задач, стоящих перед обществом, потребует изменения систем и планов воспитания, начиная с младенческих лет, кардинальных изменений в системе образования, во всех областях
культуры: литературные произведения, кино, телевидение, газеты должны будут освещать события, превознося и оценивая их только по шкале общественной пользы. Один критерий, одна тема. Новое общественное мнение, используя все СМИ, средства рекламы, убеждения воспитания, должно:
1. Открыто и беспощадно порицать эгоистические действия,
2. Превозносить альтруистические действия человека, как высшую ценность.
Тема "Отдача обществу" должна звучать как единственная и высшая ценность.
Желаемый результат. В результате целенаправленного общественного воздействия, каждый будет стремиться получать от общества только необходимое для существования, а все свои силы обратит на пользу обществу.
Хотя вначале каждый будет действовать на благо общества, вынужденно, под влиянием окружения, но поддержка и одобрение его действий обществом наполнят столь полным удовлетворением, что человек начнет ценить само действие отдачи обществу, как высшее, особенное, даже без получения в конкретных случаях морального вознаграждения от своего окружения.
Естественная поддержка. Поскольку деятельность альтруистических сил мира будет вести мир к равновесию с природой, она получит естественную поддержку в виде ослабления всех проявлений кризиса. Природа чутко реагирует на альтруистические изменения в человеке, потому что они в сторону подобия ей. Все большее подобие природе приведет к изменениям окружающей природы и общества.
Реализация плана. Переход человечества от эгоистической цивилизации к альтруистической происходит в два этапа: объединение альтруистических сил планеты; присоединение к ним всего человечества.
Объединение альтруистических сил. Организовать центр объединения альтруистических сил, организаций и личностей, мира. Создание постоянно действующего центра по разработке и производству разъяснительной информации во всех формах: печатной (брошюры, буклеты, статьи, книги), аудио (песни, беседы, радио, СД), видео (научно-популярные фильмы), интернет – превратить в инструмент объединения и рекламы альтруистических идей. Альтруистов в обществе – 10%. Из них 10% характерна сильным альтруистическими желаниями и готова к немедленным альтруистическим действиям, а 90% – имеет более слабые альтруистиеские желания и поэтому не готова самостоятельно действовать, а ограничивается обсуждением кризиса и выходом из него. Нам, относящимся к этому 1% человечества, необходимо принять план действий и активно претворять его в жизнь. Мы обязаны осознать, что только мы можем осуществить этот план. Это обязывает нас не заниматься обсуждениями, а принять план и начать его реализовывать. Именно малая группа 1% альтруистов способна разработать и распространить методику исправления. Историческая практика показывает, что прогрессивные идеи всегда исходят из малых групп. Наш центр естественно должен состоять из этого 1%. Также из числа 1% альтруистов мира необходимо
создать в разных странах мира постоянно действующие центры координации, разработки и производства разъяснительной информации по объединению 10% альтруистических сил мира. Распространение идеи «нового человечества» надо начать в среде 10%-й части альтруистов, поскольку они естественно готовы к этому, по своей природе заботясь о благе человечества. Для этого необходимо войти во все альтруистические общества мира и способствовать их объединению на основе реализации этого плана. Обращение к альтруистическим организациям и отдельным людям – с разъяснением нашего плана и с предложением объединения на его основе Объединение альтруистических организаций мира в одну всемирную организацию – будущее мировое правительство. Формирование сильного общественного мнения, одобряющего только альтруистические действия.
Присоединение всего человечества. Создание постоянно действующего центра по работе с СМИ, общественными и государственными эгоистическими организациями и с 90% населения мира. По мере объединения и укрепления альтруистических сил, начинать выход в СМИ, к общественным и государственным организациям с целью формирования сильного общественного мнения одобрения альтруистических действий. По мере объединения альтруистических сил в единую общественную силу, станет возможным:
-оказанием влияния на СМИ,
-включением в правительства в качестве решающей силы,
-противостояние анти-альтруистическим организациям,
-влиянием на отдельные личности и, в целом, на 90% эгоистической массы человечества.
Литературный источник
Тезисы выступления проф. М. Лайтмана на 3-м Всемирном Духовном Форуме в Ароссе (Швейцария)
Интерент-источник – http://www.sunhome.ru/philosophy/1712/p4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.
Интернет-источник – http://ru.wikipedia.org/wiki
Психологические кризисы – это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно. В наше время “кризис”, “стресс”, “напряженность и т.п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое “ядро” – смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и другие механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: “А я вот такой”.
Психологический кризис – это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим пpичинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, и мудрым – “вырасти”, подняться на новую ступень в своем развитии развитии.
Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, смены профессии, изменения (понижения или pезкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально – статусные (или ролевые) и внутреннего роста.
С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или – умирает близкий человек, и оказывается – он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.
Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче – ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он – олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много
пустых дней – зачем они, непонятно. Так и в бизнесе. Человек достигает высот определенных. А дальше тоже спрашивает, а что делать? Итак, кризисы – явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как “вписаться” в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее “хозяйство”, в том числе и наиболее тонкое – психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:
1. Испытать сейчас (”здесь и теперь”) удовлетворение.
2. Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву.
3. Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира.
4. Обеспечить личностный рост – прогресс личностной структуры – стать психологически совершеннее.
Осуществление совокупности этих целей – в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.
Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых – искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это – ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я – это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств – типичные варианты психологической защиты – включения механизмов искажения реальности. Когда на человека “сваливаются” грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для
реакции на экстремальные факторы. Биологически то оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, о без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл – авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу.
Выход из этого кризиса – только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вместе со специалистом – психологом вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность.
Второй тип кризиса – фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы – механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие – внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации – опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может; сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы “залипает” на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.
Третий тип кризиса – ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведушие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он – двигатель осуществления деятельнос-
ти. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.
Ценность – это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, “как должно быть” по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом. Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой – если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов – можно жить дальше.
Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной – она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один – найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому.
Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью (Иногда не только своей).
Четвертый тип кризиса – целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, “пригоняет” к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность – с другой.
Воля – это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное – это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым для действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. “Услужливые” механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов “поползет”… Центральный механизм для выхода из этого кризиса – воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила – это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению … Здесь кризис – это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам.
Психологические кризисы – это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно. Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники –специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки.
Интернет-источник – http://psylibertas.ru
КРИЗИС ЗАПАДНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО БЕЗ БУДУЩЕГО
С. И. Сухонос
Человечество никогда не развивалось равномерно в разных регионах, всегда были цивилизации-лидеры. Очевидно, что сегодня мировым лидером является западная цивилизация, представленная странами Евросоюза и США.
Некоторые страны из других регионов, такие как Япония, сумели достичь такого же уровня жизни, ряд стран приближаются к нему, многие стремятся догнать, в частности, Россия.
Естественно, что для догоняющих стран, построенный на западе мир кажется чуть ли ни раем. Это представление базируется не столько на уровне материального достатка, который всегда относителен, сколько на том ощущении,
что Запад наконец-то решил все вековые проблемы человечества – проблему питания, жилья и справедливого общества. Что благодаря научно-техническому прогрессу можно будет со временем решить и оставшиеся проблемы – здоровья, высокой продолжительности жизни, защищенности от природных катастроф, прекращения войн. И действительно, сегодня каждому человеку в демократических странах дается шанс добиться в жизни то, что он заслуживает, западные страны навсегда прекратили войны друг с другом, воюют только с «дикими» странами и террористами, в развитых странах изобретают все новые лекарства и способы лечения болезней, Запад по прежнему стремительно развивает науку и планирует не только освоение Луны, но и полет на Марс. Поэтому догоняющим странам кажется, что мучительное восхождение всего человечества по каменистым склонам прогресса в надежде на достижение Золотого века достигло наконец-то заветного сказочного плато, на котором расположился на заслуженный отдых передовой отряд человечества – западный мир. А догоняющим осталось совершить последний рывок наверх, и они тоже окажутся в этом новом земном раю. И поэтому крайне неожиданно для тех, кто стремится слиться с западной цивилизацией, прозвучали в последние годы с этого верхнего плато сигналы растерянности и пессимизма /2/. Лучшие умы Запада, обобщая сложившуюся там ситуацию, делают неутешительный вывод о глубоком кризисе. Какой кризис! – может воскликнуть российский читатель, когда они там живут лучше всех в мире, и большинство людей из других стран спит и видит, как стать полноценным западным жителем. Да они там просто заелись! Но возможно, неправы были классики марксизма, утверждая, что сознание определяется бытием, как мы видим, и при отличном бытии могут наступать глобальные кризисы сознания.
Возникшие проблемы социального, хозяйственного, экономического и психологического порядка, как отмечает ряд авторов, имеют в своем корне мировоззренческий кризис. «…Проблемы, которые стоят перед нами, носят не экономический или технологический характер, их глубинный источник лежит внутри человеческих свойств» /5, с.41/. По мнению большинства философов, этот источник проблем связан с потерей западным человеком высшего смысла жизни /2/. Для многих это может показаться абстрактной философской проблемой, однако, именно она, по оценкам философов, ведет ко все более нарастающему психологическому кризису, выраженному интегрально в таком явлении, как депрессия. Только экономике США депрессия наносит ежегодный ущерб в 53 млрд. дол. /2/. Всемирная организация здравоохранения сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество. И если не будут приняты соответствующие меры, то к 2020 г. депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.
Чтобы понять, почему современный человек, глядя также, как и его предки на звезды над собой, и ощущая нравственный закон внутри себя, потерял при этом высший смыл жизни, необходимо заглянуть в корень всех мировоззренческих проблем современной научной парадигмы. А корень этот, при внимательном анализе — в самых общих представлениях о Вселенной.
До эпохи Возрождения в Европе, бытовала очень простая картина мироздания. Согласно ей человек был создан Богом и помещен на Землю, которая находилась в центре мира. Землю накрывал звездный купол, по которому совершали свои периодические путешествия небесные светила. Этот мир был уютен, и соизмерим человеку, ведь даже Солнце совершала свой путь по небосводу либо на лодке, либо на колеснице, а в сказках его мог проглотить крокодил или похитить медведь.
Все что происходило на Земле, было хотя и несовершенно, но подвластно вмешательству Господа, который оставлял за собой право окончательного справедливого суда. Следовательно, каждый получал по заслугам, ну не в этой жизни, так на небесах, и у каждого человека был шанс спастись и обрести вечное блаженство. Но вот началась новая эпоха, эпоха науки и рационализма. Появилась теория Коперника, и оказалось, что Земля – всего лишь одна из нескольких планет Солнечной системы, причем не самая большая, что звезд много, а, следовательно, мир человека – всего лишь пылинка на бескрайних просторах Галактики. А после открытия Хабблом галактик картина стала еще более унылой, ведь мир человека практически растворился в этой огромной пустыне космоса, где далеко друг от друга мерцали звезды – крошечные частицы гигантских галактических островов, которых насчитали около десяти миллиардов. Со временем выяснилось, что звезды и даже галактики не вечны, что они взрываются, что космическая катастрофа неожиданно может похоронить все человечество, стереть его из мира навсегда, вместе со всеми достижениями, гениальными произведениями искусства, любовью, историей про Христа и прочим…
«Увеличивая мир до чрезвычайных размеров, новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми его интересами и достижениями – низводило все явления жизни – на положение ничтожной подробности в Космосе» /3/.
Ничтожная подробность… Вряд ли мы до конца осознаем, насколько эта картина мира влияет на каждого человека, который в определенном возрасте узнает о ней в школе или из популярных фильмов, что она приводит многих людей к глубоко трагическому восприятию жизни: ведь нет высшего смысла в кратковременном пребывании на поверхности Земли – микроатома огромного мира. Подобная картина может внушить человеку вселенскую тоску и страх перед собственной ничтожностью. Поэтому известный космолог П. Дэвис пишет, что «человечество так и не смогло полностью оправиться от интеллектуального шока, порожденного тем, что Земля утратила свои привилегии» /6, с.8/. Назовем эту проблему проблемой пространственной ничтожности жизни. Но кроме «пространственного кризиса», наука через некоторое время привела человечеству к ряду других кризисов.
Проблема незаконности жизни во Вселенной. Согласно современным научным воззрениям «…вселенная и природа не имеют направляющей разумной силы или креативного плана развития. Все невероятное многообразие форм, выявленное различными науками, от астрономии до биологии… относились на счет бессмысленной комбинации материальных частиц. Неорганические материальные частицы случайно создали неорганические соединения, которые в свою очередь случайно организовались в живые клетки. Вся дарвиновская эволюция от одноклеточных организмов до человека рассматривалась как движимая случайными генетическими мутациями и естественным отбором…» /5, с.43/. Но когда ученые взялись за определение вероятности возникновения этим случайным путем даже простой белковой молекулы, то выявилась грандиозная проблема – оказалось, что вероятность такого события в нашей Вселенной стремится к нулю. Поэтому последовал общий мировоззренческий вывод – жизнь во Вселенной вообще случайное явление, что-то вроде прыщика на лбу, который вскочил неожиданно и исчезнет со временем. Таким образом, жизнь приобрела в общей картине мира положение «незаконного ребенка», и ее длительное существование в силу этого стало под большим вопросом.
Проблема неизбежной гибели Вселенной. Но наука не стояла на месте, космологи построили со временем и общий план развития Вселенной на далекую перспективу /10/. Оказалось, что в силу действия второго начала термодинамики через некоторое конечное время во Вселенной погаснут все звезды и распадутся галактики. Через некоторое время все крупные тела разрушатся до атомарного состояния, а все атомы трансформируются в железо. На финише этого распада вообще не останется вещества, все частицы «испарятся» и по Вселенной будет гулять ветер теплового излучения, одинокий и ужасный как демон Врубеля. Таким образом, наука поставила крест и на развитии всего видимого мира. Само его возникновение оказалось вне научного закона. Главным действующим фактором во Вселенной согласно современной парадигме являются процессы деградации и распада.
Проблема отсутствия выхода в иные миры. Эта проблема глобальной атеистичности современной науки, которая не признает ничего другого кроме материального мира, в нем нет места душе, Богу, иному миру и т.п. «Событием, определившим поиск смысла и возникновение отчаянья в ХХ веке, стала утрата Бога в XIX столетии. Фейербах отделался от Бога, объяснив его как бесконечную жажду человеческого сердца; Маркс отделался от Него как от идеологической попытки возвысится над наличной реальностью; Ницше отделался от Него как от того, что ослабляет волю к жизни. В результате появился лозунг «Бог умер», но вместе с Ним умерла и вся система ценностей и смыслов, внутри которой жил человек» /9, с.101/.
Ловушка захлопнулась. Сначала наука человека унизила, опустив не только его самого, но и весь его мир до положения ничтожной подробности в космосе. Затем его еще больше унизили, доказав, что появление человека, как и жизни во Вселенной – случайный всплеск порядка, и жизнь во Вселенной, по сути дела стала исключением из правил, она оказалась вне закона (физического) и потеряла какой-
либо высший смысл. Мало того, оказалось, что у этой случайной жизни нет никакого будущего, ибо впереди – ужасная тепловая смерть всей Вселенной. Но даже при такой картине мира у человека всегда оставалась надежда на то, что видимый мир – не весь мир, что есть мир иной, иррациональный, божественный, есть нирвана, Брахма, рай, Царствие Небесное и т.п. Другими словами, кроме видимой Вселенной, которая ладно уж все равно погибнет, есть некий иной нематериальный мир, который вечен. Эту надежду человеку издревле несла религия. Но наука развенчав религию, доказывая несостоятельность и вымышленность всех ее постулатов, убила и эту надежду, не найдя во Вселенной и в своих законах места божественному миру. Что же оставила наука современному человеку? Руины от всех религиозных представлений и безрадостное будущее материальной Вселенной. Человечество лишили смысла и цели существования, лишили вселенской исключительности и будущего. Более того, будущего лишили и Вселенную. Потеряв всякую надежду найти выход из этого тупика, созданного современной наукой, человек почувствовал себя как мышь в захлопнувшейся мышеловке конечного мира Вселенной. И ему в принципе осталось лишь одно – жить сегодняшним днем, радоваться тому, что может радовать, не думать о смерти, не заботиться об отдаленном будущем, а лишь удовлетворять все свои мгновенные потребности. Именно таким образом западный мир попробовал жить во второй половине ХХ века. Но человек так устроен, что ему необходимо выход на бесконечность не меньше, чем дыхание и питание. И если его лишить прикосновения к бесконечному через дух (религию) и разум (науку), то он будет все равно искать его через другие каналы: психоделические эксперименты, наркотики, спиртное и т.п. И будет подсознательно искать бесконечность внутри своего мира. Обращая человека к его внутренней бесконечности с помощью психологических приемов пытаются спасти современного человека от депрессии некоторые психологи /5/.
Внутри бесконечность действительно есть, но что делать с внешним миром, который все равно обречен? Оставить его по буддистски в покое? Но западный человек отличается от восточного в первую очередь тем, что его активность направлена в первую очередь вовне, на преображение внешнего мира. Более того, если мир не развивать, то в нынешней напряженной социальной и политической ситуации человечество быстро придет к естественной развязке – к экологической, ресурсной и социальной катастрофе. И катастрофа эта произойдет, безусловно, гораздо раньше вселенской, скорее всего, уже при жизни нынешних поколений. А это уже проблема не только мировоззренческая, это проблема жизни и смерти, от которой не спрячешься во внутреннюю бесконечность и от которой не загородишься никакими восточными практиками.
Несмотря на то, что описываемый глобальный кризис представляют общемировым, он, однако, является все-таки в первую очередь кризисом западного мировоззрения, которое начало складываться в эпоху Возрождения и отличается от
мировоззрения мусульманского, индуистского или конфуцианского. Именно потому на Западе все более популярным становится буддизм и другие разновидности восточных учений, что они дают человеку более стабильную систему взглядов на мир, хотя они и были созданы тысячи лет назад. Этот парадокс объясняется в первую очередь тем, что западное мировоззрение является научным и поэтому в своей основе атеистично, а буддизм, индуизм и прочие древние мировоззрения сложились на религиозной основе. А любая мировая религия за тысячи лет своего развития выстояла и стала общемировой именно потому, что она смогла дать человеку твердую психологическую и мировоззренческую опору в трудной жизни на Земле. Но опора эта не на Земле – любая мировая религия не объясняет человеку, как устроен реальный мир, а лишь обещает, что, покинув его, человек обретет истинное счастье. Более того, религия вообще не призывает к исправлению земного мира, ведь он изначально несовершенен, полон страданий и горя, и другим быть не может.
С другой стороны весь научно-технический прогресс последний столетий был направлен именно на преображение окружающего мира, на его улучшение, на решение проклятых и извечных вопросов жизни человека на Земле. И вроде бы все стало получаться… И наука пообещала решить… И повела за собой…. И человечество поверило… Может быть зря? Может быть, стоит вернуться к религиозному мировосприятию, если оно не подвержено кризисам и дает верующему человеку гармонию в душе и покой в жизни? Но спасти от уныния религия может лишь истинно и глубоко верующего человека. А по оценкам социологов /1/ на Западе таковыми являются лишь 5% населения. Примерно такая же картина наблюдается сегодня и в России. Следовательно, уйти от проблем научного мировоззрения в мистику религиозного сознания большинству людей современного общества не удастся. Да и путь ли это вообще? Отбросить передовое научное представление о мире, которое привело Запад к такому потрясающему прогрессу, и взять на вооружение мировоззрение отставших стран, которые сотни лет до этого находились в глубокой спячке, и лишь разбуженные Западом, стараются догнать его – это ли не верх нелепости. Жить в мире, который построен благодаря развитию науки и при этом принимать идеологию, которая по сути дела отрицает науку, и не смогла дать опоры для развития дальше крестьянского феодального уровня…
Но если нельзя отбросить, то может быть можно соединить вместе? В практической жизни, например, быть материалистом, опираться на научный подход к миру, а в личной жизни быть буддистом и… не верить, что этот мир вообще существует, и говорить по вечерам о карме. Но можно ли серьезно говорить об эклектическом синтезе современной науки и религии, если наука изначально атеистична и отрицает такие явления, как Бог, душа, жизнь души после смерти… Такой синтез – лукавый компромисс, когда правая половинка мозга не ведает о чем думает левая. И такой псевдосинтез по сути дела, уводит за пределы научного мировоззрения.
Оставив человечество без будущего (пусть и очень отдаленного), западная парадигма подорвала и его уверенность в настоящем, что пока еще не очень сказывается на экономике, но неизбежно приведет впоследствии к деградации и социальной и технической. Ведь творчество всегда горит одной мечтой – как сделать человечество лучше и счастливее. Но если это невозможно в принципе, то погаснет огонь творчества и мир начнет загнивать в болоте застоя. И пусть это болото будет очень высокого уровня, но застой никогда не продолжается долго, рано или поздно рушатся империи и гибнут цивилизации. Значит, погибнет и западная цивилизация? А вместе с ней и все остальное человечество, жестко привязанное к Западу технологически и идеологически?
Итак, если смотреть на возникшую проблему непредвзято и трезво, то остается в конечном итоге лишь один выход – расширить научные представления о мире до такой степени, чтобы все кризисные проблемы, упомянутые выше, оказались снятыми. Другими словами необходимо сменить парадигму. А если повезет, то найти и научное обоснование возможности вечной жизни души в этом мире, что вновь откроет свет в конце тоннеля, но свет уже не только религиозный, но и научный.
В настоящее время многие ученые, понимая актуальность этой задачи, предпринимают титанические усилия, направленные на ее решение. Этот поиск начался еще в ХХ веке, и это очень остро чувствовали такие глобальные мыслители, как, например В. И. Вернадский. «Мы стоим на границе величайших изменений в познании Мира… Мы переживаем… величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия» /4, с.518-519). В результате появляется множество новых «авторских» картин мироздания, так или иначе предлагающих снятие этой проблемы. Одной из таких новых картин мира стала и работа автора, которая опирается на выявленную им масштабную симметрию Вселенной. Эта работа, первый результат которой был опубликован в 1981 году в журнале «Знание-сила» /7/, завершилась спустя 20 лет изданием итогового труда «Масштабная гармония Вселенной» /8/. В результате обширного феноменологического анализа было установлено, что иерархическое устройство нашего мира имеет удивительную периодическую закономерность. Одним из важнейших выводов этого исследования является обнаружение того факта, что живая клетка со средним размером 30-50 микрон находится точно в масштабном центре Вселенной. А сам человек находится точно в масштабном центре диапазона жизни на Земле. Более того, анализ эволюции Метагалактики показал, что жизнь не только находится в самом фокусе всех эволюционных процессов Вселенной, но и является неотъемлемым и закономерным ее свойством. Образно говоря, как неизбежно посаженное семечко яблони вырастает при благоприятных условиях в дерево, на котором затем появляются плоды, так и Вселенная в своем развитии НЕИЗБЕЖНО «расцветает» биосферами. Это открытие разрешило проблему человеческой ничтожности, возникшую в рамках западной трехмерной картины Вселенной. Оказалось, что жизнь находится не на задворках Вселенной, а в самом ее центре, в масштабном центре, а в нем-то и происходят самые важные эволюцион-
ные, энергетические и информационные процессы. Это открытие решило и болезненную проблему «законности жизни», т.к. перевело факт зарождения жизни во Вселенной из разряда случайных маловероятных событий в разряд неизбежных и закономерных явлений. Кроме того, анализ построенной масштабно-гармоничной картины Вселенной показал, что гипотеза о тепловой смерти – мираж, порожденный неверно выбранными краевыми условиями. Тепловая смерть может наступить лишь в рамках модели трехмерного пространства, а в масштабно-четырехмерном пространстве второе начало термодинамики ведет не к уменьшению сложности систем, а к увеличению информационной насыщенности мира. Следовательно, тепловая смерть Вселенной – всего-навсего теоретическая ошибка космологии.
Таким образом, новая космологическая картина Вселенной, основанная на ранее неизвестной закономерности периодического устройства материи, разрешила три из четырех злободневных вопросов современного научного мировоззрения. Остался как будто бы не решенным вопрос о возможности существования иного мира, в котором может жить вечная душа. Но в ходе более глубокого исследования полученной масштабно-гармонической закономерности выяснилось, что все пространство насыщено уникальными «частицами» — зернами мирового духа, которые порождаются второй масштабной гармоникой. Теоретическое изучение свойств этих зерен привело к неожиданному выводу – они должны быть ячейками памяти вселенского суперкомпьютера. Расчетное количество элементов в них фантастически велико – 1090, следовательно, в зерне можно записать информацию, величина которой невообразимо огромна – десять в степени 90! = 90х89х88х87х86… Если сравнивать информационную емкость этих зерен с потенциальной информационной емкостью всей Метагалактики, состоящей из 1078 нуклонов, то очевидно, поскольку количество элементов внутри зерна в миллион миллионов раз больше, в них можно записать информацию обо всей вещественной истории Вселенной. Но что удивительно, расчеты показали — размер этого зерна мирового духа – 30…50 микрон, что точно совпадает со средним размером живой клетки! Согласно теории автора таких зерен во Вселенной должно быть очень много, возможно, что их число такого же порядка – 1090. Из чего следует, что во Вселенной ничего не исчезает бесследно, все, что происходит, записывается внутри этих зерен навечно, т.к. продолжительность жизни зерен равна продолжительности жизни самой Вселенной. Более того, в этом случае вообще все процессы во Вселенной, не исключая и жизнь отдельного человека, управляются через эти зерна. Зерна мирового духа – пока лишь теория, но она имеет очень убедительное феноменологическое основание, которое опирается на гигантский материал данных из самых надежных справочников. И если зерна существуют, то наука их обязательно найдет. А если найдет, то автоматически разрешится последний из перечисленных выше кризисов современного мировоззрения – кризис отсутствия
выхода в мир бесконечности для каждого человека в отдельности. Итак, если будут открыты теоретически выведенные автором зерна мирового духа, то вопрос о жизни после смерти решится автоматически раз и навсегда, ибо в этих зернах должно записываться все, что происходит во Вселенной, включая и жизнь каждого человека. И эти зерна дают информационную вселенскую основу для построения любых объектов, в том числе и каждой личности…
Литература
1. Бесужьев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Владос, 1998.
2. Вахромов Е.Е., Ашер Т. Психологический кризис нашего времени. В Разделе Проблемы психологического и социального характера.
Российское философское общество. Серия «История и философия Каббалы». Альтруизм, развитие, интеграция, 2006, вып. 5.
3. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М.-Л.: АН СССР, 1940.
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис Пресс, 2004.
5. Гроф С. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения» В Разделе Проблемы психологического и социального характера. Российское философское общество. Серия «История и философия Каббалы». Альтруизм, развитие, интеграция, 2006, вып. 5.
6. Дэвис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. – М.: Мир, 1979. – С.32.
7. Сухонос С. Взгляд издали // Знание-сила. – 1981. – №9. – С.31-33.
8. Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. – М.: София, 2000.
9. Тилих Пауль. Избранное. Теология культуры. – М.: Юрист, 1955.
10. Islam J.N. Sky and Telesc., 1979, 57, I, P.13-18.
Интеренет-источник – http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/009a/02321107.htm
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Можно ли утверждать, что системный кризис цивилизации является результатом мировоззренческого кризиса человека?
2. В чем проявляется психологический кризис личности? Как он связан с социальным и экономическим кризисами? Можно ли только психологическими методами преодолеть системный кризис?
3. В чем проявляется социальный, социально-экономический, экономический типы кризиса? Какова причина их возникновения на Ваш взгляд? Можно ли устранить последствия этих составляющих системного кризиса только социальными и экономическими мерами?
4. Какой выход из системы кризисов Вы можете предложить?
ЗАНЯТИЕ 5