Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавать сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.
В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, Субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ведь идеи социализма благородны и бессмертны.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В юридической науке существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств.
Введение энциклопедистами понятия цивилизация первоначально несло в себе отпечаток просветительского мышления и ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универсализма».
Основные смысловые значения термина:
Цивилизация - социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты - русская, индийская, европейская, восточная.
Цивилизация - ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла в свое время на смену дикости и варварству человечества и стала «естественным» («гражданским») состоянием общества.
Цивилизация - это крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. Эта эпоха имеет свои специфические признаки и черты, а ее основным содержанием является культура во всех ее проявлениях.
Цивилизация - устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок,
Цивилизация - специфическая совокупность материальной и духовной жизни общества, страны или ряда стран, которые возникают, существуют и гибнут под воздействием множества специфических факторов.
ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
I. ПО ОТНОШЕНИЮ К СРЕДСТВАМ ПРОИЗВОДСТВА:
- «Три великие формы порабощения: рабство, крепостничество, наемный труд - характерны для трех великих эпох цивилизаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической». (Ф. Энгельс).
II. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ:
1) Речные - в устьях великих рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ и Янцзы).
2) Морские - Средиземноморские, Балтийские, тропических морей.
3) Океанические - (с эпохи Великих географических открытий XV - XVII в.).
4) Континентальные.
III. ПО РЕЛИГИОЗНЫМ ЦЕННОСТЯМ:
1) Христианская цивилизация Европы
2) Цивилизации Востока:
а) Дальневосточно-конфуцианская;
б) Индо-буддийская;
в) Арабо-исламская.
IV. ПО ВИДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
1) Традиционная.
2) Рационалистическая.
V. ПО МАСШТАБАМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ:
1) локальная;
2) особенная;
3) всемирная.
VI. ПО ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
1) аграрная;
2) индустриальная;
3) постиндустриальная.
VII. ПО ФАЗАМ РАЗВИТИЯ:
1) «молодая», нарождающаяся;
2) Зрелая;
3) клонящаяся к упадку.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
1. Собирательская (присваивающая) цивилизация:
Данная цивилизация вбирает в себя весь длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов («даров») природы. Здесь человек находится едва ли не в полной зависимости от природы, ее сил, капризов и тайн.