Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доктрины и концепции социального страхования




 

Особое место среди многочисленных теорий, предметом которых являются социальные, правовые и экономические аспекты страхования, занимает теория распределения и воз­мещения вреда. Ее автор, немецкий ученый А.Вагнер (середина XIX в.), определил цель страхования как уменьшение вредных последствий отдельных непредвиденных собы­тий для имущества отдельного лица с помощью организации страхового учреждения.

Следует обратить внимание на принципиальные моменты данного подхода, которые в полной мере соответствуют природе социальных рисков:

- страхование призвано бороться с вредными последствиями непредвиденных событий - ряд социальных рисков проявляет себя не сразу, они имеют отдаленные неблагоприят­ные последствия для здоровья, трудоспособности работников, а также их жизни;

- необходимость организации страхового учреждения - социальные риски требуют не просто объединенных усилий работодателей и работников, но и организации специа­лизированного, постоянно функционирующего учреждения, призванного решать комп­лекс задач (оценка рисков, сбор и распределение финансовых ресурсов для компенса­ционных выплат, а также оплаты медицинских и реабилитационных мероприятий);

- важность группировки случаев для: граждан, которым угрожает одинаковая опас­ность, имеет существенное значение для социальных рисков, так как многообра­зие их видов и характеристик требует соответствующей классификации с позиции организации специализированных медицинских и реабилитационных служб, а также справедливого распределения финансового страхового бремени на страхо­вателей.

Следует отметить широту подхода Вагнера при рассмотрении организации страхова­ния с позиции не только коммерческого предприятия, но и «общей потребности» (что можно выразить современным правовом языком как «публичную потребность»), когда «индивидуальный момент отступает назад, социальный – вперед», и тем самым вопло­щает в себе идею «социальной солидарности».

Понятия «публичная потребность» и «социальная солидарность» являются краеугольными камнями основания социального страхования, так как обосновывают: «публичная потреб­ность» - обязательный (по закону) характер участия в нем всех работодателей и самозанятых работников; «социальная солидарность» А механизмы перераспределения средств, связанных с социальными рисками, во времени (заблаговременное резервирование части заработной платы застрахованных) и между всей совокупностью застрахованных.

В данном случае такие установки в полной мере соответствуют широко известному лозун­гу страхования: «все - за одного, один за всех», исполнение которого призвано реализовывать социальную функцию страхования по поддержке застрахованных лиц и недопущению бедности в случаях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Ученик А. Вагнера, Г. Пеш, рассматривал социальное страхование как форму высшей со­лидарности, которая только и может привести к победе над односторонним классовым эго­измом при помощи трех средств: выравнивании интересов, любви к отечеству и религии.

Еще одна значимая теория, применимая к системе социального страхования, была предложена итальянским экономистом Гобби. В ее основе лежит категория эвентуаль­ной потребности, которая включает в круг задач страхования, помимо необходимости возмещения прямого непосредственного имущественного вреда, покрытие других видов затрат, включая и социальные; на современном языке социального страхования - утраты дохода из-за потери нетрудоспособности вследствие болезни, несчастного случая или утраты возможности получать средства к существованию (старость, смерть кормильца).

Важным моментом теории эвентуальной потребности является идея классификации потребностей по видам (будущая, неизвестная и случайная), а также организации распределения связанных с этим затрат между множеством лиц, подверженных данным рискам.

Социально – философские доктрины солидарности, субсидиарности и доверия

Социально – философская доктрина субсидиарности (от латинского слова «субсидиум» - субсидия, помощь, поддержка), или как её ещё называют оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства.

Предмет ее рассмотрения - распределение компетенции и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Истоки фор­мирования данной доктрины связывают с именем Кеттелера, епископа Майнца (Германия), который в 60-е годы XIX в. разработал теоретические основы устройства федеративного государства и его взаимодействия с гражданским обществом.

Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении ком­петенции, функций и ответственности между Отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации дея­тельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах самоуправле­ния организаций социального страхования. Привлечение основных социальных субъек­тов (работников и работодателей) к управлению страховыми учреждениями способ­ствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

В конце XIX начале XX вв. идеи субсидиарности были развиты учеными - католика­ми в триаде индивидуум-общество-государство, в которой высшей ценностью и само­достаточностью обладает индивидуум. Общество и государство, по их мнению, сущест­вуют только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества.

Субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая сообщность людей должны иметь возможность осуществлять деятельность, которую они могут осуществлять.

Исходя из данных постулатов в рамках доктрины субсидиарности ставится и решает­ся ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов об­щества:

- каковы допустимые рамки вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума;

- каков оптимальный объем опеки государства по отношению к общественным струк­турам, семье и личности;

- каковы механизмы обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающиеся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения.

Еще одной доктриной, (которая разрабатывалась О.Контом, Л.Дюги, Л.Буржуа, Э.Дюркгеймом), оказавшей существенное влияние на формирование института соци­ального страхования, является доктрина солидарности (солидаризма). Смысловое со­держание «солидарность» (от латинского «solidare»-прочно соединять, связывать) означает взаимосвязанность и взаимную ответственность индивида и общества.

Солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей.

Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу.

Содержание и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, об­щинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества, то, что его несет и держит.

Социализация общества протекает в русле усиления социальных качеств человека (сострадание, сопереживание, сопричастность) как антитезы асоциальным его характерис­тикам (обособлению, агрессивности, враждебности). При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О. Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э. Дюркгейм), которые побуждают членов социальной группы в силу общественных потребностей и интересов брать на себя моральные обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие.

В одной из основных своих работ "О разделении общественного труда" Э. Дюркгейм ставит цель: доказать, что вопреки некоторым теориям разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, другими словами, выполняет интегрирую­щую функцию посредством социализации и объединения обществ. Для обоснования это­го положения Э.Дюркгейм в своих теоретических построениях увязывает в единое целое формы организации труда, типы обществ и связующие их виды солидарности.

Общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, органической солидарностью. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов. При этом, если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая Солидарность»).

Одна из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удачно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, по мнению Э.Дюркгейма,- профессиональные корпорации, которые являются прообразом новых органов общественной солидарности.

Привнесение идеи солидарности в проблематику обсуждения природы публичной влас­ти, публичного и частного права привело Л. Дюги к выводам о взаимной социальной зави­симости людей и вытекающей из нее социальной норме (всякий социальный акт, нарушаю­щий социальную норму, обязательно вызывает протестную социальную реакцию), которая способствует объединению людей в общности и структуры гражданского общества.

Одной из базовых ценностей этого комплекса солидарных взаимоотношений в об­ществе является доверие, которое, по представлению Ф. Фукуямы, выступает в качестве ключевого понятия ("trust") и условий возможного сотрудничества между гражданами, социальными институтами и государством.

Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее простые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - работодатель - страховая организация), ко­торые призваны защитить человека от рисков, сопряженных с рыночной экономикой, и адаптировать его к условиям организации хозяйственной жизни.

Экономические и социальные успехи стран с «высоким уровнем доверия» (Япония, Германия, США и ряда других), по мнению Ф. Фукуямы, были достигнуты в условиях, когда действия государства лишь дополняли и координировали развитие структур гражданского общества, основывавшихся на принципах доверия, например, обществ взаимного страхования, кооперации и т.д. Для стран с низким уровнем доверия, к которым многие отечественные и зарубежные исследователи (Н. Карамзин, И. Ильин, Ф. Фукуяма) относят и Россию, характерными являются внутренняя «десоциализация общества» - неуважение к жизни и личности человека, недостаток ответственности на всех уровнях, эгоистическая клановость и корпоративизм с криминальным оттенком. Преодолеть деконструктивные черты и свойства характера «закрытого общества» (выражаясь словами К. Поппера) можно с помощью взращивания элементов сотрудничества и взаимодействия, например, применяя технологии социального страхования.

По мере усвоения и развития культуры социального страхования (самоответственности и солидарной взаимопомощи) достигаются и цели более высокого уровня: снижение давления материальной нужды, повышение качества трудовой жизни, трансформация рутинной трудовой жизни в содержательные, творческие и социально защищенные ее формы.

Доктрины и концепции Международной организации труда

В своих базовых документах - Уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях - МОТ создала стройную систему рекомендаций по организации национальных систем соци­альной защиты. В их числе: определение целей и принципов социальной защиты; ролевые функции государства и социальных субъектов; определение уровней социальных гарантий; организационные, финансовые и правовые механизмы.

В круг важнейших целей социального обеспечения, и в частности социального стра­хования, МОТ относит:

- гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в усло­виях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности;

- гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания;

- наличие гарантированных основных финансовых ресурсов.

Позиция МОТ по системе социального страхования состоит в том, что по сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты имеет ряд важных преимуществ:

- вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) - материально и морально - в процесс защиты их здоровья и трудоспособности;

- создание специализированных (а потому и высокоэффективных) страховых учреж­дений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются од­ной и той же организацией;

- гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоуважения у делаю­щих взносы), что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;

- гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода сообразно страховым (актуарным) расчетам.

Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Это подразумевает наличие усилий основных социальных субъектов (работодателей и работни­ков) по повседневному проведению в жизнь комплекса мер, включающих обязательное сочетание механизмов обеспечения минимального уровня пособий и механизмов воз­мещения утраченного заработка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.