Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Текст 2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. – С.135-140, 321-329




 

Томас Мор (1478-1535)

 

«Утопия»

 

Попыткой ответа гуманистической-философской мысли на трагические противоречия эпохи «первоначального накопления явился идеал бесклассового общественного устройства, разработанный в «Золотой книге», — знаменитой «Утопии» Томаса Мора, созданной им в 1516 г. Несмотря то что «Утопия» — единственный памятник утопического коммунизма (которому она и дала впоследствии наименование) в гуманистической литературе XV — начала XVI в., возникновение ее не является случайным для гуманистической мысли эпохи: книга Мора была встречена с сочувствием и пониманием его друзьями гуманистами Эразмова круга. «Утопия» неразрывно связана с философскими, этическими, социально-политическими идеями гуманизма.

Гневное обличение несправедливостей и пороков предшествующего общественно-политического устройства тюдоровской Англии, сострадание угнетенным, ставшим жертвами процесса первоначального накопления, составляют социальный фон той мечты о справедливом общественном строе, которая воплощена в «Утопии». Характерно, что именно Мору, политическому деятелю, гуманисту и утописту, принадлежат знаменитые слова о том, что в Англии эпохи «огораживаний» овцы «съели людей», страстные речи в защиту несчастных, став одновременно жертвами безжалостного гнета и же таких законов о «бродяжничестве», определение современного ему эксплуататорского государства как «заговор богачей». Причину всех неслыханных народных бедствий гуманист видит и существовании частной собствен­ности, в господстве личного, частного интереса. «Где только есть частная собственность, где все мерят деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».

Это противопоставление этического идеала всеобщ­ности эгоистическому себялюбию, связанному с сущест­вованием частной собственности и с господством част­ного интереса, мы встречаем и в памфлет Мора — письме к монаху (Джону Батмассону), написанном че­рез несколько лет после «Утопии», в котором он защи­щает от нападок приверженцев схоластической ортодоксии Эразмовы перевод и примечания к Новому завету. «Никакая страсть не поразила худшими бедами челове­ческую жизнь,— пишет Мор,— чем эта тайная привязан­ность к самому себе, к собственной выгоде...» [181, с. 194]. Идеал общества, основанного на общественной собственности, Томас Мор обосновывал н теологически — ссылками на Священное писание: «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и мно­гое провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общему» [там же, с. 195].

Предлагаемое Мором в «Утопии» истинное и справед­ливое общественное устройство и должно, по мысли гу­маниста, вести к восстановлению истинной человеческой природы, не искаженной несправедливостью классового общества. Идеальное государство основано па общности имуществ, на всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, на ликвидации па­разитического существования привилегированных слоев и групп, на справедливом и равном распределении об­щественных богатств; Одновременно в «Утопии» находит свое выражение не только социально-политический, но и нравственный идеал европейского гуманизма эпохи Возрождения. Ибо цель коммунистического общества утопийцев есть обеспечение не только материальных по­требностей граждан и общества в целом, по прежде все­го— свободного развития человеческой личности. Сво­бодное время, остающееся от участия в общественно не­обходимом труде (а рабочий день в идеальном государ­стве сокращен до неслыханных во времена Мора разме­ров— 6 часов), «предоставляется личному усмотрению каждого, по не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах пли лености, а чтобы па свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие. Эти промежутки большинство уделяет наукам» [75, с. 84]. Таким обра­зом, главная задача общества утопийцев в том, чтобы обеспечить, «насколько это возможно, с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количе­ство времени после телесного рабства для духовной сво­боды и образовании. В этом, подчеркиваем Мор, по их мнению, заключается счастье жизни» [там же, с. 88].

 

 

Этическое учение

 

Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской проблемой “Утопии”. Иной философии, кроме этической, Мор не знает и не признает. Ссылаясь на античную философ­скую традицию, он имеет в виду преимущественно гре­ческую философию. Говоря о философских занятиях утопийцев, Мор иронически замечает, что они, хотя и во всем почти равняются с нашими древними, по дале­ко уступают изобретениям новых диалектиков». Они «не изобрели хотя бы одного правила из тех остроумных выдумок, которые здесь почти всюду изучают дети в так называемой «Малой логике», об ограничениях, рас­ширениях и постановлениях», у них «не подвергались достаточному рассмотрению» так называемые «вторые интенции» поздней схоластики [там же, с. 98]. Это вовсе не означает пренебрежительного отношения к широким проблемам онтологии, к изучению мироустройства. «Ис­следуя с помощью этой философии тайны природы», утопийцы «рассчитывают получить от этого не только удо­вольствие, но и войти в большую милость у ее винов­ника и создателя». По мнению утопийцев, он, по обы­чаю прочих мастеров, «предоставил рассмотрение уст­ройства этого мира созерцанию человека, которого од­ного только сделал способным для этого, н отсюда усерд­ного и тщательного наблюдателя и поклонника своего творения любит гораздо более того, кто, наподобие не­разумного животного, глупо и бесчувственно пренебрег столь величественным и изумительным зрелищем» [там же, с. 109]. Понимание бога как мастера, а природы как зрелища «величественного и изумительного», свидетель­ствует о принятии Мором гуманистического представле­ния о прекрасном мире, открытом человеческому позна­нию.

Но «главным и первенствующим» у утопийцев является «спор о том, в чем заключается человеческое сча­стье». При этом в решении этого вопроса жители спра­ведливого государства склоняются к эпикурейской точке зрения: именно в удовольствии, в наслаждении «они по­лагают или исключительный, пли преимущественный элемент человеческого счастья», исходя при этом как из доводов разума, так, подчеркивает Мор, и нз «не­которых положений, взятых из религии» [там же, с. 99]. Подобное соединение в этическом учении доводов разу­ма с положениями религии не может остаться без по­следствий для истолкования самой религии, как ее понимают утопийцы. Характерна оговорка Мора: он как бы удивляется согласию с этикой удовольствии положе­ний религии, «которая серьезна, сурова и обычно пе­чальна и строга» [там же). Очевидно, «суровой и стро­гой» религии средневекового аскетизма нет места в жизнеутверждающей нравственной системе жителей острова Утопии. Полемика утопийцев против суровой морали стоиков напоминает защиту эпикуреизма и итальянском гуманизме XV в.: «Они считают признаком полнейшего безумия гоняться за суровой и недоступной добродетелью и не только отстранять сладость жизни, но даже добровольно терпеть страдание, от которого нельзя ожидать никакой пользы». Разумеется, счастье заключено не во всяком удовольствии, а лишь «в чест­ном и благородном». Если оно — высшее благо, то сама добродетель ведет к нему человеческую природу — доб­родетель, «которую они определяют как жизнь, соглас­ную с законами природы». Жизнь в счастье и доброде­тели предусматривает помощь «всем прочим» людям, служение «на благо и утешение другому» — она не имеет ничего общего с индивидуалистическим эгоизмом [там же, с. 100]. Если «сама природа» предписывает людям «приятную жизнь», то она же «приглашает смертных к взаимной поддержке для более радостной жизни», и таким образом этический идеал Мора органически со­четается с провозглашенным им социально-политиче­ским коммунистическим идеалом [там оке, с. 101].

Этическое учение Мора направлено не только про­тив сурового стоицизма, по и против извращенного средневековьем аскетического идеала: утопийцы «счи­тают признаком крайнего безумия, излишней жестокости к себе и высшей неблагодарности к природе, если кто презирает дарованную ему красоту, ослабляет силу, превращает свое проворство в леность, истощает свое тело постами, наносит пред здоровью и отвергает прочие ласки природы». Исключение из этого общего правила стремления к наслаждению, дарованному природой, допускается лишь «ради пламенной заботы о других и об обществе» [там же с. 107].

В согласии с этими этическими воззрениями нахо­дятся и религиозные представления жителей идеального острова. Но. самое существенное, что провозглашает в этом плане в своей «Утопии» Мор,— это принцип широкой веротерпимости (при недопущении полного отрицания религии, главных ее положений о бессмертии души, божественном провидении и загробном воздаянии. Для основателя идеального госуд­арства и его первого законодателя, пишет Мор, «было неясно, не требует ли бог разнообразного и многосто­роннего поклонения и потому внушает разным людям разные религии» [там же]. Поэтому в идеальном госу­дарстве допускается полная свобода исповеданий и даже безбожников «не подвергают никакому наказанию в си­лу убеждения, что никто не властен над своими чувст­вами» [там же, с. 129].

Идеал бесклассового строя, в котором господствуют правильные, соответствующие природе и гуманистиче­скому учению о нравственности общественные отноше­ния, оставался для гуманиста неосуществимой мечтой в условиях европейской действительности XVI столетия. Надежды па «просвещенного государя», направляемого разумными советникам и, обернулись трагедией; в на­родных движениях. Мор, как и большинство гуманистов, видел лишь опасную для общества разрушительную силу — и трагедия Крестьянской войны в Германии, за­вершившейся кровавой расправой над восставшими, послужила для него лишним поводом к осуждению Лютеровой Реформации. Подобное отношение к народным массам свидетельствовало об исторической, социальной ограниченности как Томаса Мора, так и всего европей­ского гуманизма эпохи Возрождения.

Последователь учения Джованни Пико о достоинстве и свободе человека, единомышленник Эразма Роттер­дамского, Мор не мог не выступить против религиозного фатализма лютеранской и кальвинистской реформации лишающего человека свободы воли и превращающего в слепое орудие божественного предопределения. «Затем, когда вы проповедуете, что наша воля лишь претерпевает и никак не действует, писал он в ответе ученику Лютера Иоганну Бугенхагену, - разве не упразд­няете вы всякое человеческое стремление и всякую склонность к добродетели? Разве не сводите вы оче­видно все к фатуму?» Согласно лютеранскому учению, продолжал он, «воля не есть воля, и человек, по упразд­нении свободы выбора, не отличается от дерева, и ни­какое злодеяние не может быть поставлено в вину человеку, но причины всех благих и дурных деянии с необходимостью относятся к богу...»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.