Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Текст 1. Из кн.: Краткая история философии. М.: Олимп, 1996




 

Глава 4. РЕННЕСАНС – ЭПОХА ТИТАНОВ

 

ХУ1—XV века в истории Европы — начало нового периода ее развития, вступление в качественно новую фазу, отрицавшую средневековый, феодальный уклад общественной жизни с ее жесткой церковнос­тью и заидеологизированной духовностью и утверж­давшую так называемый «гуманизм» (от латинского слова «humanus» — «человеческий», «присущий че­ловеку»). Возникло и стало набирать силу воззрение на мир и действование в нем, исходя из принципов человечности в самом широком и

 

глубоком смысле этого слова.

Живая творческая мысль, всецело отдававшаяся в предшествующий период Богу и видевшая цель личности в служении ему, теперь обратилась к дей­ствительной природе во всех ее проявлениях и к человеку с его сложным внутренним миром, физичес­кими и умственными потребностями, чувственными радостями. Признавалась самоценность его, провоз­глашалась свобода его индивидуального самоутверж­дения. Человек! — под этим знаком в европейской культуре развернулось мощное умственное движение.

На утренней заре Нового времени величайший ита­льянский поэт Данте Алигъери (1265—1321) писал:

Отвага и ума пытливый склад,

Ученость, красота, сознанье чести,

Искусство, сила, доброта без лести,

Учтивость — далеко не полный ряд

 

Достоинств, что Амура победят

Отрадностью — в отдельности и вместе:

Одни из них достойны большей чести,

Но каждое в победу вносит вклад.

 

При этом, друг мой, если ты намерен

От добродетелей увидеть прок,

Природных иль благоприобретенных,

 

Не действуй против божества влюбленных:

Какое бы ты средство ни привлек,

Ты проиграешь битву, будь уверен1.

 

В страстном сонете флорентийца, звучащем гимном новому человеку, как бы прорывалось предвестие эпохи, названной спустя два столетия Возрождением. Сей термин впервые встречается у знаменитого архитектора, живописца и историка искусства Джорджо Вазари (1511—1574) — по-итальянски: «Rinascita», по-французски «Renaissance», откуда и русское «Ре-1ессанс».

При этом слове в нашем сознании встают великолепные архитектурные сооружения, замечательные пластические, живописные и литературные художественные произведения как вызов средневековой религиозной формалистике с ее богословской схоластикой и аскетизмом.

Каким контрастом ханжеским церковным проповедям звучат стихотворные строки крупнейшего скульптора, архитектора и живописца Микеланджело Буонарроти (1475—1564):

Нет радостней веселого занятья:

По злату кос цветам наперебой

Соприкасаться с милой годовой.

И льнуть лобзаньем всюду без изъятья!

 

И сколько наслаждения для платья.

Сжимать ей стан и ниспадать волной,

И как отрадно сетке золотой

Ее ланиты заключать в объятья!

 

Еще нежней нарядной ленты вязь,

Блестя узорной вышивкой своею,

Смыкается вкруг персей молодых.

 

А чистый пояс, ласково виясь,

Как будто шепчет: «Не расстанусь с нею...»

О, сколько дела здесь для рук моих!

 

За возникновением духовной оппозиции феодализму как определенному укладу жизни и господствующему образу мыслей стояли зарождающиеся новые экономические отношения в связи с принципиальными переменами в общественном производстве. (Технические изобретения и научные открытая обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (появились самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, существенно важны новшества внедрялись в мельничное дели, изобретена была доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершил переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причем, особенно интенсивной она была в Средиземноморье — неудивительно, что именно в итальянские городах возникли первые мануфактуры как ступени перехода от ремесла к капиталистическому способу производства.

Происходили важные перемены в сфере распределения потребляемых продуктов и изделий, в системе товарно-денежных отношений. Во многих итальянских городах решительно росла прослойка банкиров купцов и промышленников — они все более прибирали к своим рукам политическую власть.

Радикальные события в материальной жизни общества влекли существенные следствия в положении церкви, игравшей в феодальной Европе определяю щук» роль, — ее духовная диктатура была сломлена

На континенте утверждалась новая государствен­ность с формированием национальных абсолютных монархий.

Если раньше представители литературной и ху­дожественной сфер деятельности, учителя, ученые, философы, как правило, служили церкви, то теперь связь с нею рвалась, и упомянутое нами понятие «гуманизм» включало в себя светскую образован­ность (и ученость), подчеркнуто отличающуюся от богословско-схоластической.

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию. Оно воспринима­лось итальянцами XIV века как национальное досто­яние, несправедливо отвергнутое в качестве «язычес­кого», но, как оказалось, способное служить класси­ческим образцом и в профессиональном эстетическом образовании, и в разрешении сомнений и противоре­чий, столь свойственных творческим поискам. В нем архитекторы, художники, поэты и музыканты стали черпать вдохновение и находить точку отсчета меры истинности собственных усилий. С помощью его на­деялись раскрыть и практически реализовать гармо­нические закономерности бытия. Значит, его требо­валось возродить, вернуть к культурной жизни.

Отсюда и название эпохи, утвердившееся в научной и литературной традиции, хотя в нем и не отражено действительное историческое содержание своего време­ни. Мало того — собственно «возрождение» не было самоцелью. Речь шла не о возврате к прошлому и не о воспроизведении его шедевров ради эстетического услаждения элиты, а о самостоятельном решении за­дач, вынесенных на поверхность противоречивой дей­ствительностью. Известный итальянский ученый, ар­хитектор, писатель и музыкант Леон Баттиста Альбер-ти (1404—1472) заявлял: «...если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших ис­кусств, которые даются нам ныне с такими неслыхан­ными усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслы­ханные и невиданные».

1. «Божественный кузнец»

 

Фундаментальной основой, на которой вырастала культура Возрождения, была городская жизнь, претерпевшая в ту пору коренную ломку хозяйственного уклада. Носителем новой идеологии, то есть совокупности идей и представлений (политически правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических), отражавших тенденции этой ломки и выражавших интересы восходящих социальных групп, было бюргерство (от немецкого «burger» — горожанин), противостоящее, с одной стороны, высшим слоям (дворянству и духовенству), а другой — низам (простым труженикам).

Разумеется, не следовало бы упрощать картину и сводить разнообразие умственных течений эпохи Boa рождения исключительно к влиянию материальных, интересов общества. Эта-эпоха всколыхнула широки массы, привела в движение все социальные слои вызвала брожение умов даже в самых консервативных кругах. И феодальная аристократия с известно симпатией отнеслась к новым, ренессансным, формат культуры.

Что же касается философии, то она, хотя и оставалась в значительной своей части.подъяремницей богословия, также не могла не испытать на себе прямого воздействия ветра свежих перемен. Ее схоластический характер, прямо или косвенно санкционированный церковью и сохранявшийся почти тысячелетие, стал расшатываться. Он и ранее не означал абсолютного догматизма и сыграл на некоторых этапах положительную роль, противопоставляя сверхразумному «созерцанию» Бога и иррациональному чувству (попросту говоря, мистике) постижение сверхсущего с помощью внутренне непротиворечивых рассуждений в общезначимых формах мысли (иными словами, логику). Теперь же началось отделение философии как учения о наиболее общих принципах бытия и познания от теологии — учения о Боге воплощенного в логические формы умозрительных построений на основе текстов, принимаемых на веру в качестве свидетельства Бога о самом себе

В этом отделении не было ничего нарочитого, дерзкого, явно эпатирующего господствующее религиозное сознание, по оно органично вырастало в недрах самой теологии — литой мысли становилось все более тесно в богословских одеждах.

Среди ярких представителей новых веяний пер­вым следует назвать Николая Кузанского (1401 —1464).

Его спокойное открытое лицо, его чуткие, внима­тельные глаза, доброжелательно устремленные к со­беседнику, его руки с красивыми длинными пальца­ми, мягко складывающиеся в молитвенном жесте или неспешно перебирающие четки, его фигура, выдаю­щая в легком, изящном движении крепкую стать, — все располагало к нему с первого взгляда. Когда он говорил, простые и умные слова западали глубоко в душу. Сын рыбака и виноградаря из села Куза на берегу Мозеля на юге Германии, он рано познал соль крестьянского труда. Живой, любознательный, терпеливый, подростком бежал из родного дома. Нашел прибежище у графа Теодорика фон Мандершайда, который определил через некоторое время смышленого парнишку в школу, основанную в голландском городе Девентере весьма влиятельными в {идерландах монахами, именовавшими себя «братьями общей жизни». Здесь обучали «семи свобод­ном искусствам», занимались комментированием философских книг, изучением латышского и греческого языков. Затем продолжал обучение в Гейдельберге, Падуе... Вернувшись на родину, решает посвятить себя богословской деятельности. Получает сан священника. Далее — последовательная служебная карьера, в которой он поднимается до высшей (не считая папу) ступени католической иерархии, получив сан кардинала и место «легата по всей Германии».

Католическая церковь тогда переживала глубо­кий кризис, теряла былой авторитет, чему способствовали бесчисленные раздоры в среде самого духовенства, конфликты с феодалами, подъем «еретических» движений.

Переполненный повседневными церковными заботами, Кузанец находит облегчение душе в побочных занятиях философией и математикой. Вдохнове­ние преобладает тут над системой — некоторые трак­таты создаются им в один присест.

Не все из написанного им получает положитель­ную оценку его коллег. Так, гейдельбергский бого­слов Иоганн Венк посвятил ему свое негодующее сочинение под названием «Невежественная уче­ность», в котором, в частности, писал: «Не знаю, видел ли я в свои дни писателя более пагубного».

Что так возмутило ортодоксального католика? Пантеистические мотивы, сквозившие в философии Кузанца. Само понятие «пантеизм» появилось в ли­тературе гораздо позже, два с половиной столетия спустя, — от греческих «пан» (все) и «теос» (Бог), — но мы прибегаем к нему для краткости, чтобы под­черкнуть самое главное,;что шло вразрез с устоявши­мися взглядами. Объединение Бога с миром и даже отождествление их друг с другом имеет давнюю ис­торию — такого рода представления бытовали уже в Древней Индии (в особенности в брахманизме, инду­изме и веданте), в Древнем Китае (даосизм), в Древ­ней Греции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), одна­ко тогда еще не было понятия Бога как единого мирового духа — имело место одушевление природы Космоса.

С возникновением единобожия, что мы и наблю­даем в христианстве, с определением монотеистичес­кого понимания Бога как личности, абсолютно воз­вышающейся над природой, пантеизм никак не со­вмещался с возобладавшими религиозными представ­лениями — он говорил о другом: о безличном миро­вом духе, скрывающемся в самой природе.

В постантичные времена, при господстве в Европе христианства, пантеизм сохранялся в среде последо­вателей Платона, в неоплатонизме как идейном тече­нии, имевшем за более чем десять веков свою эволю­цию, о которой речь шла в предыдущей главе. Соглас­но неоплатонизму, миру присущ переход от его выс­шей и совершенной ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням — происходит «истечение» («эманация») из некоего мирового первоначала животворящей мощи, порождающее на свете все сущее. Но такой взгляд несовместим с библийским мифом о сотворении личным божеством природы и человека из ничего. На своем пути пантеисты, с одной стороны, приходили к натуралистической трактовке Бога, сливая его с природой, а с другой — опираясь на принцип непосредственного «постижения» Бога, мистически теряли природу в Боге, утверждали тож­дество Бога и человека.

Религиозно-мистический пантеизм с присущим ему субъективным пониманием безличного Бога в преддверии Нового времени нашел свое наиболее выпуклое выражение в воззрениях немецкого мысли­теля, монаха-доминиканца Иоганна Экхарта (1260— 1327). Для него «божество» — безличный, бескачест­венный абсолют, стоящий за «Богом» в трех лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Он заявлял, что человек способен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная «искорка», единосущная Богу. Логика рассуждений вела к тождеству земного и небесного миров, к равнодоступности Бога для всех и к отрица­нию роли христианско-католической церкви в деле «спасения» верующих. Пантеистическое понимание Бога послужило идейной базой крестьянско-плебейских еретических движений XIV века против фео­дально-церковной эксплуатации.

Все это было известно Кузанцу. Рассматривая Бога в своем первом философском труде «Об ученом незнании» как непознаваемый «бесконечный макси­мум», актуальная бесконечность, а мир — проявле­ние Бога, познаваемый «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность, он явно соскальзывал к пантеизму. Согласно ему, «творец и творение — одно и то же», «Бог во всех вещах, как все они в нем». Низводя бесконечность Бога в природу, он сформули­ровал идею бесконечности Вселенной в пространстве. Это явилось важнейшим симптомом начинающегося крушения теолого-схоластического мировоззрения с основоположным для него представлением о конеч­ности в пространстве некогда сотворенного Богом мироздания и о Земле как его центре Так подготавливалась почва для гелиоцентрического воззрения Коперника.

«Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, - писал он, - а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде». Утверждая, что у Вселенной нет границ, что она бесконечна, Николай Кузанский тем самым ставил под сомнение убеждение христианской космологии относительно ее иерархической структуры.

Хотя божественный абсолют и составляет нечто совершенно особое, он, по мнению Кузанца, отнюдь не безразличен к миру вещей, явлений и существ — этот мир представляет собою не разрозненность и внешнюю совокупность единичностей, нет, он целост­ность, и «Бог — единственная простейшая основа целой Вселенной», он вносит единство в пестрое многообразие ее. А целостность предполагает взаим­ную детерминированность всего и вся в ней. И вновь сквозит пантеизм с принципом «всемирной симпа­тии». Философ подчеркивал, что целое «находится непосредственно в любом члене через любой член, как целое находится в своих частях в любой части через любую часть» (Там же). Но в основе всего этого лежит «душа мира», которая «целиком находится в целом мире и в каждой части его» (Там же). Однако самое существенное состоит в том, что именно целое определяет направление движения составляющих его час­тей, ибо «всякое движение части направляете к целому, как совершенству» (Там же).

Соблазны пантеизма влекли Николая Кузанского дальше: «Так как Бог есть все, он также и ничто», ибо «он везде и нигде». Как видим, Богу одновременно приписывались свойства бытия и необыкновенным образом, согласно Кузанцу, мир, все существую­щее состоит из противоположностей — единство противоположностей и представляет собой божественное существо: как вмещающее весь мир, оно — абсолютный максимум, а как находящееся в любом даже самом ничтожном предмете — абсолютный минимум.

В свете сказанного и человека, трактуемого как часть природы, Николай Кузанский именует «конечно-бесконечным»: он конечен как земное телесное общество и бесконечен как духовное (божественное). Человеческая природа...— писал он, — стягивает в нее всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, называли ее с полным основанием древние.». А коль так, то в человеке заключены те же характеристики, что и в макрокосме, и, значит, он не только конечное, но и бесконечное существо, он и иное, и многое, и целое, состоящее из частей, и иное, состоящее из противоположностей. Христос, согласно Кузанцу, — максимальный человек, но тогда человек — «второй Бог», «человеческий Бог», вторым Богом философ называет человека потому, «что как Бог есть творец реальных вещей и естественных форм, так и человек — творец логического бытия и искусственных форм». «Как Бог развертывающий из себя все многообразное богатство природных ей вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, затронутые в нем».

Эти слова — непосредственное выражение гуманистических настроений новой восходящей эпохи. В них вера в безграничные возможности человека, в его человеческие способности и всестороннюю активность, в известной мере в них и уверенность в себе самого Кузанца, обладавшего независимостью мышления, ясностью суждений, философской мудростью и проницательностью взгляда, способного заглянуть за горизонт. Не зря спустя сто лет самоотверженно дерзкий и титанически умный Джордано Бруно, испытавший на себе силу влияния его идей, назовет его сверхестественным».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.