Фабзавкомы
Фабрично-заводские комитеты (ФЗК) - выборные органы рабочих и служащих промышленных предприятий и транспорта, возникшие после Февраля. Они существовали параллельно с профсоюзами и объединились с ними в 1918. Избирались они на общих собраниях рабочими и служащими предприятия (или нескольких предприятий). В отличие от профсоюзов, они объединяли рабочих независимо от их профсоюзной или профессиональной принадлежности.
Главной задачей фабзавкомов было осуществление рабочего контроля над производством и распределением. Явочным порядком они вводили 8-часовой рабочий день, решали вопросы расценок и зарплаты, приёма и увольнения, снабжения рабочих продовольствием, брали на себя функции управления, если предприниматели пытались закрыть предприятие (локаут) или сократить производство. Вопросы выработки тарифов, заключения коллективных договоров и организации медицинской помощи рабочим комитеты решали вместе с профсоюзами. При многих фабзавкомах имелись конфликтные, культурно-просветитительские и другие комиссии. Буржуазия стремилась при помощи Временного правительства ограничить сферу деятельности фабзавкомов, и с этой целью было издано несколько законов и постановлений, которые фабзавкомы не выполняли.
Фабзавкомы и профсоюзы участвовали в подготовке и проведении социалистической революции. Фабзавкомы были повсеместно представлены в военно-революционных комитетах. Фабзавкомы вели революционную агитацию, участвовали в формировании отрядов Красной Гвардии.
После победы Октябрьской революции фабзавкомы совместно с профсоюзами боролись с саботажем чиновников, экономической разрухой и голодом, проводили в жизнь декреты о национализации промышленности, банков, транспорта и др. По решению 1-го Всероссийского съезда профсоюзов (январь 1918) и 6-й конференции ФЗК Петрограда (февраль 1918) произошло слияние фабзавкомов и профсоюзов.
Большевики
Апрельские тезисы предупреждали о том, что Временное правительство, не смотря на его революционный приход к власти и социалистический состав, по-прежнему остаётся инструментом принуждения в руках капиталистов. Они говорили о том, что революция крестьянская и рабочая могут слиться и помочь перескочить через капитализм, не дожидаясь, когда он перезреет. Эти тезисы не были поняты даже ЦК РСДРП(б). Но уже через 10 дней Апрельская партконференция его поддержала. Большевики «с мест» лучше поняли смысл, чем верхушка партии.
Последовавшие же события показали, на чьей стороне выступает Временное правительство. Оказавшись без какой-либо поддержки, Временное правительство шло на бесконечные соглашения с владельцами заводов. Подавило с особой жестокостью оппозицию, вопреки своим же законам. Ввело смертную казнь. Отчаянно боролось с фабзавкомами. Наконец, попыталось взять власть силой, но само испугалось той силы, которую вызвало, и пошло на попятный, прося о помощи тех, кого перед этим собиралось вешать.
Это открыло рабочим, крестьянам и солдатам глаза на истинную природу власти буржуазных республик, где парламент защищает интересы капиталистов, опираясь на силу обманутого народа, считающего парламент выразителем своих интересов. Это, конечно, в апреле и говорил Ленин, но лучше было один раз увидеть на примере Корниловского мятежа.
С разгромом Корнилова наступил этап в большевизации Советов. До этого на большевистских позициях стояли Советы Риги, Кронштадта, Красноярска, Луганска и ряда мелких городов. 31 августа Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, а 5 сентября и Московский совет рабочих депутатов приняли большевистские резолюции о власти. Большевиками было завоёвано большинство в Советах Брянска, Самары, Саратова, Царицына, Минска, Киева, Ташкента – и это не весь список. За один день 1 сентября ВЦИК Советов получил требования взять власть в свои руки от 126 местных Советов. По указанию ЦК РСДРП (б) местные партийные организации развернули кампанию по перевыборам в Советы. Перевыборы дали возможность большевикам завоевать большинство в Советах, чем отразили в соотношении депутатов наступившее понимание большевиков народом. В порядок дня вновь был поставлен лозунг «Вся власть Советам!».
Октябрьское Восстание
Развитие идеи
Апрельские тезисы вызывали в апреле - июне недоумение даже у большевиков. На собрании петроградского комитета большевиков Ленин оказался в полной изоляции. Апрельские тезисы были отклонены. Против них проголосовало 13 человек, а за - только двое. Во время выступления на Съезде Советов Ленин попал ещё в более трудное положение. Его не понимали, над ним смеялись. Ещё бы: виданное ли дело, чтобы простые люди сами управляли своей страной, сами распоряжались своей жизнью. Нигде в мире не было аналогов такой власти.
Мнение ЦК партии, а также рабочего и крестьянского классов в корне изменил Корниловский мятеж. Он показал, что власть кучки людей, слабо связанных с трудовым народом, противопоставляет себя ему и ищет опору в буржуазии и силовом подчинении народа, что чёрным по белому было написано ещё у Маркса. Однако был способ сделать невозможным противостояние власти и народа – отдать власть в руки всего народа. Советы предоставляли такую возможность.
10 октября на заседании ЦК РСДРП(б) с докладом о вооружённом восстании выступил Ленин. ЦК десятью голосами против двух (Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев) ЦК принял резолюцию о восстании. Было избрано Политическое бюро во главе с Лениным. 12 октября Исполком Петроградского Совета принял «Положение о Военно-революционном комитете» (ВРК), ставшем легальным штабом по подготовке вооружённого восстания.
Силы
В вооружённом восстании большевистская партия могла опереться на огромные силы. Красная Гвардия Петрограда в ходе борьбы выросла до 40 тысяч бойцов. Петроградский гарнизон насчитывал 150 тысяч революционных солдат, Балтийский флот, перешедший на сторону большевиков, имел более 80 тысяч матросов и около 700 кораблей. Это были крупные боевые силы, сосредоточенные в одном месте. По стране же большевики могли положиться на миллионы революционных солдат фронта (особенно Северо-западного, что немаловажно) и тыловых гарнизонов. Эти вооружённые силы легко действовали в свою очередь благодаря поддержке революционных рабочих и крестьянской бедноты всей страны. Рабочие также были вооружены. Вот что пишет об этом Троцкий:
«Относительно оружия дело было так. Первым источником оружия был Сестрорецкий завод. Когда прибыла делегация от рабочих и сказала, что нам нужно оружие, я говорю: "Но ведь арсенал не в наших руках". Они отвечают: "Мы были на Сестрорецком заводе". "Ну, что же?" "Сказали, если Совет прикажет, мы дадим". Это был первый опыт. Я дал ордер на пять тысяч винтовок, и они получили их в тот же день. И во всех буржуазных газетах это было напечатано. Я очень хорошо помню, что в "Новом Времени" была чуть ли не передовая статья. И самый этот факт, конечно, легализовал распоряжение наше по оружейной части. В дальнейшем дело пошло, в сущности, полным ходом».
Из партий же восстание поддержали левые эсеры, и даже председателем ВРК стал левый эсер, военный фельдшер, Пётр Лазимир, вместе с большевиком, шахматистом и математиком Антоновым-Овсеенко разработавший план захвата города.
Временное правительство, опираясь на кадетов, меньшевиков и правых эсеров, в свою очередь, собирало вооруженные силы контрреволюции. В Петроград вызывались юнкера из Петергофа и Ораниенбаума. Специальное указание — «быть наготове» — было дано трём казачьим полкам, расквартированным в Петрограде. Приводились в боевую готовность все юнкерские училища. Гарнизон Зимнего дворца был доведён до 2700 юнкеров. Впрочем, юнкеров министры вынуждены были запереть в комнатах Зимнего дворца, чтобы те не разбежались.
Хронология
Начало восстанию положило само Временное правительство, приказав верным юнкерам закрыть большевистскую типографию. Вот что пишет Троцкий:
«Тогда же, рано утром, вдруг пришли рабочие и работницы из типографии и сообщили, что закрыли "Правду", и стали наталкивать нас на всякого рода самовольства. Они говорят: "Что же это такое?.. Сорвите печати! Да, мы возьмемся набирать, только дайте нам охрану". Эта мысль - "дайте охрану" - подтолкнула и нас. У нас полков - сколько угодно. Сейчас же мы написали приказ: "На доблестный Волынский полк возлагается обязанность обеспечить свободу пролетарской печати. Правительство закрыло газеты "Правда" и "Рабочий и Солдат". Исполнительный Комитет Советов отменяет это распоряжение и возлагает на доблестный Волынский полк обязанность восстановить наши права".
Они сейчас же дали роту. Никто не покушался противодействовать. И уже самый тот факт, что правительство закрыло, а наша рота пришла и стала на стражу типографии пролетарской печати, придал всему району такую смелость, что сразу стало ясно, что дело уже окончено. И таких эпизодов было много».
Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и непосредственно возглавил руководство вооруженной борьбой. В 1:25 ночи с 24 на 25 октября красногвардейцы Выборгского района, солдаты Кексгольмского полка и революционные моряки заняли Главный почтамт. В 2:00 первая рота 6-го запасного сапёрного батальона овладела Николаевским (ныне Московским) вокзалом. В это же время отряд Красной Гвардии занял Центральную электростанцию. В 6:00 моряки гвардейского флотского экипажа овладели Государственным банком. В 7:00 солдаты Кексгольмского полка заняли Центральную телефонную станцию. В 8:00 красногвардейцы Московского и Нарвского районов овладели Варшавским вокзалом. Крейсер «Аврора» стал у Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта), судно «Амур» — у Адмиралтейской набережной. К утру, столица находилась в руках восставшего народа. Утром 25 октября ВРК принял воззвание «К гражданам России!», написанное Лениным. В обращении говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»
25 октября Второй Съезд Советов, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало уже большинство, опираясь на победившее восстание, провозгласил переход власти к Советам по всей стране. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры» подал сигнал к штурму Зимнего дворца. В 2 часа ночи 26 октября вооружёнными рабочими, солдатами петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко был взят Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Существенного сопротивления нападавшим оказано не было. Было убито по разным данным от 6 до 10 человек, и, хотя по воспоминаниям Рида на улицах были слышны интенсивные перестрелки, но уставшие от войны солдаты не собирались всерьёз стрелять в юнкеров. Большевистские солдаты повсеместно принимали оружие, сдаваемое им полицейскими.
Второй Съезд Советов