Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истина, ее критерии. Относительность истины

Познание. Часть I.

Элементы содержания

Познание мира.

3.2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Истина, ее критерии. Относительность истины.

Виды человеческих знаний.

Познание мира.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Знание – результат процесса познания.

Субъект познания: в узком смысле - познающий человек, в широком смысле – общество. Объект познания: окружающий мир (природа, общество) или сам человек (самопознание). Цель – получение информации об окружающем мире. Мотив – потребности (все виды). Средства – ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Результат – знание.

3.2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Два основных вида познавательной деятельности – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание - вид познания, при котором человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Аристотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Аристотелю (чувство равновесия, например). Роль чувственного познания: органы чувств – единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.

Рациональное познание – вид познания, при котором осуществляется упорядочение информации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обладают ограниченными возможностями (некоторые явления (атом, например) не могут быть отражены органами чувств, сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть познаваемого предмете, а это возможно лишь средствами рационального познания. Не стоит рассматривать чувственно познание отдельно от рационального. Они тесно взаимосвязаны, и часто первое является основой второго

Формы чувственного познания: 1) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; 2) восприятие - воздействие на органы чувств целостного образа предмета (в целостный образ суммируются одновременно поступающие от разных органов чувств данные); 3) представление – форма чувственного познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Формы рационального познания: 1) понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений; 2) суждение - форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо; 3) умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления (выделяют два способа умозаключения – дедуктивный и индуктивный: дедуктивный (дедукция – выведение) – от общего к частному (важен в математике); индуктивный (индукция – наведение) – наоборот, от частного к общему (важен в естественных науках)).

Основными мыслительными операциями являются абстрагирование (мысленное отвлечение от тех или иных свойств предметов с целью выделения существенных признаков), анализ (расчленение целого на составные элементы), синтез (сведение в единое целое данных, добытых анализом, исследование явления в его единстве и взаимной связи частей), сравнение (сопоставление с целью выявления общего и особенного), уподобление (сравнивая, представить подобным чему-либо), обобщение (выявление общих свойств и признаков исследуемых объектов).

Познание может осуществляться и интуитивным путем. Интуиция – способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения, без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Это подсознательная форма мышления (принятия решения), основанная на полученных ранее знаниях, опыте, характеризующаяся невозможностью рационального объяснения. Интуиция характеризуется: а) неожиданностью решения поставленной задачи, б) неосознанностью путей и средств разрешения, в) непосредственным характером постижения истины.

Истина, ее критерии. Относительность истины.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Объективная истина – знание, содержание которого не зависит от субъекта познания. Два уровня (формы) объективной истины: 1) абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете; 2) относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание. Научные истины являются относительными, так как не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемых предметах и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Но каждая относительная истина – шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит ее элементы.

Критерий истины (отличительный признак, мерило) – средство проверки истинности человеческих знаний, их соответствия объективной действительности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, достижения истины (в Древней Греции – Протагор – наши знания зависят от познающего субъекта). Рационалисты – философы, признающие разум критерием истины и основой познания (стройность, логичность, непротиворечивость знания – критерий его истинности). Идеал – геометрия Евклида. Но существует множество утверждений логичных и стройных, однако противоречащих друг другу (геометрия Лобачевского). Эмпирики – философы, признающие чувственное восприятие и опыт основой познания и критерием истины. Но данные опыта часто вводят в заблуждение, да и не все знания можно получить и проверить опытным путем. Часть ученых считает наиболее надежным критерием истины практику – целеполагающая деятельность человека (и эксперимент, и материальное производство, и социальные преобразования). Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи, осуществить планируемые преобразования. Однако существуют и такие области познания, где основным критерием истины выступает теория (в математической науке обоснование положений, как правило, завершается теоретическим доказательством). Поэтому и практику нельзя считать универсальным критерием истины.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувственное познание и его элементы | Социальные науки, их классификация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.