Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль как регулятор социального поведения 8 страница




Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Соци­альный конфликт — это сложное "явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель - ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоцио­нальное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то яв­ление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко Ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежно­сти столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфлик­тующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к согла­шению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон усло­вия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то го­ворят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая пока­зать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. учас­тию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Нако­нец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты проис­ходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень слож­ным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта от­личаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимо­действуют друг с другом. Социальные конфликты происходят меж­ду группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов — восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, раз­личают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государ­ства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятель­ности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Соци­альные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения мате­риальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в му­зыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить поли­тическую, экономическую, социальную окраску, но в любом слу­чае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям дру­гой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересека­ются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает при­меры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивили­зованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название девиантное?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к раз новидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

10. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.

Н.А.Бердяев: «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". "Мы" предпола­гает существование "я" и "ты". В массе, в толпе "я" надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмо­циями. Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается не­нужной роскошью».

Немецкий философ Карл Ясперс: «Люди в массе легко могут поте­рять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимо­действовать с манипулирующими ими тиранами».

6.3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Социальная общность — это совокупность индивидов, отлича­ющаяся относительной целостностью и выступающая самостоя­тельным субъектом исторического процесса. Она представляет со­бой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый об­раз жизни, общность социальных норм и ценностей.

Социальные общности складываются в ходе объективного об­щественного развития, совместной человеческой жизнедеятельно­сти. Общности образуются на разной объективной основе: произ­водственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (нацио­нальная) принадлежность.

Этнос {этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племе­нем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, рели­гии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько наро­дов, например славянская этническая общность. Тем не менее понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (про­стой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, пле­мя, народность, нация.

Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая общи­на) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рам­ках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятель­ности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет ста­рейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активи­зируются процессы формирования властных структур и классооб- разования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует ста - новлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, терри­торию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представите­ли и других этнических групп: финно-угорские племена, некото­рые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рам­ках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с приня­тием христианства.

Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздроблен­ности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, госу­дарственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках раз­ных государств. Затем они объединяются в единое российское го­сударство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской импе­рии и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря сво­ей многочисленности — ведущее место в экономической и поли­тической сферах. Однако современные демократические принци - пы, провозглашающие равенство наций, дают возможность само­реализации и представителям национальных меньшинств.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают по­литическую окраску и неотделимы от внешнеполитической дея­тельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными во­просами.

История знает немало примеров угнетения одной нации дру­гой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным мень­шинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильствен­ной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаж­дения доминирующей религии. Ограничения на национальной ос­нове существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный ха­рактер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация — усвоение элементов культуры другого на­рода при сохранении своего этнического своеобразия.

В мире и по сей день возникают конфликты на почве нацио­нальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.

Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отно­шений современного мира.

В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владе­нии резервациях, которые занимают 3 % континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны явля­ются мексиканцы. Их численность составляет по различным под­счетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексикан­цы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.

В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобрита­нию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально- освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Се­верная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борь­ба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религи­озной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.

Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона ин­дейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отда­ленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говоря­щей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.

Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Кор­сике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выли­вающиеся в военные конфликты.

Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоян­ного внимания и заботы со стороны государства. Они периодиче­ски обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободитель­ные войны.

В различных странах в настоящее время идет борьба за предо­ставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочис­ленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.

Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений меж­ду разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населе­ния у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребно­сти в увеличении территории проживания, в расширении пред­ставительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.

В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государ­ства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, про­живавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Та­кая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были поки­нуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.

Объектом политики выступают все нации и социально-этни­ческие группы, но в качестве субъектов политики — лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в поли - тике на уровне государства, т.е. способны переводить свои обще­национальные интересы в организованную инициативу в деле обу­стройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непо­средственно, и через само государство.

Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, боль­шинство — многонациональные. Некоторые из них до определен­ного исторического этапа своего развития оставались унитарны­ми, где господствующими культурами были культуры государство- образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.

Практика показывает, что федерация представляет цивилизо­ванную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятель­ности наций. Дробление же государств по национальному призна­ку противоречит интересам экономики, успешному решению гло­бальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразуюших наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной поли­тической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических от­ношений, на судьбу государств и международную политику, со­ставляет этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культур­ных достижений других наций.

Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, осо­бенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпя­чивание своей исключительности и отвергание всего, что не свя­зано с собственной национальной культурой, несомненно, спо­собствует национальной разобщенности и вражде.

Проявлением этноцентризма выступает национализм — идеоло­гия и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и поло­жительное. В последнее время вполне справедливо словом «нацио­нализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любя­щих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угне­тенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.

Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать по­нятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и соци­альные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создав­шим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в рат­ном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патрио­тизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней по­литике государства.

Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между наро­дами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабо­щению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призы­вают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.

Чтобы предотвратить возникновение национальных конфлик тов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принад лежности, способствовать повышению уровня политической куль туры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцент ризма..

Вопросы и задания

1. Что такое этнос? Каковы его признаки?

2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?

4. В чем проявляются межнациональные отношения?

5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?

8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?

6.4. СЕМЬЯ

Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья — это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию — воспроиз­водство человеческого рода. В семье происходит рождение и вос­питание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ­ных, организуют быт и отдых. В хорошей дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества. Семья выступает основным носителем куль­турных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так­же необходимым условием социализации личности.

Существуют два подхода к определению понятия «семья» — социологический и юридический. С социологической точки зрения семьяэто группа связанных отношениями брака и родства лю­дей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет дру­гие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей на воспитание. Несмотря на существование законодательства в се­мейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными, главным образом моральными, нормами.

Семья как общественный институт прошел разные этапы сво­его развития. У многих современных народов существует только один вид семьи — моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной женщиной в одно и то же время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия — одновременное существование более одного партнера в супруже­стве. Наиболее распространенную форму полигамного брака пред­ставляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма поли­гамии — полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.

По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Многопоколенные семьи были широко распространены в прошлом, когда дети после вступле­ния в брак продолжали жить в родительском доме. В настоящее время молодые супруги стремятся жить отдельно от родителей. Таким образом, на смену расширенной семье приходит нуклеар- ная, в рамках которой совместно проживают два поколения — родители и дети.

Семья — это ячейка общества. Возникновение и прекращение ее существования имеет определенный социальный смысл, кото­рый проявляется в ряде выполняемых семьей функций. Во-пер­вых, это репродуктивная функция, биологическое воспроизводство человека. Во вторых, социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. В-тре­тьих, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, проявляю­щаяся в удовлетворении материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведении общего хозяйства. В-чет­вертых, эмоциональная функция, основанная на потребности че­ловека в любви, заботе, интимном общении. В-пятых, функция сексуального регулирования, т. е. упорядочение естественных сексу­альных потребностей. И, наконец, функция социализации детей, т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Каждая семья имеет свою специфику развития и период суще­ствования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи — период от ее возникновения до прекращения ее функционирова­ния. Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Пер­вый — период от заключения брака до рождения детей. Второй — существование семьи в составе супругов и детей. В рамках третьего периода происходит отделение детей и создание ими своих семей.

Четвертый период связан с распадом семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Надо отметить, что выделение периодов жизненного цикла семьи относится к полной семьей в составе родителей и детей. В жизни нередки случаи, когда семья состоит из одного родителя и ребенка, когда супруги не имеют детей или когда мужчина и женщина состоят в незарегистрированном браке. Все эти нюансы создают особые трудности в определении вида семьи и периода жизненного цикла, в котором она находится.

Ряд вопросов, касающихся семейных отношений, выступает предметом государственного регулирования. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство нахо­дятся под защитой государства. Государство регулирует работу дет­ских учреждений, развивает систему мер помощи семье, устанав­ливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям, одино­ким матерям, принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Государство регулирует отношения в семейной сфере рядом документов, к которым кроме Конституции относится Семейный кодекс, принятый в 1995 г. (введен в действие 1 марта 1996 г.). Этот закон — основной в сфере семейного права — отрасли права, регу­лирующей бранно-семейные отношения. Принципы семейного права составляют добровольность брачных отношений, единобрачие, ра­венство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право отличается от других отраслей права специ­фическим составом субъектов (родители, дети, супруги), особым набором юридических фактов (брак, развод, рождение детей). Первичными в семейном праве выступают личные отношения (лю­бовь, забота), которые не всегда могут быть урегулированы пра - вом (например, нельзя обязать людей любить друг друга), а иму­щественные отношения производны от личных.

Возникновение семьи закон связывает с заключением брака. Брак — это равноправный, добровольный союз мужчины и женщи­ны, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотрен­ных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности. В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС (органах записи актов гражданского состояния). Фактические брачные отношения, а так­же брак, оформленный по религиозным канонам, не защищаются государством.

Желающие вступить в брак должны лично подать об этом заяв­ление. При заключении брака в органах ЗАГС необходимо присут­ствие обоих лиц, вступающих в брак. Не допускается заочная ре­гистрация брака. Если один из вступающих в брак по объективной причине (например, болезнь) не может прибыть в ЗАГС, то до­пускается регистрация брака работниками ЗАГС по его месту пре­бывания (дома, в больнице и т.д.). Стороны должны быть осве­домлены о состоянии здоровья друг друга.

Закон устанавливает несколько условий действительности бра­ка. Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бра­косочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли они вступить в брак.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2268 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.