Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль как регулятор социального поведения 7 страница





ГЛАВА 6

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общ­ности и группы, вырабатывающие определенные социальные цен­ности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющих опреде­ленные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.

Социальная структура — это определенный способ связи и взаи­модействия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции и выполняющих определенные социальные функции в соответ­ствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться по-разному в зависимости от основания выделения структурных частей общества. Такими основаниями могут быть естественные факторы (пол, возраст, национальность, раса и др.), факторы имущественного расслоения, отношения к власти и религии и т.д.

Социальная структура может отличаться динамизмом, а может оставаться стабильной. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важней­шее условие нормального существования любого общества. Ста­бильное общество — это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, которые со­храняют его стабильность и исключают политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабиль­ными могут быть и авторитарные, и тоталитарные обществен­ные системы. Однако, в конце концов, такие системы становят­ся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей не­стабильности.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назрев­ших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения составляют необходимое условие и эле­мент социальной стабильности.

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных. Оно состоит из групп, как организм — из клеток. Численность групп на Земле превыша­ет численность индивидов. Это возможно потому, что один чело­век способен состоять в нескольких группах одновременно.

Социальная группаэто совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функ­цию в структуре общества. Некоторые группы могут образовы­ваться спонтанно, существовать короткое время и сразу распа­даться. Их называют квазигруппами.

Другие группы более устойчивый долговременны. В соответ­ствии с занимаемым местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые социальные группы. Большая груп­па — это группа с большим числом членов, основанная на раз­личных типах социальных связей, не предполагающих обязатель­ных личных контактов. К большим группам относят номинальные группы — совокупность людей, выделяемую для исследования по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. Это группы условные и статистические, используемые для удобства анализа. Условными признаками могут быть цвет волос, глаз, тип характера и др. Большие группы могут быть реальными, т.е. могут действовать как единое целое. Их члены объединены общими це­лями, осознают их и стремятся реализовать совместными органи­зованными действиями. Эти группы складываются на основе про­фессиональных, классовых, национальных и иных признаков.

Малая группа — это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных кон­тактов и члены которой объединены общей деятельностью. Суще­ствуют различные подходы к классификации малых групп. Выде­ляют первичные и вторичные группы. Первичная группа — это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов (например, семья, друзья, студенческая группа и т.д.). Вторичная группа — это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характерис­тики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходят способность осуществлять определенные функции и достигать об­Щую цель (например, трудовой коллектив).

В классификации малых групп также выделяют референтные группы и группы членства. Референтная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориенти­руется в своем поведении и самооценке. Группы членства — это те группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда человек, будучи членом одних групп, начинает ориентироваться на совершенно противоположные цен­ности других групп. Это может вызвать конфликт человека как с самим собой, так и с окружающими.

Социальная структура показывает деление общества «по гори­зонтали», т.е. на основе выделения разных, но относительно са­мостоятельных групп. Понятие «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой) предполагает рассмотрение общества по вертика­ли—в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материаль­ного богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Та­кая иерархия позволяет обществу стимулировать одни виды дея­тельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Общество устроено так, что в нем обязательно есть лидеры и исполнители, уважаемые и презираемые. В зависимости от этого распределяются права и обязанности, поощрения и привилегии. Практика показывает, что без такой иерархии невозможно эф­фективное взаимодействие людей и достижение результатов дея - тельности.

С другой стороны, социальная стратификация означает нера­венство и неравномерное распределение материальных благ. Тем не менее представляется вполне естественным, что человек, по­лучивший хорошее образование, вправе занять более высокую должность, а начальник — получать зарплату больше подчинен­ного. Таким образом, можно говорить об основаниях стратифика­ции. Выделяют четыре основания: доход, власть, образование и престиж. Эти факторы открывают доступ к социальным благам.

Доход — это количество денег, получаемых индивидом за оп­ределенный период времени. Власть определяется возможностью влиять на людей и диктовать им свою волю независимо от их желания. Чем больше людей находится в подчинении, тем боль­ше объем власти. Образование связано с объемом знаний, полу­чаемых в учебных заведениях, престижностью места учебы и полученной специальностью. Престиж — это уважение к зани­маемому человеком месту (а не к самому человеку) в социаль­ной иерархии.

Выделяют следующие исторические типы стратификации: кас­товую, рабство, сословную, классовую.

Кастовая модель стратификации — наиболее древняя из всех. Она существовала в Индии на протяжении многих столетий, и пережитки ее сохранились по сей день. Кастой называют соци­альную группу, принадлежностью к которой человек обязан ис­ключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую. Но если человек будет вести праведную жизнь, то, по канонам индуизма, он может стать членом высшей касты в следующей жизни.

В социальной структуре выделяются следующие касты: брахма­ны (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (крестья­не). Особую группу составляют парии (неприкасаемые), занимаю­щие самую низшую ступень социальной иерархии и не входящие ни в одну касту.

Рабство — наиболее распространенная в древности модель со­циальной стратификации. Оно представляло собой личную зави­симость раба от рабовладельца. Различают несколько видов раб­ства. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он работал наряду со своим рабо­владельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак. Восточ­ное рабство предполагало зависимость всего населения от госу­дарства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей (участие в строительных, ирригационных и других работах).

В период античности существовало классическое рабство, свя­занное с полным бесправием раба, который считался «говоря­щим орудием». Рабовладелец мог наказывать раба по своему ус­мотрению, распоряжаться им как вещью и даже убить. Такая же форма рабства существовала в США до середины XIX в.

Сословная стратификация существовала в Европе в период Средневековья и сохранялась в некоторых странах и в Новое вре­мя. Сословие — это обособленная группа людей, имеющих строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Со­словия делились на привилегированные и непривилегированные. Ос­новными сословиями феодального общества были феодалы и кре­постные крестьяне. Крестьяне находились в поземельной зависи­мости от феодалов, но в то же время имели права на личное имущество. Зависимость проявлялась в выполнении феодальных повинностей в пользу феодалов — в форме барщины и оброка.

В условиях каждой конкретной страны сословная структура имела свои особенности и более четкое деление. Например, в Рос­сии к привилегированным сословиям относились дворяне, куп­цы, духовенство, а к непривилегированным — крестьяне различ­ных категорий и мещане. С развитием капитализма реальные от­ношения ме-жду сословиями менялись, но формальная иерархия оставалась. Так, в нашей стране дворяне были лидирующим со­словием, занимая государственные должности, вплоть до 1917 г. Любой свободный человек мог получить дворянское звание по выслуге в соответствии с «Табелем о рангах» Петра 1. Отличитель­ным признаком высших сословий (дворян) были титулы — сло­весные обозначения служебного и наследственного положения их обладателей (граф, барон, князь).

кассовый подход к делению общества характерен для марксиз­ма. Классы — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного про­изводства, отношению к средствам производства, роли в обще­ственной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В каждом историческом периоде существовали два класса — экс­плуататоры и эксплуатируемые (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).

Современная модель стратификации содержит термин «класс», но ему придается иное значение. В настоящее время выделяют выс­ший, средний и низший классы, различающиеся уровнем дохо­дов. Высший класс — это богатые. Средний класс — люди со сред­ним уровнем доходов. Низший класс — бедные.

Стратификацию современного общества можно представить в виде треугольника (или пирамиды), вершину которого составля­ют богатые, центр — средний класс, а основание — низший класс. Доля высшего класса в любой ситуации остается примерно оди - наковой и составляет 5 % от общей численности населения. Дело в том, что общество, создавая материальные ценности, не может обеспечить большее число богатых. Доля же среднего и низшего классов может меняться в зависимости от экономической и поли­тической ситуации. Чем больше бедных, тем меньше прослойка среднего класса, а значит «сокращается расстояние» между бога­тыми и бедными, грозя вызвать социальный конфликт. Наоборот, развитый и многочисленный средний класс служит залогом со­циальной и политической стабильности общества. Он «разводит» по разным полюсам богатых и бедных, не давая им столкнуться между собой.

В любом обществе критерием вертикального размещения соци­альных слоев выступает социальное неравенство, т.е. те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Среди ученых нет единого мне­ния о сущности неравенства. Одни из них рассматривают неравен­ство как необходимое условие существования общества, дающее возможность поощрять лучших его представителей и наиболее цен­ные виды общественно-полезной деятельности. Другая точка зре­ния состоит в том, что неравенство есть следствие присвоения небольшой группой людей основных общественных ценностей. Со­средоточение богатства и власти в руках олигархов (олигархия — власть немногих) становится причиной недовольства остальной части населения и приводит, в конечном счете, к столкновению богатых и бедных.

Одна из теорий обосновывает неравенство делением общества на статусные группы, т.е. такие объединения людей, которые в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодина­ковый социальный престиж.

Социальный статус — это соотносительное с другими положе­ние индивида или группы в социальной системе, обусловленное вы­полняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Социальное положение человека — это место, которое он занимает в обществе. Для того чтобы опреде­лить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. Каждый человек выполняет множество функ­ций в системе социальных связей, поскольку он реально включен во множество различных социальных групп. Таким образом, каж­дый человек обладает множеством статусов.

Среди всех статусов индивида определяющим выступает глав­ный {основной) статус. Это может быть членство в какой-либо организации, гражданство, профессия и т.д. Однако не всегда тот статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.

Статус может определяться территорией (горожанин, сельский житель, бомж), полом (мужчина, женщина), возрастом (ребенок, взрослый, пожилой), национальностью, расой, состоянием здо­ровья (здоровый, инвалид), образованием, профессией, должно­стью, религиозной принадлежностью, политическими взглядами и др. В зависимости от того, является ли статус наследуемым или приобретенным, различают предписанный и достигаемый стату­сы. Предписанный статус — это социальная позиция, которая за­ранее предписана индивиду обществом независимо от его спо- собностей или усилий. Разновидностью такого статуса выступает социально-классовый статус, определяющий классовое положе­ние человека. Достигаемый статус — это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивиду­ального выбора. Разновидностью такого статуса может быть про­фессионально-должностной статус, связанный с профессиональ­ной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Таким образом, социальный статус определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.

Поведение личности, связанное с ее статусом, называется со­циальной ролью. Социальная роль — это образец поведения, закре­пившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Че­ловек учится ролевому поведению через восприятие себя каким - либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функ­ций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрыва­ние (переход от одной роли к другой), групповое членство (освое­ние определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).

Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ро­левого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведе­ние для представителей данного статуса). Ролевое исполнение — это фактическое поведение человека, имеющего определенный со­циальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стре­мятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личны­ми качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.).

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, назы­вается ролевым набором. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого кон­фликта, под которым понимается столкновение ролевых требо­ваний, предъявляемых к человеку, при одновременном выполне­нии им нескольких ролей.

Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в за­висимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными прояв­лениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека ок­ружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противополож­ными требованиями к исполнению одной и той же роли со сторо­ны различных людей; в-пятых, конфликт между личными каче­ствами индивида и ролевыми требованиями.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, кото­рая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.

Один из важных механизмов социальной стратификации — со­циальная мобильность, т.е. изменение индивидом, семьей, соци­альной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности — меж­поколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — верти­кальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъек­тов — индивидуальная и групповая.

Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобиль­ность — это изменение социальной позиции конкретным челове­ком в течение его жизни. Примером этого может служить карьер­ный рост работника.

Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, со­циальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида или со­циальной группы от одной социальной позиции к другой, нахо­дящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не вле­кущая за собой существенного изменения социального положе­ния. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если пе­ремена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при уст­ройстве там на работу.

Индивидуальная мобильность — это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность проис­ходит в связи с повышением или понижением общественной зна­чимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мо­бильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают бо­лее значимые факторы, такие как революции, войны, смена по­литического режима и др.

Таким образом, социальная стратификация — это сложное яв­ление. Положение отдельных людей, так же как и отдельных групп, не остается неизменным. При этом в наше время положение ин­дивида не определяется сословными или кастовыми границами, а зависит от личных качеств и его стремления к достижению более высокого положения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?

2. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обще стве?

3. Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?

4. Охарактеризуйте основания стратификации.

5. Какие исторические типы стратификации существуют?

6. Какова модель стратификации современного общества?

7. Что такое социальное неравенство? Какую роль в этом явлении играет социальный статус?

8. Какие виды статусов существуют? Какими факторами они опреде ляются?

9. Как социальная роль связана с социальным статусом? В чем про является социальная роль? Почему может возникнуть ролевой конф ликт?

10. Охарактеризуйте понятие «социальная мобильность». Приведите примеры ее проявления.

6.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведениепроцесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней {двигательной) и внутрен­ней {психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста - бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экста­тическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика — это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движенияэто массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам. В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­ния возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально нака­ленную атмосферу.

Социальное поведение личностиэто внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным {отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантно- го поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиант- ного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Рет­ритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их на новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособле­ние — это также прекращение контактов индивида с другими людь - ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2282 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.