§1. Специфика социального познания
Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духовно-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосердие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влияние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.
Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъекта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.
Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сферу практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря этому обстоятельству субъект социального познания имеет сложный системный характер.
Успех социального познания зависит от многих моментов: во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъекта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.
Общественные отношения, социальные закономерности, социальное бытие не существует безотносительно к людям, их деятельности. Особенность процесса социального познания заключается в том, что он, есть процесс преобразования субъективного в объективное, перехода одного к другому. Эта специфика значительно затрудняла выяснение влияния материализма на ход общественного развития.
Длительное время в философии доминировал подход, нацеленный на десубъективизацию опыта, стремление очистить опыт от "мысли" и не только при познании природы, но и при познании общества, т.е. специфика гуманитарных знаний игнорировалась, а позже идеалистами преувеличивалась. Поворот осуществился в немецкой классической философии.
Маркс сформулировал один из основных принципов социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличивать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.
Следует отметить и другую крайность - объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей.
Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению предыдущими поколениями определенных действий выявляются инвариантные, существенные связи, при этом субъективная сторона активизируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность. Законы общества проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социального познания.
Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основных гуманитарные, социально-экономические и социально-философские знания.
Системообразующей основой всех социальных знаний являются социально-философские знания. Они возникают на базе обобщения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных систем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.
Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих ценностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъективного и объективного. Интерпретация фактов может быть как правдивой, так и ошибочной. Поэтому фактические знания имеют смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, являющейся их обоснованием.
Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими условиями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерностей развития.
На особенность объективной истины в социальном познании накладывает свой отпечаток диалектика субъекта и объекта. Не все в объекте социального познания становится конкретным предметом исследования, а только то, что интересует субъекта через призму его социальной позиции, практических потребностей. Он рассматривает действительность с такой точки зрения, которая соответствует его исторически обусловленным интересам и целям.
Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.'
Критерием достоверности социально-исторического познания является практика. Практика есть не сумма разрозненных, вырванных из исторического контекста действий людей, организаций, а совокупность их всемирно-исторической деятельности.
В процессе социального познания формируется идеал будущего. Социальный идеал и действительность никогда не бывают абсолютно тождественны, ибо любые социальные знания, в том числе и социальные теории, есть единство абсолютной и относительной истины.
Таким образом, познавательные возможности общества складываются в результате его практически-познавательной деятельности и изменяются с ее развитием.