Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная философия: общество как саморазвивающаяся система




§1. Специфика социального познания

Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духовно-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосердие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влияние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов.

Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъекта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.

Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сферу практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря этому обстоятельству субъект социального познания имеет сложный системный характер.

Успех социального познания зависит от многих моментов: во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъекта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой.

Общественные отношения, социальные закономерности, социальное бытие не существует безотносительно к людям, их деятельности. Особенность процесса социального познания заключается в том, что он, есть процесс преобразования субъективного в объективное, перехода одного к другому. Эта специфика значительно затрудняла выяснение влияния материализма на ход общественного развития.

Длительное время в философии доминировал подход, нацеленный на десубъективизацию опыта, стремление очистить опыт от "мысли" и не только при познании природы, но и при познании общества, т.е. специфика гуманитарных знаний игнорировалась, а позже идеалистами преувеличивалась. Поворот осуществился в немецкой классической философии.

Маркс сформулировал один из основных принципов социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличивать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам.

Следует отметить и другую крайность - объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей.

Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению предыдущими поколениями определенных действий выявляются инвариантные, существенные связи, при этом субъективная сторона активизируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность. Законы общества проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социального познания.

Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основных гуманитарные, социально-экономические и социально-философские знания.

Системообразующей основой всех социальных знаний являются социально-философские знания. Они возникают на базе обобщения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных систем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность.

Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих ценностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъективного и объективного. Интерпретация фактов может быть как правдивой, так и ошибочной. Поэтому фактические знания имеют смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, являющейся их обоснованием.

Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими условиями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерностей развития.

На особенность объективной истины в социальном познании накладывает свой отпечаток диалектика субъекта и объекта. Не все в объекте социального познания становится конкретным предметом исследования, а только то, что интересует субъекта через призму его социальной позиции, практических потребностей. Он рассматривает действительность с такой точки зрения, которая соответствует его исторически обусловленным интересам и целям.

Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики.'

Критерием достоверности социально-исторического познания является практика. Практика есть не сумма разрозненных, вырванных из исторического контекста действий людей, организаций, а совокупность их всемирно-исторической деятельности.

В процессе социального познания формируется идеал будущего. Социальный идеал и действительность никогда не бывают абсолютно тождественны, ибо любые социальные знания, в том числе и социальные теории, есть единство абсолютной и относительной истины.

Таким образом, познавательные возможности общества складываются в результате его практически-познавательной деятельности и изменяются с ее развитием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.