Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика количественных и качественных изменений




Категории качества, количества, меры. Движение материй было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью такой категории, как качество.

Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.

Качество - это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств.

При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория диалектики. Например, каждая вещь имеет свойственную ей сущность. Неправильно было бы определить качество через соотношения с существенными свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных свойств оно включает в себя и существенные, и несущественные, внутренние и внешние свойства.

Таким образом, качество - это:

1). внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;

2). то, что неотделимо от бытия вещей (предметов);

3). интегрированная совокупность свойств.

Качество имеет свою противоположность - категорию количества.

Количество - это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.

Количество выражает:

1). дифференцированность предмета на множество примет;

2). степень отличия свойств предметов и явлений;

Подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Отмечая важность количественной определенности предметов и явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей: качество и количество.

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мер а - это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера - одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.

Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием " скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь

мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).

Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие - с переходом всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция.

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) употребляется в широком смысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных комплексов (эволюция техники, идеологии, культуры, означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.

Революция (от франц. revotutio - поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.

Закон отрицания отрицания

Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. И действительно, теоретически направление развития можно отождествлять (сравнивать) с восходящей прямой линией, с движением по кругу, с восходящей нисходящей спиралью.

Вопрос о направленности и поступательного развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе: к прогрессу, к вечному круговороту? Или история идет к концу?

Старое и новое. Понятие отрицания. Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной), нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектически противоречивое единство. И тем не менее новое— это преобразованное старое, все то, что в большей степени соответствует условиям, которые сложились на определенном этапе развития.

Нельзя нигилистически относиться к старому: новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового.

Замена строго новым обозначается понятием "отрицание", которое выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта.

Отрицание - это:

1). результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;

2). диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;

3). отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.

Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) - негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе - позитивный аспект.

Всеобщий характер отрицания признается и метафизикой, однако там отрицание рассматривается как полное уничтожение старого, отрицается преемственность и вообще само развитие как переход к новому через количественные изменения.

Отрицание отрицания. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается ("снимается") более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание - это последовательность циклов, беспрерывность развития.

Новое никогда не может повторить старое, - что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Развитие может включать в себя движение и по кругу, и по прямой линии, однако общая тенденция развития все-таки наиболее полно характеризуется спиралью - вперед и выше, движение как бы повторяется, но на более высокой основе.

Поскольку в обществе отрицание реализуется через действия людей, то необходимо различать:

1). отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних);

2). осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;

3). практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им.

Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

ГЛАВА V





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1524 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.