В условиях пов энергетических полей достигаете,
новлено, ЧТО равн „ или каменной пластины, пи*
С помошью металл появилась пряжка и крепа-
шенной чуть ниже пуп. симводами и предметами»
ИЛИ —-
л—inf” ша«ансв.'гс> пояса с мсіаллическичи подвесками «»'. 5®- ^^^хтоиольчиюми (по Г.Н. Потанин>).
Прошедшие со времен Эры Великих Шаманов и ** * рдухв, многое изменилось. Народы разъединялись. ВйЗК^іал собой кровопролитные войны, в результате чего **^цадись рахтичные ответвления от изначальной ми- З^юсофсюй модели. На фоне этого шаманский ко- ^ неоднократно изменялся. В него добавлялись новые йыэолы, а старые подчас утрачивали свое былое значение і профанировались. Ритуальная одежда, какой ее встретили тюграфы. уже носила на себе явные отпечатки иных, не аыанских культур. Старые атрибуты терялись и заменялись вовыми. а, часто, - тем, что было под рукой. Например, в ко- люме сибирского шамана начала XX века можно встретить такие предметы, как детали самоваров, утюгов, велосипедов и даже сельскохозяйственных машин.
Необходимо отметить, что описанные здесь части шаман- дого облачения были выбраны из множества костюмов, принадлежащих различным языковым и племенным группам.
п0,л* г«нних Ф°Р“ шамани‘м“ *<Ч
ч#Ра^нЫ е с,олиои Неб» и Земдц
СЙЄІіЛ1 практик «Сиеплсис ^
Основной Мнение движения >..ep,v„,,CCKHx, 4 ц
, її» ^ Zc насчитывают др. таких,н„*Ка, 4
^ о^кг>М о н*»jm' И°' “С"СЦКИ’ ШШ' " 'пч"» Ї4 В '«• ’ сил» О. и 1'шра и уходит мерс-» (\1v, Ч, "“t1Я иеиЧ» ^чокыр» n,’f0,ia- “*»»•>
О» соединяет центры 1Цв>
’<££»* "LS-................................................................................................................................ «У->
,»«ЯІК И» свл о
Ї* *«»'"■ * 2„е»’"'"'■««я* S*"uoe У" ^енлм *Р“ «4W......................................................... «Ч-ч,
£*»*“зда,‘ ««в'Ф»'»'™"1'0 "“Т- 'т**'»
ИЯМ» “„рует связку Столпов I М. и Ъ™.,, „ води фор""» „рактикн энергетические,mo,,, їеднеяяом «“"0Л"“,, Черепахи и 1 Іяукя ЧТО яся* «мот *** См» и Паука. Такое up»™» 4. ГдаВД-»”'"41" £возможность "»W° "~“
^ках Ті^»04*"'""0 иейп,ал'пу’' ”
СГ^«““ де*!,“то«м «Сиепление стал-* ПА. Течиика выполнения ритуал „„„» млиялодразумеввевнал встреч» Солтшня
пЯ который применялся выступает«»
-вескую часть первой главы). гств„„ мої»
практически' элемента. При ч палЫ1ыр>т.
Гсдалізоють опре^л^’^о^^аГ ука^ы‘Ы^2 "^■5^ подуй,ечкам,
вытянуты вперед
паллельно поверх кулака, соприкасаясь друг ьі ле*зТ П',,учшей эффективности от ритуала можно м. Но на 1ІСПОЛьзованием огненного кинжала или ^''(ТЬся ножа с металлической ручкой.
>"* 10Мсение: прямая стойка, ноги на ширине,hx<>0»‘>e цеНы, правый кулак сжимает рукоятку огнен- леч.рУкИ°аУ направленного вниз (см. рис. 51а).
" ГО кин**1 ' Н0ГИ в коленях и резко выпрямите, одновре- н‘ цуть с°гН сь1вая руки по сторонам вверх, делая полный teHH0 Bbl0(1c. Н0С0М и соединяя кисти так, чтобы левая (сво- ^убокий вдаь охватила правый кулак с кинжалом (см. рис. бОДнаЯ* Ла.рн гролируйте движение взглядом и убедитесь, что 5/0)- Пр0К[^.ала находится строго перпендикулярно полу. 0СТрИЄ КИ ыхание? с усилием опустите руки с кинжалом Задер*3® мя смотря на кончик острия и следя, чтобы он ВНИЗ, BCL н вверХ. По мере выполнения движения ноги
был Туть сгибать в коленях (см. рис. 51 в).
нужно у СИЛОВого центра Черепахи, прижмите кулаки
. й части живота и поверните кинжал параллельно КНИ (см рис. 51г). Сделайте медленный выдох через рот. П<ыдо* можно сопровождать горловым звуком. После этого е хватите кинжал в левую руку, одновременно перево- ачивая его в пальцах на 180° и направляя вниз. Переворот представляет собой изменение положения кинжала относительно пальцев рук. Ранее он был в захвате правым кулаком, как при ударе снизу вверх, а теперь - в захвате левым кулаком, как при ударе сверху вниз. Правая ладонь должна накрывать левый кулак. Для выполняющих практику без использования огненного кинжала, руки переставляются аналогичным образом.
Приседая, опустите руки так, чтобы острие почти соприкоснулось с точкой между ногами (см.рис. 51д).
|
р цокыра Паука, остановите кулаки на уровне ііієи и поверните кинжал параллельно полу ^,,ей ч#^). Сделайте медленный выдох ртом, который, "" рис-,.пИ положении у низа живота, можно сопрово-
4к *е,вым звуком.
,fbl<,pJU> с руки и опустите их вниз. Кинжал при этом воз" Р8с1,СПИ1н мранун' руку и захватывается как для удара раіиа‘:ТСЯ (сМ. рис 51з).
.;|ИзУ ввер(;1Ч1Лпов Неба и Земли произведена.
1 с»*зка j сложности всю последовательность движений
' 1“60 '*13
Мировая душа[9] И. Ядне, Ямало-Ненецкий АО
По представлениям северян, все в царстве природы - и. °а> и Камень, и Растения, и Животные - имеют свою V Это своего рода эфирные тела, «запоминающие ^тройства», которые связаны между собой. У одних животных или растений душа общая на всех, у других - индивидуализированная. Древние ненцы считали, что многие животные (медведь, олень, волк, некоторые ПТИЦЫ И рыбы) имели божественную силу и «символику». По этим представлениям малый лебедь и северный олень, например, имеют наивысшую интуицию самосохранения.
Душа природного царства объединяет в себе души одного или нескольких видов животных, соответствующих одному
Ю вихрей стихийно-статического Cl_
вложена реакция на космические зак'гс* страти - мелкие духовна *****
Особый человек, «спустившийся свеп е С'
НЗ плотность своего тела и испаизу****’ " С1С ческую силу, ставшую на земле ма^ч^^О'Г<СЧ
обшей души, индивидуализировал и J^ С
в д>ла озер - то ерв. дула лесов - пыд^^ н^4' S земли - гномов - сихиртя. «Ре.
Согласно философии ша.нано*, Че^
собой отражение громадного мира, я *' ’*** "Pftv raw по отношению к Вселенной и. ч* ^ ^
органита, обладает информацией обо * Часщи^^
Сила, связывающая человека и Веет *°в*^•v,"*4, в виде двух энергетических потоков- нЄННуі°- nr, ^ Неба - тюй (мюй) ныхы, имеющего по ИСХ°Дяозег^'1,% ской радикал, и восходящего потока з^*ИТель«!^%5 ныхы. имеющего отрицательный, женск ^ЛИ ~ *lQC!* ^ нение двух потоков (радикалов) и оораз\етРаДИ1сал- С,44" потенциал человека. В соответствии с э^ 3Hepre^w!#' рили, что в природе есть путь к постоянным Ш-'4айь^ путь к постоянным поражениям. Путь к nor ПОбе:1а*«ft- дам называется мягкостью, а путь к посто 'П°ЯННы-'< Ч ниям называется грубой силой. Оба эти путиТ** Пор^- однако современные люди их не понимают Псгя*п, Согласно философии северян, жизнь - это бесв*»^ череда перемен, проистекающих из взаимодеГк^Т^ ныхы (внутренней силы) и таси ныхы (внешней*!*1X4 борьбы сил света и тьмы, упругости и податливости.^ и холода. Поэтому диаграмма движения силы души шамщ, по Вселенной представляет собой круг, символизирующе
мировой круговорот.
Северные мудрецы говорили: «Движение может осу
ществляться видимым способам и внутренним Iв бооор*
о 0дна семья. И человек в цепам пред- v flte-i0 " э жение громадного мира и является J- 4 *#60» действительно, человек подобен Вселен- >»• ^, аТЬ всей ее мощью, но для этого ему Ильный образ жизни, выпрямить свой путь
"І10 н9'ік°в' представлениям, существуют три воз- VMHo ДРевНИ1ю совершенства: путь шамана, путь муд- дости51* оХОТника-воииа. Только для правильно ника и пЯ'ь верн0 ему следующего доступно слия- vuHat ек,св°и пу д0СТижение внутреннего равновесия, £^%ой rapMt'сТИН’ной жизни. Степень подвижности и ні*есМ’обретенИЄ во многом определяют и работоспособ-
овершенство. Умение прислушиваться к |й'6иН„ физичесКое _ ^„ейшее условие владения здоровым,
сильным «ЯШ.
>““"ф
fJlABA IX
,,Н ХОМУС и ДРУГИЕ
для народов, сохранивших Лу качение муз-к начально она была чисто м *4, і. иеоиениМОпг ЮРціИм совершать различные обрЧ <гвом. иомо^ обшатьСЯ с духами. При эт0м С5 твия- напри^Р’ инструмент, на котором о„ и Ч*.
йь И «У^дно ^лое- Эт0 еДИНеНИе не бы.>
^нива-іись как,чн0м понимании, а представлялоЧ
ч ловеком в прив оСть, связывающую Земл* N еклю маг«че Ценной. Другими словами, 4eno> гими^ ся шаманом. Он путешествовал Верхо * время становищ видел невидиМое, слышал несЛЫЩи *
своем инструм ^ в отдеЛьных случаях ритуал Поз*
И ошуша.1 не без специальнои одежды, но без музЬ|
лялось провод ствие было весьма затрудните^
экстатическое, у КрайНего Севера, когда перечис.
даже нешаМг1авные предметы в мире, называют бубен На. ляют самые жизненно важными вещами, как огонь н
раВН!-«Не будет оленей - не будет пищи; не будеп, огщ. олень «не у ^ т бу6на _уидет душа>к
"Е относится к одним из древнейших музыкальных инструментов культового назначения Его изображен*, ^встретить на енисейских и прибаикальских петроп, фах пратюркского периода, на Кольском полуострове. на древних святилищах Онежского озера и т. д. Первые пне, менные упоминания бубна содержаться в енисеиских рун» и византийских хрониках.
.с, вуется. что ІІсрвьій Ііубсн «рос» ІІМССІС с 0,фах ||()ВіС.,сркалами и другими млі ичсскими предме-
1. 'І, ІІ,,Ц|К1|М^М Древе, после чего Г)|,ІЛ сорна» І Ісбсспмм К^ІІІ, МПР0^, служить людям. Он послужил ПроНПИНОМ ноМ 11 с1‘.,ч остальных бубнов. До сю обретения, и ш- "копиях часто исполыоиалось бревно с вы- <сКИх ■*** „о которому палками наносились удары. ги> сСрс;!трументы сохранились и по ныне, получив на- rt V)HblC бороОсшоа. Существует мнение, что ІІсрвьій V-^оом играл Небесный Шаман, дожил до наших б^н,наК0'ним легендам, он хранится посвященными в ' ей- 1,0 °Л о стране Беловодье, а по другим - в одном из 0рах А;1Т^’ тИбетских Г ималаях, в легендарной Шамбале. монасТЬ|РеИ м бубна с архаичных времен отражает связь с СИГЛГ оой и Мировым Древом, составляющими опреде- Мир°в°и (.па Мира и Космической Оси. Сама же форма его лени* НО (^ является мистерией, повторяющей мифоло- обретеН,1Я|<азания. д.А. Попов в «Материалах позтиоірафии гИческ1"- ведеевских тавгийцев» приводит интереснейший aBaMtKH*lHoro ненецкого шамана, который, заболев оспой, пе- Р**кя в 'рСЛу На остров, омываемый девятью морями. В острова возвышалась священная береза. Вокруг нее иеНТ^ девять трав, а также находились другие «родоначальні» животного мира. На ветвях древа сидели люди разных национальностей. С высоты раздался Голос, повелевающий пришельцу сделать бубен из ветки Древа и научиться шаманскому искусству. Ветка, предназначавшаяся для бубна, имела три отростка. Из них кандидату было предложено сделать три бубна: один для помощи при родах, второй для исцеления страждущих, а третий для потерявшихся в тундре. Далее Г олос сказал, что нужно найти трех женщин и жениться на них. Они будут хранительницами бубнов.
Это экстатическое переживание имеет в своем основании очень древние представления, дошедшие до нас в практиче-
С,И не Hi в,,лс,,ОСЛе»оЛоб
ж(г уже не может сам избирагь св0(о о*
„редопрелелеиие: быть шаманам. 0г,ЛьбУ пЧ
Jmm емерти.()" илст " лес»• oPHeHTu^bJ \Ч м„, ране я признакам, выбИраст ^»ek *. V
Osfuw. символизирующее mo самоеJ/ne„ ° 4.,>Л ЧАС П.'Я рОДСТВСИИИКвМ будущего шамаНа **4’ \\ реенну. И«которой затем изготавливаете Иг>Ри V*
(Нн*л Пубна может иметь круглую и ” °^0д. \\ Г>Ы1Ь СЛСЛЯИ посредством выбора сереш" °йа-'ьцу *
С помошью сгибания вываренной доСк!,Ы Спн*а ^ V
ЛИТЫ бубнов имеют разные наименования 'Ц******.?V
фической литературе они объединялись ' СТаРоЦ \
подразумевающим шаманские бубны воо/Єрк,Нном П\ пинало от тюркского «канта» - шаманит “**'
Вубен является своеобразной моделью ft” сгасом. подвижным храмом и средством Се'1енЩ ^ шип н измененных состояниях ' со:у*<>
выступать как быстроногий олень или „ Он. ^
пли КОНЬ
владельца в иные миры, а может служить ’
1. цейс Я или поднимающейся ПО течению в 10ДК°*’ Щсъ? сю конструкции, как и в ритуальной одежде *4 6 тали имеют значение. Все наделено смыс то содержанием. Обечайка - это Мировое Древ " CaKpa-1‘«Kv стороны: внешнюю, для подъема вверх и вн' ИМе'°““** путешествия вниз, как бы через дупло.’Внешне'""0'01" мужская, а вну тренняя - женская. Натянутая коЛ"0'*’*' зируст покров бубна и, в некоторых случаях 2 плеву. Бубен всегда рассматривается как живое ojZI" репное существо. Чаше всего, кожа тото или иного ж2 поп, дает конкретный образ духа-проводника шаманЛ НПО,да он может и не совпадать с животным, чья шкура* пользовалась в качестве мембраны.
2.
„ичный для Сибири иример заклинатель- *’<^НН°Й К бубНУ’КОТОрЫЙ вы-
С*‘1НЬ
О^ ііший на стыке миров:
»»- г» ГГ
ґи МЫ - -MOM -Vfedeedb/
' «ой о/^'7' ww
Ты товлеиия бубна сводится к тому, что хорошо
Техника и^°жира кожу, сырой, натягивают на подготов- 0чии‘сНН> К’,1 крепление кожи к ободу происходит посред- ченный ооа • кожаных стяжек или специальными
>1 пьібь^* '
сТВ МИ клиньями, которыми протыкают кожу и вго-
деревяН"ЬуСверленные В ободе отверстия. Подсыхая на иЯ1°Т В южа плотно стягивает обечайку, так что при ударе характерный низкий звук.
Q. мосские бубны сааияк и алеутские чаякх делаются
ш^.ры моржа или желудка тюленя. При этом ручка-дер- жате.чь помещается не внутри, а снаружи, как на ракетке для пинг-понга. Для придания бубну более мягкого звучания, его поверхность смачивают непосредственно перед игрой. Чукчи и коряки натягивают на обруч оленью шкур>; в некоторых случаях, даже не выщипанную. Такой бубен носит название ярар и яйай (см. рис. 52). Иногда, звук бубна получается настолько мрачный, особенно при большой влажности воздуха, что инструмент приходится «греть» у ко-
«»лмбад* '
^ г* П»"-4 „,т«\ н И нанаиские.т.>ч 1\
КабврГИ "Л",?ЛСНЯ 0Hh",^S
,ї.«“ ” “Тск"и
“ 7-у»"'"нх ^M>VS
> 111*»•“""■ В“с^''™-Сх "* "1'„,,г» («понГУР») "«““ет Фшури' * С
-)Ж. „ VI столетии нашей,ры ■“•«О
».1 \ 11 I _ -
р"с52(а). Чукотско эскимосский ансамбль («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознанне а». |
На внешнюю, а иногда и на внутреннюю поверхность кожи часто наносят изображения трех уровней Мироздания. Космического Моста в виде радуги, Мирового Древа, предков-шаманов, знаков плодородия, а также зверей, птиц, м рыб. имеющих отношение к владельцу бубна. Рисунок может быть заменен аппликацией, как, например, у народов Нижнего Амура, с сохранением аналогичных сюжетов41.
1. О сакральных знаках см. О. Диксон «Символы сибирского шаманства! (М. 2007).
^ рис. 52(6). чукотско эскимосский ансамбль «Эргыпон» («Рассвет»). Фото из архива ОИП «Мезосознание «° |
В деле дальнейшего изучения «анатомии» бубна следует п0Дробно остановиться на внутреннем перекрестии, py4Ke^T Сдерживания инструмента рукой. Форма ручки име£*™я ное значение, олицетворяя дух бубна. Изображение на ней многие алтае-саянские народы называют va^, то есть обГ долина бубна. Наиболее интересные варианты ручек сох™ „„лисьна алтайских бубнах. Согласно исследованиям вылаю шегося тюрколога Л.П Потапова, они классифицируются на три большие группы: барс (марс), каным и с)єйш (си досі?)
Рукоятка типа имеет деревянную вертикальную оез ную перекладину и часто снабжается металлическим витым горизонтальным прутом, проходящим чуть выше середины Верхний и нижний концы вертикальной перекладины имеют четырехгранные лопастнообразные утолщения с отвер-
Г:^Д,™ лух-*ом™ №.
ГЛГжГ»нДЬІРО,ЄК " "ОТВ0"0Ч™«(«»»>) >
бубна Ї1 Железныи ПРУТ символизирует ребра (лт)
3. орые в измененных состояниях сознания играют
4.
14V,b пг««вы» последнем слУм..
мистическим луком, а сп, много***. *6^
нсски иреЧ«‘«вюк" в *’тРелы Да* Ч," 'V
„ом мире они выглядяI как колоко^,, ес*н „*\Ч шаман но время»ке,ат„ческого Пу*И. Та U.V' ovw.a неенеобходимое: ездовое живо,,,' 'н"н „.ч <4 мошыо привязанных к верхней част„ 6l>’
и «лоїуіики (<*>&»). которая восПрИ11и ^ lN\
(уха-хранителя, имеющего прямое oi?MaeOVV
пнпное оружие, при виде которого все u ',Ue"‘<t > Л|
ступают прочь. "(4,^4
Ч
ч
Рис. 53. Деревянные рукоятки алтае-еа*,
(барс, каным, дезим) и кожаная ручка м». > ' 6>Ч>»
анана,,^чч>^
Второй тип рукояток алтае-саянских бубн > ставляет собой насыщение Дополнительными1*'• *“***'% коятки типа барс. Каным имеет вид антропомо^^^* с двумя большими головами сверху и снил *** ннка-оорги и четырьмя небольшими руками м\Г горизонтальными перекладинами. Верхняя iHa4fHHw» сматривается как мужская, а нижняя - как женскад?£ женне следует понимать как союз Первого Шамана.мГ**
„редка всех шаманов вообще, и момкргт- в частности, с Хозяйкой Мировой Горы. л* *,діа QP іанНом случае, хранительницу Гм*>на Со** имен но от Хозяйки Мировой Горы Небес- 1 Первый Бубен и разогнал cm заумом всех <ых к л киям духов. Длинные разноцветные >11|,,^.’аТХ'',Ь,рик-рсмлясмые к металлическому пругу, как
„рук» Первого Шамана, образуют мисти- іҐ1. IV 6\бна каным, а так же означают сделан
2. ■ о Ф0--------- *
X ■
.. ^\бен предок с подвешенными к ребрам лентами, рис» ^ ~
лний вид рукояток называется дайм. Чалу эти?
2. - ° имеет одну голову, две небольшие руки с проходяще?
проволокой, длинное прямое туловище и две коротки* яти (см рис. 55). Рукоятка дезим может быть выполнена Kaf в мужском, так и в женском стиле, а то и вовсе иметь андро пінную форму. Визуальный анализ этого чалу наводит и: мысль об очень архаичных корнях данного изображения. Балкано-славянская пластика третьего тысячелетия и даже африканская магико-религиозная скульптура Акваба имеют
с алтас-саянским дезнмом много сходных черт (см. рис.56). Приняв во внимание условность формы, его можно сравнить и с древнеегипетским крестом аихом, состоящим из нижней тау-части, символизирующей мужское начало, и верхнего овала, означающего женское начало. Крест олицетворяет зачатие новой жизни, главный принцип человеческой эволю- цнн. Аналогичную смысловую нагрузку подразумевает и балканская аїрарная пластика, и африканские андрогннные образы Акваба. Таким образом, можно сказать, что, изначально, чалу дезим символизировал не духа гор, как пола- га ют исследователи, ссылаясь на заверения самих алтайцев и хакасов, а то же самое, что и чалу типа каным.
Рис. 55. Абаканский мастер С. Марков за работой над бубном: та дезим- Хакасия. Фото из архива ОИП «Мезосозтлис <м>. |
Изображения на ручках бубнов иных народов Сибири, а также Крайнего Севера, отличаются от тюркских меньшей выразительностью образа, что, впрочем, не мешает им выполнять аналогичные функции. Например, нанайские бубны унгчувун вообще не имеют резных чалу. Дом духа- хранителя, эдена, находится в центральном кольце,
четыре ремня (с.м. рис. 53). Возле кольца подвешивают ту или иную фигурку, часто - змею, не относящуюся непосред- ственно к духу бубна, но имеющую функцию посредника. Считается, что дух бубна, при ударе о кожаную поверхность колотушкой, входит через руку шамана в его тело и соеди- няется с ним на время камлания.
Рис.56. Ритуальные изображения различных, не связанных ныне, на^ родов, подтверждающие единство шаманских корней: |
Научными исследованиями о воздействии барабанного боя на сознание человека занималась лаборатория Негера. В ходе многочисленных экспериментов с бубном из оленьей кожи было установлено, что ритмичная пульсация вызывает ряд преобразований в центральной нервной системе и актнвизирует бездействующие в повседневности участки головнога мозга. Длительное сохранение ритма с низкой звуковой амплитудой и частотой от 180 до 220 ударов в минуту приводит к временному смещению восприятия, что влечет за собой изменение сознания. Более высокий звук трещотки, нередко дополняющий звук бубна, замедляет частоту излуче-
.споканваюшим воздеЙСт
^дДаСТ^)Ивает человека к трансу, Ч >
,.м Л0Д0^»0Є значение
2# & 22—■ ”ие*
U tlOfl tee %
<*,<*его РУ-С иМеет своего хранителя,. І"и^І6у6На,2 или на самой ударной Час7%
,е;.ана из дерева или кости и Ч
быть^сде стержень с кожаным „а %
5* <*.**4 >пь».ой лопатки, обломок китОВо%. S* С ниД-* Н^р зом обработанная лана и т.д. „%
К0М.^К1к'іиИМ Ги функцию трещотки. ДЛя %
^аС0Вмс^еюТ ножом или высверли о,
SSStfT^зась,пают мелкие камешк^
^а^ы'^Риа о тюркской группы (тувинцы, алтайцЬ| k
КТ Шамань- наР^в 1 г^аНИе посредством колотушки^'
Z^c0BePZтээрек^ары- Такая колотушка ^ назыв^ся или рога марала. На Удар„уі0
ЇЇЇеє дел, ноги горного козла, а на противополо*н
а^ивают м^ с Н ых колец. Для выяснения причину прибивают Девя^ения 0Твета от духов колотушку подкИдь, пезни и для п0ЛУп..кИ слева на право. Если она падаетуДарНой ваютдвижением РУ н арны) вверх, то это трактуют как