Среди характерных черт личности мусульманки, которой она по праву гордится, является такая черта как преданность Аллаху, только Ему, и никому в такой степени, даже своему мужу или своему отцу, т.е. самым близким для нее. Высшее проявление этого мы видим в поступке духовной матери мусульман Умм Хабиба, да ниспошлет Аллах ей Свое благоволение. Речь идет о Рамле дочери Абу Суфйана, лидера мекканской верхушки, предводителя многобожников в боевых действиях. Она была женой двоюродного брата (по отцовской линии) посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, которого звали Убейдулла ибн Джахш аль-Асади. Он был братом госпожи Зайнаб, духовной матери прароверных. Ее муж Убайдулла принял ислам, и Рамля вместе с ним сделала то же самое. А отец ее Абу Суфйан по-прежнему оставался неверующим. Она вместе с мужем переселилась в Эфиопию, когда было принято такое решение из-за гонений, которым подвергались мусульмане со стороны курайшитов. Ибо попавших в беду мусульман нужно было во что бы то ни стало спасти. Рамля с мужем была в числе первых групп мусульман, сделавших переселение. В Мекке остался ее отец. Конечно же, он был разгневан тем, что дочь приняла ислам и он ничего не смог с ней сделать.
Однако жизнь этой мусульманской женщины, участницы хиджры, терпеливой и стойкой в вере, оказалось не безоблачной. Она перенесла тяжкий удар. Муж Убайдулла отступил от ислама, принял христианство, которое исповедываш эфиопы. Более того, он пытался и ее склонить к вероотступничеству. Но Рамля решительно отвергла это, твердо следовала своей религии, терпеливо переносила выпавшее на ее долю бсмьшое горе. У нее родилась дочь, которую назвала Хабибой, а сана стала называться Умм Хабиба. Она стала сторониться людей Ее чуть не погубили скорбь и тоска, вызванные превратносши судьбы. Она вместе с маленькой дочерью находилась вдали от родины, из которой переселилась по религиозным соображениям. Она одна - без мужа, без отца. Отец ее маленькой дочери - христианин. А дед - многобожник, враг ислама, объявивший жестокую войну против пророка, которого она считает правдивым, истинным и искренним, и против религии, в которую онауверовала. От этих трудностей, горестей и печалей - ее спас не кто-нибудь, а сам благородный посланник, который всегда внимательно следил за переселившимися из Мекки верующими, заботился о них, интересовался их делами и условиями жизни. Он сообщил негусу (правителю Эфиопии), что хочет жениться на Умм Хабибе, дочери Абу Суфйана, одной из женщин, вселившихся в его страну. И стала Умм Хабиба бинт Абу Суфйан духовной матерью мусульман!
Следует одобряемому и избегает осуждаемого
Истинная мусульманка строго соблюдает обязанность правоверной - следовать добру и избегать зла. Этот принцип гласит: «Повеление одобряемого и запрещение осуждаемого». Следуя ему, мусульманка должна побуждать к одобряемому и удержать от порицаемого. Она осознает истинность и правильность пути, указываемого ее вероучением, и всегда произносит сказанное Всевышним:
Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу. Они внушают друг другу одобряемое и удерживают друг друга от порицаемого, совершают молитву, дают очистительную милостыню, повинуются Аллаху и Его посланнику. К ним Аллах будет милостив. Поистине, Аллах силен».
(9; 71)
Это было ниспослано пятнадцать веков тому назад! И сегодня мусульманская женщина является носительницей общественной мысли самого высокого уровня, живет в условиях общественного обустройства самого высокого образца, которое знала женщина на протяжении истории.
Ислам установил и закрепил в полной мере статус и достоинство женщины как личности, ее правоспособность и самостоятельность, уровняв ее с мужчиной в правах во всем, что касается владения собственностью, продажи и купли, вступления в брак. Этого не было ни у какой другой общины. Там женщина принадлежала, как вещь, мужчине, находилась под его опекой и под его началом.
Сказанное Всевышним «Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу...» означает, что женщина поднята до уровня взаимной дружбы, взаимного покровительства и взаимного доверия с мужчиной, совместного равноправного участия в побуждении сделать одобряемое и удерживании от порицаемого, одинаковой ответственности, в порученном им обоим обустройстве земли и в поклонении на ней Всевышнему.
Таким образом, ислам спас женщину от абсолютной зависимости от мужчин. Поднял женщину до нормального уровня человеческого достоинства, до того уровня, который был типичным для мужчины.
Обязав женщину действовать так, чтобы она побуждала к одобряемому и удерживала от порицаемого, ислам возвел ее на пьедестал высокого общественного положения: впервые в истории женщина стала распорядительницей и повелительницей, что было неведомо в немусульманских странах.
Ислам объявил, что мужчина и женщина в одинаковой степени достойны проявлять поклонение перед Аллахом и заслуживать Его милость и благоволение. Об этом говорится много раз в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Благодаря многогранности личности мусульманки наша история богата примерами женщин, поистине возвышенных в своих высказываниях, делах, занимаемых ими позициях, смелых, открыто говорящих правду. Они осознают свою ответственность перед Аллахом, за то, чтобы говорить о правде громко, во всеуслышание, чтобы Аллах ни в чем их не упрекнул.
Можно привести еще один пример, показывающий сильные черты личности мусульманской женщины, ее зрелость, свободу в высказывании критики, выражении своего мнения. Женщина слушала повелителя верующих Омара ибн аль-Хаттаба, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Он говорил о недопущении чрезмерности махра (подарок невесте) и призывал ограничить определенной суммой. Эта женщина громко возразила: «Это не твое дело, о Омар!» Халиф спросил: «Почему?» Она ответила: «А потому, что Всевышний сказал:
«Если вы захотите заменить одну супругу другой и первой из них дали несметное имущество, то не берите его обратно. Неужели возьмете его к своему посрамлению, делая очевидное беззаконие?»
(4; 20).
И Омар, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение, сказал: «Она права».
Повелитель мусульман Омар ибн аль-Хаттаб выслушал эту женщину? Он признал, что она права, а он не прав. Можем смело сказать, она зафиксировала первый прецедент в истории -критику главы государства. Заметьте при том, какого главу и какого государства! Ведь речь идет о праведном халифе правоверных. Это был один из самых крупных правителей своего времени, человек сильный, весьма важный и почитаемый, сокрушивший персов и византийцев. Эта женщина не осмелилась бы возражать и критиковать, если бы не имела такой уровень сознания и познаний в вопросах вероучения, которое гарантировало ей право на высказывание своего мнения, на побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого.
Постоянно читает Коран
Для того, чтобы достичь такого высокого уровня праведности и зрелости, необходимо постоянно впитывать в себя мудрое руководство Книги Аллаха. Она возвращается к этим мудрым страницам, испытывая в этом органическую потребность. Она воспринимает ясные, красноречивые айаты, читая их внимательно, обдумывая, пропуская содержимое через свой разум. Она всем сердцем воспринимает чистоту его.
Мусульманка хорошо знает, как высоко ценит Аллах тех, кто читает Коран, как это показал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, во многих своих хадисах. Поэтому она читает его всякий раз, когда представится удобный случай.
Благородный посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Правоверный, читающий Коран, подобен тому фрукту, у которого и запах, и вкус приятны.
Верующий, не читающий Коран, подобен финику - вкус приятный, а запаха нет. Лицемер, читающий Коран, подобен базилику - запах приятный, а вкус горький. Лицемер, не читающий Коран, подобен колоквинту - запаха никакого и вкус горький».
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: «Читайте Коран. Он станет для читающих его ходатаем и заступником в день воскрешения».
Он сказал также: «Тому кто правильно читает Коран - тот - с ангелами-писцами, милостивыми и праведными, восседающими на плечах и записывающими деяния людские, а тот, кто читает Коран преодолевая трудности (по неграмотности), тому двойная награда (за старание)».
Зная эти высказывания, разве сможет благочестивая мусульманка не приступить к чтению Корана незамедлительно, как бы она не была занята и как бы не была велика ноша забот о детях, о муже и о доме?
Разве не поспешит читать его и почувствовать себя в его божественной, благоуханной атмосфере, разве сможет лишить себя того благоденствия и огромного вознаграждения, которые подготовил Аллах для читательниц Корана?
Такой предстанет мусульманская женщина в том, что касается ее отношения к своему Господу. Она глубоко и искренне уверовала в Аллаха, в предопределение, искренне поклоняется и проявляет абсолютное повиновение Его повелениям, избегает запрещенного Им, сознательно делает на практике то, что требуется для служения Аллаху, неустанно работает над тем, что способствует торжеству Его вероучения.
Чувство гордости за то, что она мусульманка, проистекает из глубокой и чистой веры в Аллаха, верного восприятия слов Всевышнего:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51;56)