Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема отграничения истины от заблуждения




При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики. В практике человек должен доказать истин­ность своего мышле­ния, именно практика отделяет иллюзию от действительност.

В общественных и естественных науках критерием истины высту­пают определенные виды практики. В сфере философии тоже имеет место практика, но как вся совокупность исторической практики людей, включая и повседневную, и производственную, и социально-полити­ческую практику.

Помимо практики в научном познании существуют и другие кри­терии истины. Их ценность очевидна там, где практика пока не в состоянии определить истину и заблуждение (а подобные случаи встре­чаются довольно часто, их число возрастает с развитием науки). Среди них выделяется логический критерий. Его существо — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки и заблуждения.

Большое место в теоретическом естествознании, но главным обра­зом в общественных науках и в философии занимает аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоэзренческим, общеметодоло­гическим, социально-политическим, нравственно-эстетическим и эс­тетическим принципам. В политической жизни и в общественных (да и не только обще­ственных) науках часто складывается обстановка, когда от субъекта требуется немедленная реакция, а он не имеет "показаний практики"; он должен оценивать, не дожидаясь получения и обработки максималь­но полной информации. Иногда такую информацию вообще невозмож­но получить. Субъект производит быструю оценку, не столько полагаясь на непосредственную конкретную информацию, идущую от практики, сколько на логику (т.е. на логический критерий) и на свой опыт ценностного, эмоционального и общемировоззренческого отношения К подобным ситуациям. В этих случаях чрезвычайно важно руководст­воваться не просто интуицией (она тоже помогает в решении вопроса),, но какими-то рациональными принципами, вбирающими в себя исто­рический опыт жизнедеятельности субъекта. Весьма значительна, на­пример, роль эстетического критерия (чувства гармонии, совершенства и красоты) при создании или выборе физических теорий. Эстетически высшее нередко оказывалось впоследствии и более достоверным, истинным. Аналогично в естествознании обстояло дело и со следованием принципам материализма и диалектики. Практика лежит и в основе логического, и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — будь то формаль­но-логическая проверка, соотнесение со всеобщей философской мето­дологией, общезначимость (интерсубъективность), интуитивное чувство и т. п., — все они в конечном итоге через ряд посредствующих звеньев оказываются связанными с практикой. В этом отношении можно утверждать, что практика — главный критерий истины.

Практика является диалектическим критерием — как в том смысле, что она взаимосвязана с другими критериями, так и в том, что она выступает и абсолютным, и относительным (определенным и неопределенным) критерием. практика как критерий истины находится в развитии. И, может быть, не только и не столько данный уровень развития экспе­римента, производства и науки, сколько поступательное их движение, непрерывный процесс совершенствования практики доказывают ис­тинность тех или иных положений и теорий в науке. На этом пути, например, и была доказана в конце XIX в. истинность положения "атомы делимы" и ложность противоположного суждения. Таким же образом в 30-х годах гипотеза Паули—Ферми о нейтрино, затем ряд опытов, ее подтверждающих, вновь доказали истинность и всеобщий характер закона сохранения энергии.

Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития. Практика, взятая в процессе развития, доказывает объективную (а соответственно и абсолютную) истинность положений науки.

Практика.

Важнейшими чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Т.о. практика — это целенаправленная предметно-чувственная де­ятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Имеются следующие формы практики:

-общественно-производствен­ная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовле­ние продуктов потребления и средств производства),

- социально-политическая (создание государств, классовая борьба, фор­мирование партий, преобразование социальных структур, органов управления, революционные движения, забастовки, войны, акции по ликвидации атомного и химического оружия и т.п.);

научно-экспери­ментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследо­вания (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента);

врачебная, или медицинская (хирургическая, терапевтическая, стоматологическая и т.п.);

семейно-бытовая, повседневная, хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи и т.д.).

Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, связанная с "преобразованием" предметов; асоциальная практика убийц; спортивная практика, ведущая к физи­ческим изменениям людей и т.п.).

Художественную деятельность, на наш взгляд, нельзя безоговорочно относить к практике или к не-практической деятельности. Она нужда­ется в дифференциации по видам искусства и выделении видов с явно выраженной предметностью. В скульптуре, например, произведения имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Сама по себе предметность здесь не решает вопроса: необходима оценка цели, назначения деятельности. В аспекте главной функции искусства — эмоционально-эстетического воздействия на ду­ховный мир людей — такая деятельность является духовной, а в аспекте технической реализации, приемов создания скульптур, свойств исполь­зуемых материалов та же деятельность будет практической деятельно­стью.

По своему содержанию и назначению практика бывает стандартизированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократ­ным воспроизведением одного и того же результата, без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации.

В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на виды (отмечаем только некоторые из них):

индивидуальная,

микро­групповая,

социального слоя,

класса, нации (народности),

государства,

общества.

Любая практика имеет общественный, социальный характер. В практике человек действует, конечно, как природная сила. Но эта сила наделена кроме всего прочего еще и общественной силой, вопло­щаемой прежде всего в духовном, идеальном компоненте практики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на определенные нормы и ценности общества, группы. Сам субъект — результат обще­ственных отношений, их концентрированное выражение; сознание и мышление индивида невозможны без коммуникаций с другими людь­ми. Объем и результат практической деятельности — тоже обществен­ные.

Практика выступает как общественный процесс изменения, преоб­разования материального мира в мир социальной предметности, куль­туры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человеческой цивилизации. Если исключить деструктивный, вандалистский тип практики, то последняя выступит в качестве антиэнтропийного про­цесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры.

В практике изменяется не только природа (или социальные струк­туры); изменяется сам субъект, в частности индивид. Практика воздей­ствует на его органы чувств, на его сознание, мышление, идеи. Происходит взаимоотражение, ведущее к взаимообогащению и инди­вида, и общества, и природы. Такое взаимообогащение осуществимо благодаря идеальному моменту практики, имеющему в своей основе объективные закономерности.

В структуре практики имеются не только субъективные и объектив­ные стороны, но и такие процессы, как распредмечивание и опредме­чивание. Благодаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного. По определениям, имеющимся в "Философским энцик­лопедическом словаре", существо этих процессов в следующем. Опред­мечивание ~ это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, "логика предмета" становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир-Распредмечивание является предпосылкой одного цикла практики, одного цикла опредмечивания; завершаемый цикл практики в ее по­исковой форме содержит в себе основу для достижения нового уровня распредмечивания. Опредмечивание служит ведущим процессом, не­посредственно обеспечивающим преобразование материальной систе­мы.

В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая прак­тика складывается из следующих элементов:

- субъект практики,

- объект практики,

- цель (идеальная модель),

- средства,

- предметная деятельность субъекта,

- результат этой деятельности.

Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в "чистом" виде затруднено. Они образуют целостную систему.

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, а познание — практическую. Слово "сторона" оттеняет несводимость познания к практике, а практики к познанию. Их особая природа выражается и в своеобразии функций.

Рассмотрим их гносеологические функции по отношению друг к другу. Практика выполняет следующие функции:

а) базисная функция – основа познания (дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением)

б) детерминирующая функция - движущая сила (детерминирует переход от чувственного освоения объектов к их рациональному познанию, от эмпирического познания к теоретическому, от дискурсивного к интуитивному, от одних методов исследования к другим, от одного стиля мышления к другому)

в) критериальная функция - критерий истины (на ее основе формируются разного рода заблуждения, но на ее же основе они и преодолеваются)

г) целевая функция - практика — цель познания в конечном счете.

Познание, в свою очередь, имеет несколько функций по отношению к практике.

- Информационно-отражательная функция является у познания, ко­нечно, ведущей. В отличие от базисной функции практики, состоящей в предоставлении исходных данных для последующей их обработки мышлением, здесь имеет место сама переработка, т. е. производство понятий, гипотез, теорий, методов. Если практика выступает средством для познавательной деятельности, то познание, в свою очередь, есть средство практической деятельности.

- Существо регулятивной функции состоит в регулировании практи­ки, в обеспечении управления практикой, практическими действиями.

- Одной из подфункций регулятивной функции выступает корриги­рующая (по отношению к практике) функция - корректи­ровка средств, методик их проведения, широко распространена.

- Теория способна предвидеть ход практической деятельности {в этом состоит ее прогностическая функция), выдвигать научно обоснованные цели перед практикой.

Если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1696 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.