Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание и бессознательное




Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь боль­шинством ученных. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состоя­ния, явления сомнабулизма, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. См Фрейд


Важным свойством сознания является его идеальность. Идеальное - главный признак сознания, обусловленный природой человека. Идеальное – это образ, то, чего не существует. К идеальному относятся и моральные, правовые, эстетические нормы. Идеальное, т.о. – аспект культуры, ее свойство. С другой стороны, идеальное не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью нашего индивидуального сознания.

Идеальное это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т. п.), которые подлежат реализации в деятельности человека. Идеальное делится на несколько видов: общественное и индивидуальное, теоретическое и практическое, когнитивное (идеалы теории, гипотезы) и аксиологическое (идеалы добра, красоты, справедливости), конкретное и абстрактное, реальное и формальное. Идеальное двуполюсно: опирается на материальное (в этом отношении оно вторично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично). Будучи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для конструирования на базе реальных возможностей новых гносеологических образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе в его предметно-практической деятельно­сти. Идеальное т.о. вторично по отношению к материальным пред­метам (как в своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к опредмеченному (или объективированному духовному) результату.

Понятие истины.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п.

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Ис­тина — это соответствие знаний действительности"(Платон); "Истина — это опытная подтверждаемость"; "Истина — это свойство самосогласован- 1 кости знаний"; "Истина — это полезность знания, его эффективность"; "Истина — это соглашение".

Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому большинство философов, включает в себя следующие моменты.

Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объ­ективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в "действи­тельность" входит также и субъективная действительность, познается отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с прак­тикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводя­щее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна,— это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, объективная истина внеклассова и надысторична.

Атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна;
материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы.
Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности.
хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при
критике метафизического положения XVII—XVIII вв. о неделимости
атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики, пусть примитивно­му, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о неделимости атомов были в то время абсолютизированы.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Утверждение "вода кипит при 100 градусах Цельсия" пра­вильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия.

Объективная истина имеет 3 аспекта: бытийственный, аксиологи­ческий и праксеологический.

Бытийственны й аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного (в последнем случае — когда объектом познания индивида становится духовный мир другого чело­века, установленные теории, система догматов и пр.). Само же это бытие является данным субъекту как объект, т. е. как объективная реальность, и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта позна-Сама истина обретает собственное бытие.

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека. Само понятие "истина" в русском языке неотрывно от понятия правда". Вл. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка", замечает: правда — это истина на деле, истина во благе, честность,. подкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по Истине.

Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины для практики входит в аксиологиче­ский ее аспект, однако, есть смысл в том, чтобы выделять его в качестве относительно самостоятельного.

Среди них ведущим-, ч основным является бытийственный аспект. Хотя определений понятий "истина" имеется множество (и они имеют право на существование), все же исходным является то, которое непосредственно касается его бытийственной сути; оно приведено в начале данного раздела. истина есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту.

Формы истины.

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по харак­теру познаваемого объекта:

по видам предметной реаль­ности,

Вся окружающая человека реальность в первом приближении ока­зывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения и информация о них воплощается в истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мега- миров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она дифференцируется затем на предметно-физическую, предметно-биологическую и др. виды истины).

Понятие "дух", соотносимое в ракурсе основного вопроса мировоз­зрения с понятием "природа" или "мир", распадается в свою очередь на экзистенциальную реальность и реальность когнитивную (в смысле: рационалистически-познавательную). Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы Добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т. п., а также духовный мир индивидов. Вполне естественен вопрос о том, истинно или не истинно мое представление о добре (как оно сложилось в каком-то сообществе), понимание духовного мира такого-то человека. Если на этом пути мы достигаем истинностного представления, то Можно полагать, что мы имеем дело с экзистенциальной истиной..

Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов, или, к примеру, о правильности нашего понимания теории относительности или современной теории эволюции; это ведет к признанию существования концептуальной истины.

Аналогично положение с представлениями того или иного субъектам методах, средствах познания, например, с представлениями о систем ном подходе, о методе моделирования и т.п. Это еще одна форма истины — операциональная.

Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины: научная, обыденная (повседневная) нравственная и пр.

Приведем следующий пример, иллюстрирующий различие обыден­ной истины и истины научной. Предложение "Снег бел" может квалифици­роваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы прежде всего уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного познания "Снег бел" будет предложение "Белизна снега — это эффект воздействия некогерентного, света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы". Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий — физической теории света и биофизической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними. Практически-обыденное знание получает обоснование из повсед­невного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.).

По степени полноты освоения объекта: существует две формы истины: отно­сительная и абсолютная.

Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на опреде­ленной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объек­тов. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в
процессе дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире
и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.

Когда дается строгое философское определение понятиям "движе­те", "скачок" и т. п., такое знание тоже может считаться абсолютной истиной. Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к форми­рованию соответствующих представлений вистории естествознания и в истории философии.

В применении к достаточно развитому научному теоретическому знанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная же истина — это неполное знание о том же самом предмете. Пример такого рода относительных истин — теория классической механики и теория относительности, атомистическая концепция Демокрита. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких замечаний, т. е. истинной в некотором абсолютном смысле. С возникновением теории относительности выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Абсолютная истина складывается из относительных. Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.