Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовая культура и Конституция Республики Башкортостан




И.А.Кузнецов,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин У ЮМ МВД РФ

Реформа правовой системы в России, имеющая своей целью соз­дание правового государства, дебюрократизацию политической жизни и расширение демократии, развитие самоуправления народа, поставила перед наукой важные теоретические проблемы. Одна из таких проблем, требующая научного анализа, на наш взгляд, - политико-правовая куль­тура личности.

С нашей точки зрения, интерес к данной проблематике вызывается прежде всего тем обстоятельством, что политико-правовая культура не­изменно связана с общественно-политической активностью, Рост поли­тической активности в последние годы, создание большого числа поли­тических партий, движений, развитие политического плюрализма и са­моуправленческих начал в обществе демонстрируют разрыв между по­требностью граждан управлять делами в различных сферах обществен­ной и государственной жизни и относительно невысоким уровнем их по­литико-правовой культуры, отсутствием необходимых знаний и навыков. Наряду с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о фор­мировании адекватной обновляющемуся обществу правовой культуры и об овладении ею в процессе общественно-политической практики.

В политико-правовой культуре, уходящей своими корнями в про­шлое, доминировали: ориентации на конформизм, преклонение перед ав­торитарностью решений командно-бюрократических структур власти и управления, пассивное выжидательное поведение, иждивенческие отно­шения к государству. Вот почему «традиционная» политико-правовая культура становится препятствием в развитии самостоятельной, инициа­тивной и творческой социально-правовой деятельности людей, воспро­изводит стереотипы сознания, поведения и «отчужденной» от политики

личности.

Анализ экономических, социальных, политических, правовых и ду­ховных процессов, которые сегодня развиваются в нашем обществе, по­казывает, что меняются темпы, формы и методы общественного разви­тия, меняется само представление о характере и критериях прогресса.


Новые исторические реальности приводят, с одной стороны, к становле­нию качественно нового типа общественных отношений, с другой, - глу­боким изменениям в политико-правовой и ценностной ориентации соци­альных субъектов.

Актуальность исследований политико-правовой культуры опре­деляется не только реформированием правовой системы, но и вре­менным фактором. Современная политическая и правовая культура как культура демократических общественных связей и отношений находится в стадии становления. Интерес к изучению формирования и функциони­рования политико-правовой культуры личности, по нашему мнению, вы­зывается и тем, что она выступает, с одной стороны, как характеристика обновления общества, с другой, - как критерий меры социальной зрело­сти человека.

Необходимость анализа, осмысления состояния политико-правовой культуры личности и социальных групп вызвана еще и тем, что, во-первых, политическая и правовая культура как системы есть отражение и преломление в культурном фонде обшества качественных преобразова­ний политической надстройки в совокупности трех взаимосвязанных сторон; политико-правового сознания, правовых отношений и правовой системы общества; во-вторых, политико-правовая культура есть процесс и результат развития особой формы социальной активности людей - по­литико-правовой деятельности, в которой реализуется «духовно-практический способ» (К.Маркс) освоения окружающей действительно­сти; и, наконец, политико-правовая культура есть ценностное отношение людей к праву, определяющее единство их правовых ориентации, уста­новок и форм социально-правового поведения и деятельности.

Будущее нашей страны, ее успехи зависят не только от способности общества претворять в жизнь задуманные планы, динамично двигаться по пути социального и культурного прогресса, но и от духовного, интел­лектуального настроя народа. Ренессанс общества требует целеустрем­ленности и действия, серьезного критического анализа прошлого, реали­стически трезвой оценки нынешней и будущей культурной ситуации.

При всей неоднозначности понятия культуры в нашей литературе социологические и философские исследования, имеющие отношение к культуре, позволили определить основные направления развития всего социального организма политико-правовой культуры.

Политико-правовая культура " это, по существу, специфический срез творческо-практической и теоретической деятельности людей и че­ловека.


В литературе, посвященной анализу правовой культуры, обос­нованно указывается на три взаимосвязанных, но относительно са­мостоятельных явления:

- правовую культуру общества;

- правовую культуру определенной социальной группы (которая выделяется своими особенными характеристиками: возрастными, реги­ональными, профессиональными и т.д.);

- правовую культуру личности.

Одним из основных элементов проявления политико-правовой культуры является реализация конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это стандарты желаемого и должного поведения. Статья 1 Конституции Республики Башкортостан закрепляет высшую юридическую силу конституционных норм: «Респуб­лика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, са­мостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории».

В Конституции Республики Башкортостан права и свободы чело­века можно условно разделить на три большие взаимосвязанные между собой группы;

1)личные права и свободы; 2)политические; 3)экономические, культурные и социальные права и свободы.

Таким образом, политико-правовая культура - это, во-первых, пра­вовые знания, убеждения, принципы; во-вторых, - это способ дея­тельности людей, непосредственно работающих в правовом институте государства; в-третьих, " реализация конституционно-правовых норм в процессе жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что политико-правовая культура отражает уровень развития общества в типах, формах, способах правовой • деятельности, связанной с правоисполнительной деятельно­стью, направленной на совершенствование правовой системы. Главным в определении понятия «политико-правовая культура» является способ правовой деятельности. Однако мы не отождествляем политико- правовую культуру как со сферой права, так и со сферой культуры, по­тому что она- лишь элемент политико-правовых отношений, показатель реализации сущностных сил личности в сфере жизнедеятельности, мера овладения политико-правовой реальностью.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2323 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.