Э.Ф.Шаретдинов,
член Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Экологические права человека являются новым словом в конституционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экологических кризисов и катастроф.
Изучение этой проблемы показывает, что в последние годы экологические права, право на благоприятную окружающую среду стали непременным атрибутом едва ли не всех новейших Конституций. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 49 Конституции Республики Башкортостан).
К современным проблемам законотворческой деятельности в республике следует отнести создание собственного законодательства об ох-.| ране окружающей среды как составной части самостоятельной системьи республиканского законодательства. В настоящее время законодательство! об охране окружающей среды Республики Башкортостан включает в себя 1 десятки законов и иных нормативных правовых актов. И все-таки говорить о наличии сложившейся и устоявшейся системы законодательства, обеспечивающей право граждан на благоприятную окружающую среду, ещё рано.
Республиканское природоохранное законодательство основывается, естественно, на положениях Конституции Республики Башкортостан, которая утверждает, что «граждане Республики Башкортостан имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Следуя давним «традициям», обязанность государства обеспечить это право законодатель в Конституции Республики Башкортостан не предусмотрел. Кстати сказать, соответствующее упоминание об этом не предусмотрено и в Конституции Российской Федерации. Не связан ли с этим тот факт, что принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочих причин стоит выделить такой момент, когда проводимая
экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления, который можно было бы назвать «экологическим», не способствовала развитию у индивида экологической этики.
Долгое'время главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экономическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельности предприятий были разделены. Причем последняя, как правило, носила компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования, В результате всего этого атропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающую самовосстановительные силы природы.
Сегодня становится более чем ясно, что необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еще в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. Факты на каждом шагу напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри ее, а наше отличие от других существ - в способности познавать ее законы и правильно их применять.
В дискуссиях о возможном выборе стратегии в области охраны окружающей среды на данный момент отчетливо выявились три различных подхода. Первый исходит из того, что жесткие меры экологического контроля необходимо проводить немедленно, не взирая на затраты и возможные экономические последствия.
Согласно второму подходу ситуация в сфере охраны окружающей среды не оценивается как критическая, «поэтому жесткие меры не только не нужны, но и вредны, так как будут сдерживать экономический роста. Этот подход обычно критикуется за то, что краткосрочные экономические выгоды заслоняют собой перспективу получить в наследство многие экономические выгоды.
Третий подход направлен на активизацию мер по охране окружающей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основе введения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических последствий производства и потребления. Надо отметить, что в настоящее время стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов «не загрязнять» как у производителей, так и у потребителей. Поэтому более широкое использование налогов (на органическое топливо, определенные виды загрязнений продуктов) и других экономических мер позволит сориентировать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды. Взаимосвязь экономических и экологических проблем диктует необходимость использования как преимуществ рыночного механизма, так и мер государственного регулирования для обеспечения экологически сбалансированного развития экономики.
Конституция Республики Башкортостан в числе приоритетных направлений развития системы республиканского законодательства определила законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных, связанных с ними отношений, а также законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды.
Таким образом в Основном Законе Республики Башкортостан отражена растущая потребность интегрировать экологические цели в механизм хозяйствования.
Дальнейшего развития в законодательстве требуют новые конституционные нормы, обеспечивающие на деле права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу и требовать прекращения экологически вредной деятельности, В этих условиях обязанность государства по обеспечению этих прав граждан должна стать важнейшей, а ряд норм Конституции Республики Башкортостан - прямого действия.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ