Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.
Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 10-м но́щи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января)1. Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампа́ны.
Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»2 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.
На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иорда́не креща́ющуся Тебе, Господи…».
По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Яви́лся еси днесь вселе́нней…».
По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.
На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, испо́лнити хотя́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Мо́ре ви́де и побеже́, Иорда́н возврати́ся вспять»; стих: «Что ти есть, мо́ре, яко побе́гло еси, и тебе́, Иорда́не, яко возврати́лся еси вспять?». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – праздника, глас 2-й: «Вся́ческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Сло́во яви́ся…».
Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины́ откры́л есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Ше́ствует морску́ю…», по дважды, тропари на 6).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).
По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 5-й (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)
1-й лик поет припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу»3, и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язы́к…».
2-й лик – то же.
1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».
2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».
1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Оте́ческаго гла́са…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся!..».
2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, Еди́наго от Тро́ицы…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся!..».
1-й лик припев: «Проро́че, прииди́ ко Мне…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».
2-й лик припев: «Проро́че, оста́ви ны́не…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».
1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Влады́ка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума́…».
2-й лик – то же.
1-й лик припев: «Днесь Иоанн креща́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».
2-й лик – тот же припев и тропарь.
1-й лик припев: «Днесь Владыка вода́ми погреба́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».
2-й лик припев: «Днесь Владыка свы́ше свиде́тельствуется…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прии́де освяти́ти…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение прие́млет…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».
Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума…».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Вода́ми Иорда́нскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах – тропарь и кондак праздника.
Литургия свт. Василия Великого.
Примечание. «В се ́ й де ́ нь Литурги ́ я быва ́ ет пора ́ ну, труда ́ ра ́ ди бде ́ ннаго» (Типикон, 6 января).
На Литургии праздничные антифоны.
Входное (вхо́дный стих): «Благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне, благослови́хом вы из до́му Госпо́дня: Бог Госпо́дь и яви́ся нам».
Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про ́ сти», как и перед пением «Прииди ́ те, поклони ́ мся...» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»; «В четверток 6-я седмицы... Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...») 4.
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.
Задостойник – припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоуме́ет всяк язык…» (так до отдания).
По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в на́вечерие).
Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспои ́ м, ве ́ рнии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Бу ́ ди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст.
Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени).
По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапе ́ зе быва ́ ет утеше ́ ние бра ́ тии ве ́ лие. Яди ́ м ры ́ бу, и сыр, и я ́ ица, и пие ́ м вино ́; мирсти ́ и же мя ́ со, а ́ ще бу ́ дет и в сре ́ ду, или ́ пято ́ к» (Типикон, 6 января).