Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гуманизм в Германии и Нидерландах




Национальное своеобразие западноевропейского Возрождения

Италия

Литература Кватроченто (конец XIV-XV вв,) и Чинквеченто (XVI в.)

I-й этап: развитие гуманистического движения, занятия древностью при преобладании политической и морально-педагогической проблематики. На первом этапе Кватроченто отличается академизмом, ученым латинофильством (даже Данте кажется гуманистам невежественным рядом с Вергилием и Горацием). Центр – Флоренция. Здесь живут гуманисты Марсильи, Салютати. Связь гуманистов с правителями (Салютати - канцлер Флоренции, этот пост будут занимать Бруни, Манетти, Браччолини). Здесь создана первая в Европе публичная библиотека – на деньги купца Н. Николи – библиофил, коллекционер. Продолжается развитие концепции человека как существа внутренне свободного, духовно и физически совершенного. Салютати: человек - между животными и ангелами, способен достичь совершенства. Джаноццо Манетти создает трактат «О достоинстве и великолепии человека», Пико делла Мирандола пишет «Речь о достоинстве человека». Формируется ренессансная теория образования (обучения), в центре которой – «homo universalis». Леонардо Бруни, автор «Истории Флоренции» (гуманистическая историография) трактует идеал свободного человека и свободного государства. Лоренцо Валла принадлежит философское обоснование антиаскетизма (неоэпикуреизм), жизнерадостного свободомыслия; он же обличает политиканствующих церковников. Поджо Браччолини завершает свои «Фацеции» - краткие остроумные рассказы на латыни. Открытое прославление эротики - в сборнике эпиграмм Антонио Беккаделли «Гермафродит».

Распространение гуманизма – Тоскана, Верона, Венеция, Феррара, Мантуя.

 

Новый толчок гуманизму дает падение Константинополя (Византия), захваченного турками (1453). Италию наводняют бежавшие оттуда ученые греки. Распространение книгопечатания. Крупный деятель XV ст. – Лоренцо Медичи Великолепный (1448-1492), правитель Флоренции. (Знаменитое семейство, банкиры многих правящих домов Европы). Его дед, Козимо Медичи, основал «Платоновскую академию». (Платонизм, эпикуреизм, стоицизм распространены в среде гуманистов). Лоренцо Медичи вновь соединяет ученый гуманизм и народную культуру. Его культурная политика – связь с народными увеселениями, с городским фольклором. Медичи – сам поэт, использует октаву – стихотворный размер кантасториев, народных эпических сказителей. Его придворный литератор поэт Анджело Полициано, воспитатель сына Медичи – Джованни, будущего папы Льва Х. При его дворе жили в разное время художники Боттичелли, да Винчи, Микеланджело, философ Пико делла Мирандола. Демократический характер носило творчество Луиджи Пульчи – трактовка рыцарской темы в народно-карнавальном варианте. Его поэма «Великан Морганте» - переработка рыцарских поэм каролингского цикла, т.е. поэм о дворе Карла Великого. Мощный буффонный элемент, несущественность собственно рыцарской фабулы.

В Ферраре ренессансно-рыцарская поэма получает свое дальнейшее развитие и расцвет: граф Маттео Боярдо разрабатывал не героические, но куртуазные идеалы рыцарского эпоса – знаменита его поэма «Влюбленный Роланд» (история любви Роланда к странствующей китайской принцессе Анжелике). Лодовико Ариосто пишет собственную поэму на этот сюжет про безумие влюбленного героя – «Неистовый Роланд» (эта традиция приведет затем к Вольтеру, Байрону и даже Пушкину с его «Русланом и Людмилой»).

В Ферраре – первые постановки древнеримских комедий Плавта и Теренция на итальянском языке.

 

Рубеж XV-XVI вв. – затяжной политический и отчасти экономический кризис в Италии. Открытие Америки привело к перемещению торговых путей, и Италия окажется в стороне от них. Негативное значение имеет политическая децентрализация – в то время как Англия, Франция, Испания становятся централизованными государствами, Италия – раздроблена. Николо Макиавелли – поиск путей для создания в Италии единого государства. Музой Макиавелли была политика (он на службе у флорентийского правительства). В его трактате «Государь» - проблема личности, творящей историю. Макиавелли обособил политику от морали, противоречия между ними непримиримы и трагичны. («Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому Князю… необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться этим, смотря по необходимости»). А.Ф.Лосев: «Макиавеллизм для самого Макиавелли был только разновидностью трагизма, в котором цели и средства оказывались в мучительном противоречии».

Макиавелли пытается создать антифеодальную программу, дабы освободить Италию от «ига варваров» (феодалы и церковники). Автор трактатов и комедий (т.ч. «Мандрагора»).

Итальянские войны первой пол. XVI в. – Франция, Испания, Германия воюют на землях Италии. Активизируются феодальные и клерикальные силы. Еще в годы правления Лоренцо Великолепного стал знаменит своими выступлениями неподкупный и фанатичный монах-доминиканец Савонарола, призывавший к «сожжению сует» во имя аскетической идеи. 1534 – появление ордена иезуитов (основатель – испанский монах Игнатий Лойола), укрепивших инквизицию. В 1557 – первый «Индекс запрещенных книг» («Index librorum prohibitorum»). 1598 – пожизненное тюремное заключение для философа-утописта Томазо Кампанеллы (утопический роман-сатира «Город Солнца», 1602 г.) 1600 – сожжение Джордано Бруно, он не только ученый-астроном, но и писатель. Отречение Галилео Галилея. Трагическая судьба поэта кризисных времен – судьба Торквато Тассо, интеллигента заката Ренессанса, истерзанного религиозными сомнениями, отвергнутого двором. Тассо стремится совместить рыцарскую тематику (рыцарский роман) и классическую античную эпопею. Замысел всей его жизни – поэма «Освобожденный Иерусалим». Как в жизни Тассо преследовал разлад между ренессансными и аскетическими настроениями, так и в поэме, христианской по замыслу, звучат чувственные, языческие элементы. Здесь нет иронической тональности ренессансно-рыцарской поэмы Ариосто, скорее влияние «Илиады», «Энеиды». Рыцари не только воюют за взятие Иерусалима, но и влюбляются – торжествует любовь, а не идеология фанатизма и нетерпимости (Танкред и сарацинка Арминия, Ринальдо и волшебница Армида).

Итальянская проза XVI века – новеллистика (Матео Банделло), ей многим обязан Шекспир.

Драматургия в Италии – ученая литературная комедия (соmmedia eruditа – Ариосто, Макиавелли, Аретино) и народная импровизационная комедия масок - commedia dell’arte (Панталоне – глупый старик, Доктор – ученый педант, слуги – Дзанни, Бригелла, Арлекин; служанка Коломбина).

 

Гуманизм в Германии и Нидерландах

В Средние века и в эпоху Реформации эти земли назывались Священная Римская империя германской нации. Земли были раздроблены, не все участвовали в мировом торговом обмене. Политическая децентрализация. Городское население Германии – бюргеры, их отличала известная узость мышления, провинциализм, сословная замкнутость. Немецкий гуманизм, в отличие от итальянского, не создал большой национальной литературы, имел ученый, кабинетный характер, без подлинной опоры на национальную жизнь. При всем том вклад немцев в политическое и общественное развитие эпохи очень значителен. Здесь в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом изобретено книгопечатание. Антиклерикальные настроения – важная составляющая ренессансной идеологии – у немцев превратились в открытую борьбу против обскурантизма. Ренессансное вольномыслие стимулировало обращение к первоистокам вероучения – книгами Ветхого завета занимался гебраист (знаток древнееврейского) Иоганн Рейхлин. Некий ученый еврей Пфефферкорн, принявший христианство, стал требовать уничтожения этих книг, дабы не подрывать авторитет латинского перевода Библии. Спор вылился в полемику гуманистов с обскурантами (в их числе профессора Кёльнского университета во главе с Ортуином Грацием). Литературным памятником поединка стали «Письма знаменитых людей», где Рейхлин поместил отзывы ученых современников. Гуманисты издали также «Письма темных людей» («Epistulae obscurorum virorum») – своего рода мистификацию (якобы от лица обскурантов, но представив их во всем невежестве). Они опубликованы анонимно, на латинском языке – но известно, что в их составлении принимал участие видный деятель эпохи Ульрих фон Гуттен. Здесь целые страницы остроумных описаний схоластических споров и рассуждений (напр., «magister» от «magis terreo» и др.). Пародируется необразованность, «кухонная» латынь монахов-недоучек, их порочность, угодливость и стяжательство. Ульрих фон Гуттен известен также антиримскими памфлетами («Диалоги»; «Против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства»: «О Рим, ты громадная зерновая моль, поедающая наше богатство…»), подвергался преследованиям. Перейдя в своих сочинениях с латыни на немецкий, превратил спор с Римом в общенародное дело. Он был равнодушен к религиозной стороне реформационного движения, ставя перед ним национально-политические цели.

Мартин Лютер возглавил Реформацию в Германии. Реформация – раскол в католицизме. Это оппозиция римской католической церкви, стремление ее радикально реформировать, сорвать с нее ореол святости; это призыв вернуться к установлениям раннего христианства, к демократичной и дешевой церкви, без дорогих и вызывающих обрядов. Борьба завершилась созданием протестантских церквей (в Германии – лютеранская). Происхождение слова «протестанты» - изначально так назвали пятерых князей, отказавшихся в 1529 г. на Шпейерском рейхстаге осудить ересь Лютера. Целые страны в ходе Реформации отошли от папского Рима (Германия, Англия, Швейцария, скандинавские страны). NB! Неприязнь к официальной церкви не означала атеизма или обмирщения, напротив – рубеж XV-XVI вв. – всплеск религиозности масс. Но церковь оказалась неспособна удовлетворить религиозные чаяния толпы, хотя и защищалась рьяно, постулируя идею об исконной греховности человека, неспособного спастись собственными силами: якобы только церковь через свои таинства может обеспечить спасение. Мартин Лютер – ученый богослов, совершил паломничество в Рим и перешел к открытому противостоянию папской курии. К двери своей церкви в Виттенберге прибил 95 тезисов протеста, в первую очередь, против индульгенций. Истинную, личную веру каждого Лютер противопоставил формальной, обрядовой стороне религии («Освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» - К.Маркс). Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав текст Священного писания доступным для верующего. Лютер возглавил бюргерское крыло Реформации. Томас Мюнцер, его современник и соотечественник, конфликт с церковью перевел в русло революционной борьбы против феодализма, став идеологом Крестьянской войны 1524-1525 гг. (не индивидуальная религиозность Лютера, но христианское объединение неимущих определяло его взгляды).

Кроме литературы Реформации, в Германии по-прежнему развивается бюргерская литература, хотя она и не выдвинула своего Боккаччо и даже не освоила жанр ренессансной новеллы. Эпикурейская тенденция, типичная для итальянского гуманизма, в немецком никогда не приобретала решающего значения в обстановке филистерской ограниченности и провинциализма. Бюргерская литература Германии тесно связана с городской культурой Средневековья, преобладают сатирические и поучительные жанры. «Корабль дураков» Себастиана Бранта (профессор Базельского университета) – стихотворная сатира. Шарлатаны, обжоры, прелюбодеи, богохульники – уже не грешники, как у Данте, но представители глупости человеческой – все будут собраны на флотилии, плывущей в страну глупости Наррагонию. В переводе на латынь сатиру читала вся просвещенная Европа. Иллюстрировал молодой Альбрехт Дюрер. Брант – основоположник особой ветви немецкой сатиры – литературы о дураках.

Заметное явление в бюргерской литературе XVI в. – творчество Ганса Сакса, представителя немецкого мейстерзанга – бюргерской, цеховой поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезангу. Начитанный самоучка, портной и сапожник, он находит поэзию в будничных вещах (стихотворение «Вся домашняя утварь, числом 300 предметов» - поэзия домашнего очага и возвеличение труда ремесленника). Его «Похвальное слово городу Нюрнбергу» отражает демократизм, оптимистичность, пытливое отношение к жизни поэта-бюргера. Ганс Сакс писал также шванки и фастнахтшпили (масленичные сценки-фарсы).

Шванки – стихотворные и прозаические – важнейший жанр бюргерской литературы. Связанные фигурой определенного героя, они могли объединяться в так называемые народные книги. В числе народных немецких книг шванкового характера – книга о Тиле Уленшпигеле, озорном подмастерье, о докторе Фаусте, о жителях города Шильды – «Шильдбюргеры», об Агасфере – иудее, не позволившем идущему на Голгофу Христу отдохнуть у своего дома, и наказанном за то вечной жизнью (Вечный жид).

Во взаимосвязи с немецкой – нидерладская литература (Нидерланды – современная Голландия). Ученые говорят о самобытности нидерландского (шире – северного) Возрождения, его малой зависимости от античных и итальянских образцов, его связи с готикой. Особенно самобытна живопись (братья Ван Эйк, Иероним Босх, Ван дер Вейден). Мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский, один из лидеров общеевропейского ренессансного движения, глава «республики ученых», как образно называли гуманистов («respublicae litterariae princeps»). Эразму принадлежит филологическое прочтение и комментирование Библии, стремление устранить разрыв между греко-римской античностью и христианством. «Эмблема» нидерландского гуманизма – его сочинение 1509 г. «Похвала глупости» (посвящена Т.Мору, с которым Эразм был в большой дружбе). По жанру сочинение восходит к риторическому парадоксу в духе Лукиана, автора «Похвалы мухе». Это шуточный панегирик, а также сатира на современное общество: в свите богини Глупости, дочери бога богатства Плутоса и нимфы Юности – все человеческие пороки. Но глупость – это и пружина человеческой активности. Глупость у Эразма – всеобща, всемирна, универсальна. Она – образ человечества, театральный его образ. Сама Глупость – фигура карнавальная. Она в каком-то смысле перестает быть глупостью, так как способна взглянуть на себя со стороны, быть проницательной. Смех в сатире направлен в большей степени на спутников Глупости, на ее свиту.

Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин были названы современниками «двумя очами Германии».

 

Англия

 

Закончилась Столетняя война Англии и Франции и вспыхнувшая следом Война Алой и Белой Розы (1455-1485 - династии Йорков и Ланкастеров сражались за трон). В результате междинастического брака – на троне династия Тюдоров – Генрих VII (правил в 1485-1509), Генрих VIII (правление 1509-1547), королева Елизавета Английская (1558 - 1603).

Томас Мор (1478-1535) («Фома Морий Англичании, сей славный и мудрый человек») – у истоков английского Возрождения. Потомственный юрист, учился в Оксфорде. Ценил Платона («Государство») и Августина («О граде Божием). Конец XV века – в университетах введены классические языки (латынь, древнегреческий), с 1478 г. распространяется книгопечатание. В 1504 г. Мор – избран в парламент, в палату общин. Карьера – от члена парламента до лорда-канцлера Англии (1529). Родоначальник новой английской прозы. Написал «Историю Ричарда III» - образец гуманистической историографии. Знаменит как автор «Утопии» (написана на латыни) - 1516 год (полное название – «Libellus aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reipublicae statu deque nova insula Utopia» - «Золотая книжица, столь же полезная, сколь забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»). Автор беседует с неким Рафаилом Гитлодеем (якобы спутником Америго Веспуччи), побывавшим в Утопии (где-то в Новом Свете). Интерес к его рассказу велик: «Действительно, на хищных Сцилл, и сирен, и пожирающих народы Лестригонов… можно наткнуться почти всюду, а граждан, воспитанных в здравых и разумных понятиях, нельзя найти где угодно». Рафаил вначале перечисляет «ошибки наши»: короли больше заботятся о приобретении новых царств, нежели о надлежащем управлении приобретенными; нищенство и бродяжничество (войны увечат многих); овцы стали такими прожорливыми и неукротимыми («огораживание» - людей сгоняют с земли лендлорды, чтобы разводить овец); неуместная роскошь немногих; философы не соблаговоляют уделять советы царям, у государей нет места для философии. Рафаил замечает – «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-нибудь возможно правильное и успешное ведение государственных дел». При этом: «Нищета и недостаток притупляют настроение, приучают к терпению и отнимают у угнетенных благородный дух восстания». В Утопии правильно организовано управление государством, все люди владеют двумя ремеслами и работают 6 часов в день. Нет огромной и праздной толпы (священники, чернецы, богачи, челядь, нищие), как среди соотечественников автора. Нет занятий, «служащих только роскоши и похоти». Каждый довольствуется «одним платьем и притом обычно на два года». (В других местах - «одному человеку – четыре-пять верхних шерстяных одежд, разноцветных, столько же шелковых рубашек, иным неженкам мало и десяти». «Может ли кто-нибудь быть настолько безумным, чтобы вообразить себя более благородным из-за нитей более тонкой шерсти, раз эту самую шерсть, из каких бы тонких нитей она ни была, некогда носила овца и все же она не была ничем другим, как овцой».). Золото и серебро – в небрежении, драгоценные камни – игрушки детям. «Как можно восхищаться блеском жемчужинки, если можно созерцать звезду или солнце».

У утопийцев принято жить и работать то в городе, то в деревне. Земледелие на высоте. Немногим в Утопии – «освобождение для основательного прохождения наук. Если кто из этих лиц обманет возложенную на него надежду, то его удаляют обратно к ремесленникам».

В Утопии есть рабы, это преступники (свои и чужих народов). Брачный возраст – 18 и 22 года. Жениха и невесту показывают друг другу нагими, чтоб не скрывали увечность. В Утопии «свобода веровать во что угодно», в т.ч. - эвгемеризм; «большая часть – в некое единое божество, вечное, необъяснимое, которому обязаны и созданием вселенной, и провидением». Священников немного, ими могут быть и женщины, пожилые вдовы. Иностранцы «бывают в малом количестве и редко». Путешествия утопийцев – «получают на то дозволение… на путешествие, предписывающее день возвращения… Кто преступит свои пределы по собственному почину, подвергается позорному обхождению. Дерзнувший на то вторично – обращается в рабство». «Присутствие на глазах у всех создает необходимость проводить все время или в привычной работе, или в благопристойном отдыхе».

Мнимая наивность повествования – сродни сократической иронии, особого рода насмешке - «А как же знатность? Великолепие? блеск? Краса государства?»

Таким образом, Мор становится благодаря этой книге, отцом утопического социализма. (В гербе Утопии – серп, молот, колосья). Он – родоначальник жанра утопии (букв. «место, которого нет» или «eu»- «совершенный» +«topos» - место).

Т.Мор противодействовал Реформации, сохранил верность папе, не принес присягу королю Генриху VIII как главе новой англиканской церкви. Казнен во дворе Тауэра. Через 400 лет, в 1935 г. – канонизирован католической церковью (объявлен святым).

О.Уайльд: «На карту Земли, на которой не обозначена Утопия, не стоит смотреть, так как эта карта игнорирует страну, к которой неустанно стремится человечество».

В ХХ веке в литературе появится термин «дистопия» («плохая утопия») и «антиутопия» - так называемая негативная утопия (О.Хаксли, «О дивный новый мир», Дж.Оруэлл «1984» и др.) – роман-предупреждение, перевернутая утопия.

ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Байрон: «Уильям Единственный»,

«Его Британское высочество»

Явление Шекспира возникло не на пустом месте. Духовный подъем и насыщенность культурной жизни – отличие шекспировской, елизаветинской эпохи (поэт жил в годы правления королевы Елизаветы). Великие географические открытия, образование современного национального государства, утрата церковью монополии в духовной жизни - это время крупной национальной политики, заря капиталистической эры, инициативы, предприимчивости, кипение жизни во всех ее противоречиях. Англия в XV-XVI вв. – значительное развитие поэзии (Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер) и театра, драматургии. В то время существовал придворный, частный театр (знатные дома, светская публика) и общедоступный – основная линия развития связана с ним. «Университетские умы» - молодые магистры из Оксфорда и Кэмбриджа – драматурги Марло, Грин, Кид – подготовили почву для Шекспира, обратились к потребностям народного театра. Драма – любимое национальное увеселение, театр заменял народу книги. Все, что в древней и новой истории и литературе было интересно, инсценировалось драматургами. Примитивность декораций восполнялась богатством поэтических описаний. Зритель того времени не интересовался повседневным и рядовым, то было время смелых авантюр и великих поисков, обостренного чувства жизни. Мораль гуманистов – развить в себе все задатки, заложенные природой, быть деятельным, испытать все, завоевать жизнь и все ее блага, не ставить пределов своим стремлениям – таковы и герои Шекспира. От маленькой елизаветинской Англии страна движется к мировой державе, превращается в «Гордый Альбион».

В.Шекспир(1564-1616) – уроженец Стратфорда-на-Эйвоне. Его отец – ремесленник и торговец. Шекспир учился в грамматической школе родного города – по сути, начальное образование. Рано женился, жену звали Анна Хэтуэй, она родила ему дочь и сына Гамлета, который рано умер. В 1587 г. Шекспир приезжает в Лондон. Он трудится рабочим сцены, выступает в качестве актера на небольших ролях, становится кем-то вроде сценариста – обрабатывает старые пьесы, и, наконец, создает свои собственные. Публикует две поэмы – «Венера и Адонис», «Лукреция». Труппа строит для себя большое театральное здание – «Глобус». В 1603 г. удостоилась именоваться «королевской». За 4 года до смерти Шекспир вернулся в Стрэтфорд, купил самый большой каменный дом в городе. Оставил завещание, смущающее биографов своей прозаичностью (кровать получше – дочери, похуже – жене и т.д.) Ни слова о своем творчестве не говорит в этом документе, бесспорно, подлинном.

«Шекспировский вопрос» - возник в нач. XVIII века (Никлз Роу, издатель, собирал сведения о Шекспире) - вопрос об авторстве 37 пьес и 154 сонетов – связан с этим расхождением между прозаичной бюргерской биографией и масштабом творчества. (Почему драматург имеет не такую биографию, какую должен иметь? Должен происходить из знатной семьи, окончить университет, совершить образовательные путешествия, иметь хорошую библиотеку, написать четвертую часть того, что написал). Шекспир – сын заурядных родителей, не заканчивал университетов, не совершил длительных путешествий, не был близок ко двору. Богемный и бюргерский Шекспир плохо соединялись в один образ. Из произведений мы выносим впечатление о Шекспире как о человеке необыкновенном, но его биография рисует ординарного человека. На «роль» Шекспира сторонники антишекспировских версий (англичане называют их нон-стрэтфордианцами – non-stratfordian, в их числе В.Набоков; эти люди убеждены, что актер-ростовщик Вилл Шекспир, не удосужившийся обучать родную дочь грамоте, оставивший немало собственноручно написанных залоговых бумаг, но ни единой собственноручно написанной стихотворной или прозаической строчки, не может иметь отношения к созданию приписываемых ему историей творений, хотя многовековая традиция и заставляет всех этим именем пользоваться) выдвигали Фрэнсиса Бекона, Кристофера Марлоу, лорда Ретленда (его университетское прозвище – «Шекспир», «потрясающий копьем») и самое королеву Елизавету. Московский ученый Илья Гилилов написал книгу «Игра об Уильяме», где выдвинул гипотезу, что некая группа аристократов подписывала свои сочинения именем актера Шекспира. А.Луначарский, нарком просвещения в правительстве Ленина, настаивал на подлинности шекспировского авторства: не могли простые люди родить Шекспира – значит, его родила эпоха, титаническая по запросам и возможностям.

Бесспорно то, что пьесы написаны человеком театра. Они – не для чтения, это сценарии театральных постановок для определенной труппы. Автор до мелочей знает театральную работу. Такого рода пьесы нельзя было научиться писать в университетах того времени, где царил дух подражания античности. У Шекспира нет трех единств, соединено трагическое и смешное, не одно действие, а цепь происшествий, часто 2-3 параллельные линии действия. Характеры у древних обладали 1-й важной чертой, у Шекспира – многогранны и полифоничны, не статичны, но в развитии. Это новшества, которые связывают с Шекспиром. В «Гамлете» сцена с могильщиками указывает также и на реалии, знакомые сыну кожевенных дел мастера, перчаточника. То, что аристократическая среда представлена в пьесах довольно точно, может подтверждаться тяготением аристократов к театру, Шекспир мог водить с ними близкое знакомство.

Периода творчества.

1-й -90-е годы XVI века - «оптимистический». Это самые жизнерадостные комедии – «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и др. Комедии – праздник ренессансного мирочувствования, торжество личности, свободной и прекрасной. В них много радости, веселья, поэтической любви. Любовь – своего рода «поединок» двух равнодостойных людей, щедро одаренных природой, не запятнанных корыстью и злобой. Утонченная и изящная, она активное, творческой начало жизни, пробуждающее все богатство, всю энергию человеческой души, главный двигатель действия. Возрожденческий оптимизм нашел свое вечное прибежище в комедиях Шекспира. В них – буйная радость жизни, веселье здоровых и счастливых людей. Конфликты есть – но они разрешимы в духе гуманистических идеалов. Ощутимое итальянское влияние, Италия – место действия, сюжеты – из итальянских хроник (Италия – родина Возрождения). Остроумные светские беседы, вся сложная наука любви. В «Укрощении строптивой» – вереница розыгрышей, избыток жизненной энергии, зарождение уважения и любви двух ярких натур, нерастраченность душевных и физических сил. «Сон в летнюю ночь» - самая поэтическая комедия Шекспира. Здесь две влюбленные пары, полная путаница, сама природа в лице духов, фей, эльфов шутит с юными влюбленными. Послешекспировская комедия – преимущественно сатирическая. У Шекспира же – именно смех, а не осмеяние. Его комедии – праздничны, для радости и веселья, в них ощущение красоты жизни.

Это также исторические хроники – пьесы из английской истории – «Генрих VI» (3 части); «Генрих IV» (2 части); «Ричард»; «Ричард III»;«Генрих V». За основу Шекспир брал не столько факты, сколько сложившееся представление об этих фактах. Но автор точен, когда речь идет о тенденциях времени, о том, куда и как двигалась в ту пору английская история – это художественный историзм. Точны созданные Шекспиром характеры, человеческие типы уходящего времени. («Тактом действительности» назвал это Белинский). В хрониках – события мрачные, льется кровь, но в целом они славят торжество единого национального государства над средневековыми распрями, разрешается конфликт королевской власти с феодальными баронами, государственного интереса и себялюбия, эгоизма. Есть ощущение поступательного движения истории, ставится вопрос о личности монарха, проблема власти и нравственности. В хрониках – события войны Алой и Белой Розы (1455-1485), противоборства фамилий, претендующих на престол - Йорков и Ланкастеров. Ход истории направлен к торжеству высшей справедливости. Уходит в прошлое средневековая, феодальная мораль – разыгрывается историческая трагедия и фарс одновременно. Фарсовое начало обеспечивает так называемый «фальстафовский фон» - образ сэра Джона Фальстафа, рыцаря, пьяницы, кутилы, сластолюбца и труса («Честь? Это щит, который несут за гробом?») и, вместе с тем, жизнелюбие и неистощимое веселье составляют несомненное обаяние Фальстафа. Время – некий универсальный закон. Шекспир охватил всю страну, целую нацию, народ в историческом движении. Он подводил тысячелетние итоги становления английской государственности.

К 1-му же периоду относится и трагедии «Юлий Цезарь»; «Ромео и Джульетта» - хотя и «нет повести печальнее на свете», но все же над гробом любящих примиряются враждующие семейства. Ромео Монтекки говорит о себе – человеке Ренессанса: «Моя любовь без дна / а доброта – как ширь морская / Чем я больше трачу / тем становлюсь безбрежней и богаче». Любовь - вечное изумление и потрясение: «Ее в толпе я сразу отличаю, / я к ней пробьюсь и посмотрю в упор: / Любил ли я хоть раз до этих пор?»

Считается, что в это же время написаны сонеты, напечатаны позже – в 1609 г. Авторитеты сонетной формы – Данте, Петрарка, Ронсар; в Англии – Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Треугольник персонажей у Шекспира – смуглая леди, лирический герой, его друг. 130-й сонет – против идеализированной куртуазности («Ее глаза на звезды непохожи…»), 66-й – созвучен монологу Гамлета «Быть иль не быть…».

2-й период – 1600-1608 гг. – «трагический». Начинается XVII век. Кризис ренессансного гуманизма. Историческая реальность не оправдывала ожиданий гуманистов. Оптимистическое восприятие жизни, представление о совершенной человеческой природе уступают место более горькому и трагическому, но и более глубокому взгляду на мир – это мироощущение позднего Ренессанса, «трагический гуманизм». Это эпоха «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира», «Макбета». Противоречив сам ход истории, породившей гуманистические иллюзии, а затем развенчавшей их. «Человек - венец творения! …Квинтэссенция праха» - скажет Гамлет. Он же: «Порвалась связь времен»; «Век вывихнут»; «Мир – тюрьма». Человек – «богоподобное» существо, но как далек от совершенства! Зло, проникающее в души, сеющее вокруг разрушение. Между видимым и истинным – большое различие, его понять и можно умереть, как король Лир.

 

3-й период – 1606 -1612 гг. – «романтический» - мир мечты, преодоления трагизма, разрешимость трагических коллизий. Пьесы «Зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин». Просперо («Буря») в финале разламывает свой волшебный жезл, отрешается от своих чар; Шекспир как бы провозглашает собственный отказ от дальнейшей поэтической деятельности. Шекспиру, как человеку театра, близко сравнение жизни со сценой – нечто кажущееся, мимолетное. Но в то же время искусство и способ противостоять этой эфемерности. Человек, каков он есть – в раздумьях о том, каков он мог бы быть.

(См. у Диккенса в «Дэвиде Копперфильде» - юный герой попадает на представление шекспировской трагедии «Юлий Цезарь»: «Как было для меня необычно и интересно видеть воочию всех этих благородных римлян, которые сновали передо мной исключительно для моего удовольствия, совсем не такие строгие, как в школе, где они поучали меня»)

Значение Шекспира:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1211 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.