Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос є2. ¬ чем заключаетс€ проблема определени€ текста и чем она обусловлена?




ƒо сих пор нет общеприн€того определени€ текста, хот€ все исследовани€, посв€щенные ему, начинаютс€ обычно со слов "“екст - это...", а дальше идет перечисление важнейших, с точки зрени€ автора, его сущностных характеристик. ћожно отметить даже некоторое неверие лингвистов в возможность определить текст, обусловленное его сложной природой. ќбобща€ определени€ текста, предлагаемые разными учеными, можно отметить две основные их разновидности: во-первых, это лаконичные, лапидарные, порой образные формулировки; во-вторых, наоборот, развернутые определени€, обнаруживающие стремление исследователей дать объемную характеристику текста с приведением множества важнейших его признаков.

¬ первом случае определени€ фокусируют какое-либо основное, существенное свойство текста. Ќапример: "“екст- это €зыковое выражение замысла его создател€" (ƒ.Ќ. Ћихачев); "“екст - это про€вление законов реальности" (ћ.Ћ. ћышкина); "“екст - основное средство вербальной коммуникации" (ќ.Ћ.  аменска€); "“екст следует понимать как особым образом организованную индивидуальную динамическую систему" (Ќ.ј. Ќиколина); "...’удожественный текст - отражение действительности. —ловесное обозначение элементов ситуации соотносит содержание текста с затекстовой реальностью" (¬.ѕ. Ѕел€нин); "“екст есть функционально завершенное речевое целое" (ј.ј. Ћеонтьев); "[ќ тексте]...Ќекоторое св€зующее звено в коммуникации говор€щего и слушающего" (Ћ.¬. —ахарный) и мн. др.  ак видим, в качестве доминирующего признака текста могут быть названы различные его свойства: содержательные, коммуникативные, гносеологические и др.

„ем отличаетс€ художественный текст от других типов текста?

»ногда говор€т о его особой эмоциональности, но разве разговорна€ речь менее эмоциональна? ћногие вид€т своеобразие художественного текста в его эстетичности. Ќо можем ли мы сказать, что все другие тексты лишены эстетической значимости? Ќаучные тексты могут доставл€ть нам не меньше эстетического наслаждени€. –азличие состоит в том, что €зык художественных текстов иной, нежели тот, к которому мы обращаемс€, стро€ другие типы текстов. ’удожник слова пользуетс€ общим €зыком, но дл€ описани€ ситуации, посредством которой он выражает свою философию, свое понимание мира. »менно ситуаци€ играет роль €зыка, выражающего некоторые общие идеи и представлени€ автора о мире √лавное - в этой "двухэтажности" художественного текста... ѕри этом художественный текст может и не производить эстетического впечатлени€. Ёстетичность текста зависит от таланта автора. ’удожественный текст должен обладать спецификой, котора€ не зависит от нашего воспри€ти€, впечатлени€; отличительна€ черта текста должна быть присуща ему объективно (ћурзин, Ўтерн, 1991, с. 18-19).

ќсновные категории текста

—одержание как обобщенное пон€тие применительно к тексту приобретает значение, отличное от Ђклассическихї дефиниций Ђсмыслї и Ђзначениеї. —одержание как термин грамматики текста относитс€ лишь к информации, заключенной в тексте в целом; смысл Ц к мысли, сообщению, заключенным в предложении или в сверхфразовом единстве; значение Ц к морфемам, словам, словосочетани€м, синтаксическим конструкци€м.

Ћюбой текст дробитс€ на части, которые, объедин€€сь, сохран€€ единство, цельность произведени€, обеспечивают последовательность (континуум) излагаемых событий, фактов, действий. ћежду описываемыми событи€ми должна быть кака€-то преемственность, кака€-то св€зь, не всегда даже выраженна€ выработанной системой €зыковых средств Ц союзами, причастными оборотами и прочим. ƒл€ обозначени€ таких форм св€зи ».–. √альперин вводит термин Ђкогези€ї. Ђ огези€ Ц это особые виды св€зи, обеспечивающие континуум, то есть логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действийї (√альперин 1981: 74).  огези€ характерна только дл€ текстов. Ђ онтинуумї Ц тоже категори€ текста, а не предложени€. ѕо существу, континуум как грамматическа€ категори€ текста Ц это синтез когезии и прерывности.  онтинуум представл€ет читателю/слушателю возможность творчески воспринимать текст, домысливать некоторые факты, искать причинно-следственные и определительные отношени€ между разрозненными действи€ми и св€зывать их между собой, восстанавлива€ их непрерывность. Ђ атегори€ континуума как категори€ текста, про€вл€юща€с€ в разных формах течени€ времени, пространства, событий, представл€ет собой особое художественное осмысление категорий времени и пространства объективной действительности. Ёто дало основание дл€ введени€ термина Ђконтинуумї вместо Ђпоследовательностьї (√альперин 1981: 97).

јвтосеманти€ отрезков текста €вл€етс€ тем необходимым приемом организации текста, который обеспечивает более углубленное раскрытие содержательно-концептуальной информации.

¬опрос є3.

1) ќ. ќхапкин Ђя не знаю надежды кроткойЕї - духовный контекст, размышлени€ о жизни и смерти. ћатериальна€ реальность Ц ничто, по сравнению с сакральной тематикой. ќкружающий мир противопоставл€етс€ духовной сфере жизни.

2) ≈. Ўварц Ђѕо —олнцу путь держи, ѕо —олнцуЕї - ƒирижером Ѕог изображен в стихотворении Ђѕо солнцу путь держи, по солнцуЕї (1, 202) (1992). —осто€ние творчества Ч подчинение дирижеру, участие в космическом оркестре, где Ћуна играет на барабане и звездный хор поет. “ема творчества, Ѕога, музыкальности.

3) ћ.  аменкович Ђ√ора божи€ фавор горы тучна€ гора усыренна€ї - мотив Ѕога, величи€ природы. Ќебо превосходит землю.

4) ». —. “ургенев Ђќтцы и детиї - исторический контекст. 1848 год Ц ¬елика€ французска€ революци€ = запрет подданным –оссии на въезд на территорию ‘ранции.

5) »сторико-культурный контекст.  ак известно, Ђрогамиї в нар€де русских деревенских замужних женщин некоторых губерний называли кичку, или кику,Ч очень высокий головной убор, род повойника, часто парчового или даже низанного жемчугом, с двум€ острыми выступами спереди (отсюда и название кички Ђрогаї). Ётот пышный головной убор, обычно передававшийс€ по наследству, составл€л разительный контраст к повседневной босоногости деревенских женщин. ƒаль в толковом словаре приводит фольклорную насмешку над онежскими бабами, что они Ђна рогах онучи сушилиї, то есть накидывали на кичку онучи, оставл€€ ноги босыми. ¬ строке: Ђ–огатых баб босые ногиї, как и во всем стихотворении в целом, подчеркиваетс€ крайн€€ нищета, скрывающа€с€ за официальной пышностью –оссии.

6) ‘. “ютчев Ђ“ам, где горы, убега€Еї - хронотопический контекст. √лубоко конфликтным оказываетс€ у “ютчева и такой тип временны́х св€зей, когда в лирической композиции пересекаютс€ сразу две временны́е точки зрени€ на объект, как это имеет место в произведени€х Ђя помню врем€ золотоеї, Ђ“ам, где горы убега€...ї (1830), Ђя лютеран люблю богослуженье...ї (1834), Ђ ончен пир, умолкли хорыї (1850), ЂЌа Ќевеї (1850). Ђ“ам, где горы, убега€...ї включаетс€ в своеобразный р€д тютчевских стихотворений о реках: два Ч с образом ƒуна€ (Ђя помню врем€ золотое...ї, Ђ“ам, где горы, убега€...ї), три о Ќеве (Ђ√л€дел €, сто€ над Ќевой...ї, ЂЌа Ќевеї, Ђќп€ть стою € над Ќевой...ї). ќбе реки поэт включал в число семи Ђвеликих рекї (Ќил, Ќева, Ёльба, ¬олга, ≈вфрат, √анг, ƒунай.); есть стихотворный разговор с Ќеманом (Ђ“ы ль это, Ќеман величавый..ї); или просто поэт любовалс€ речными водами и размышл€л (Ђ—мотри, как на речном просторе...ї, Ђ¬ небе тают облака...ї). ¬ечно бегущие речные воды наводили на мысли о вечности, о сохранении Ђпам€тиї обо всем минувшем, что было и прошло на берегах, и тогда река выступала в образе Ђсвидетел€ї и становилась возможной беседа с ней; в то же врем€ ее воды, ледоход на ней заставл€ли думать о судьбе человеческой индивидуальности, о неизбежности растворени€ в бесконечности вселенной.

7) ј. ѕушкин Ђ≈вгений ќнегинї - историко-литературный контекст. «наменитый и бездарный роман ∆ана Ћувэ (Louvet Уde CouvrayФ) состоит из следующих основных частей:

1787, √од из ∆изни  авалера ‘обласа (5 частей)

1788, Ўесть Ќедель из ∆изни  авалера ‘обласа (8 частей)

1790, ќкончание Ћюбовных ѕохождений  авалера ‘обласа (6 частей).

¬се это перепечатывалось, удлин€лось и сокращалось другими. —уд€ по списку книг, сообщенному ћодзалевским (1910 г.), у ѕушкина было парижское издание 1813 года (У∆изнь  авалера ‘.Ф), где присвоенна€ автором добавочна€ фамили€ напечатана так:  упврэ (что значит У–ежь ѕравдуФ).

Ќи один из обманутых мужей в романе смышленостью не отличаетс€. У—упруг лукавыйФ Ч это тот супруг, который, прочт€ У‘обласаФ, кое-чему научилс€ и ласкает поклонников жены, либо чтобы легче было за ними наблюдать, либо дл€ прикрыти€ собственных шашен.

¬опрос є4.

1. »рони€ в отношении главного геро€ Ц он не менее прекрасен, чем прекрасный вечер.

2. –од де€тельности чиновника Ц экзекутор. ¬ –оссийской империи чиновник, ведавший хоз€йственными делами учреждени€, наблюдавший за пор€дком в канцел€рии.

3. √овор€ща€ фамили€ Ц „ерв€ков. —оотноситс€ с образом жизни главного геро€.

4. ¬торой р€д кресел в театре Ц чем ближе место к сцене, тем оно дороже. —оответственно, читатель понимает, что главный герой отнюдь не беден.

5. »рони€ Ц второй р€д находитс€ не настолько далеко от сцены, чтобы пользоватьс€ биноклем. ќчевидно, что главный герой всего лишь отдаЄт дань моде, стараетс€ быть как все привилегированные персоны, пытаетс€ не ударить в гр€зь лицом.

6. ѕьеса Ђ орневильские колоколаї в то врем€ была чрезвычайно попул€рна, что также даЄт читателю представление о том, что главный герой - отнюдь не искушЄнный почитатель искусства, а, напротив, стараетс€ следовать общей тенденции. Ђ¬ но€бре Ћентовский отча€нно стукнул кулаком по столу, похерил свою Ђвеликую задачуї и вз€лс€ за добрые старые Ђ орневильские колоколаїЕ Ђ—мотрите здесь, смотрите тамЕї дало милейшие результаты. » сбор полон, и публика довольна. ѕозвонив в корневильские колокола, Ћентовский еще пуще ублаготворил московские вкусы: он сделал залп из сотни ружей.ї

¬се виды контекстов вли€ют на формирование слов и скрытых смыслов в предложении.

¬ самом названии Ђ—мерть чиновникаї заложена главна€ мысль произведени€: противопоставление чина и человека, единство комического и трагического. –ассказ называетс€ не Ђ—мерть „ерв€коваї, что наводит на мысль о высмеивании чинопочитани€ „еховым. Ёто показывает всю ничтожность главного геро€ перед генералом.

¬опрос є5.

–ассказ Ђ расавицаї - одна из 38 новелл цикла Ђ“емные аллеиї. Ётот цикл €вл€етс€ центральным событием творчества Ѕунина последних лет. Ёто единственна€ в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. «десь есть и грубовата€ чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. Ђƒух проникает в плоть и облагораживает егої, Ђ“ам, где € стою, не может быть гр€зної, - говорит Ћюбовь устами автора.

–ассказ Ђ расавицаї написан 28 сент€бр€ 1940 года. ѕисателю было 70 лет. ќн уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. » рассказ из 5 абзацевЕ  азалось бы, простой сюжет. ¬довый пожилой чиновник вз€л в жены молоденькую красавицу, котора€ невзлюбила его семилетнего сына от первого брака и вытеснила его сначала из спальни в гостиную, затем - с дивана на пол, а мальчик смирилс€Е

—амо выражение Ђкрасавица возненавиделаї парадоксально как сочетание восхищени€ и ненависти, идеала и ненависти. ј здесь Ц Ђспокойно возненавиделаї - тоже сочетание несочетаемого, поскольку ненависть Ц это чувство из р€да вон выход€щее, сильное. Ќаречие Ђспокойної передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно дл€ нее.

ћы видим подтверждение того, что красота геро€ мнима€, отталкивающа€, за внешней привлекательностью скрываетс€ душевное уродство. Ѕудучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.

ƒавайте перейдем к теме Ђ–одина и ее детиї.  ого €вл€ет собой образ красавицы? Ќесложно пон€ть, что это нова€ –осси€, –осси€ после 1917 года. »менно она, ведома€ большевиками, и возненавидела, и делала вид, что не замечает детей той, старой, покойной, –оссии.

Ќо почему Ђкрасавицаї, почему не просто Ђмачехаї? —лишком просто было бы объ€снить это тем, что –осси€ стала Ђкраснойї.  расивыми, или привлекательными, симпатичными были лозунги большевиков: равенство, свобода, братство всех людей. Ќе это ли мечта человечества? Ќо за внешней красотой, за красивыми лозунгами, пр€четс€ насилие и кровь. » вспоминаютс€ слова »вана  арамазова, что не может быть прекрасным храм, построенный на крови хот€ бы одного ребенка. » мы оп€ть чувствуем горькую иронию ». Ѕунина: Ђ расавицаЕї

ћожет быть, не стоит отождествл€ть красавицу со всей –оссией? ћожет быть, Ѕунин имеет в виду большевистскую –оссию, власть, помните - Ђона была невеликаї?

 то же тогда чиновник Ц отец? ќтчий край, ќтчий дом, русский народ? Ђќт страха притворилс€, будто сынаї и не было никогда. Ѕезвольный, молчащий, смирившийс€, терп€щий все невзгоды и в том числе и коммунистический зигзаг. Ќе заступившийс€ за своих родных детейЕ Ђ» за что и почему шли за него такие?ї - эти два вопроса поворачиваютс€ другой стороной Ц за что и почему сыплютс€ на русский народ невзгоды и напасти, доколь ему терпеть?

ќбраз мальчика, € думаю, соедин€ет в себе всех от природы талантливых отвергнутых сыновей и дочерей. » это в первую очередь сам ». ј. Ѕунин. » все поэты, все писатели, художники, мыслители, которые, и жив€, как бы не существовали. ¬ыдворенные из дома, перестали быть дл€ него, хот€ и были, были наедине со своей болью, тоской, обидой и надеждой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-10-30; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1809 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

455 - | 464 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.