Введение
Февральская революция 1917 года в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и революция 1905 - 1907 гг. После революции 1905 - 1907 гг. продолжали оставаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение жгучих вопросов - аграрного, рабочего, национального, ликвидация помещичьего землевладения, принятие прогрессивного фабричного законодательства (прежде всего, установление 8-часового рабочего дня), ограничение; власти царя Конституцией, решение национального вопроса. К этому добавилась необходимость быстрейшего прекращения войны и решения тех социально-бытовых проблем населения, которые возникли в связи с ней. Движущей силой революции стали те же социальные группы: буржуазия, рабочий класс, крестьянство. К ним добавилась также значительная часть солдатской массы, не желавшей больше воевать. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому и Февральская, как и революция 1905 - 1907 гг., носила буржуазно-демократический характер.
Военная и экономическая ситуация накануне революции
Известно мнение, что Февральская революция явилась следствием неудач русского правительства в ходе Первой мировой войны — однако, как по наблюдениям современников тех событий, так и по данным современных историков, «пессимистические настроения в тылу были значительно сильнее, чем на фронте», и особенно сильными пессимизм и оппозиция были в Петрограде — по мнению некоторых исследователей, в Петрограде это походило на повальное безумие или «массовую истерию».
Хотя военная катастрофа весны-лета 1915 года и «снарядный голод» были успешно преодолены, 1916 год был в целом успешен для России в военном отношении, и положение на фронтах к 1917 году было стабильное, а на апрель 1917 года Петроградская конференция стран Антанты (проходившая в январе-феврале 1917 г.) планировала широкое совместное наступление, и по возвращении в Лондон глава английской миссии Милнер доложил военному кабинету Великобритании, что революция, хотя, скорее всего, и неизбежна, но произойдет уже после окончания войны, и что «в разговорах о революции в России очень уж много преувеличений», — несмотря на все это, в феврале 1917 года почти весь Петроград ждал скорой революции. Бернард Пэрс сформулировал это противоречие следующим образом: «фронт был здоров, тыл же прогнил».
Распространено также мнение, что война поразила систему хозяйственных связей, прежде всего — между городом и деревней, что в стране обострилось положение с продовольствием, a решение о введении «продразвёрстки» лишь его усугубило. Однако, урожай 1916 года был большим, и наряду с продразверсткой в 1916 году сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке. Вместе с тем исследователь Нефёдов С. А. детально анализирует механизм возникновения осенью 1916 — зимой 1916/1917 годов перебоев в снабжении хлебом вследствие того, что сельские производители в условиях военной инфляции начинают массово придерживать продовольствие, ожидая ещё большего повышения цен.
Что касается первых и единственных за всю войну перебоев в снабжении Петрограда хлебом в феврале 1917 года, то, по оценке генерала Хабалова С. С., во время революции — командующего Петроградским военным округом, «ни о каком голоде, даже о недоедании питерских рабочих в феврале 1917 года и речи не могло быть — на 23 февраля запасов города хватило бы на 10-12 дней, и хлеб все время поступал в столицу». По оценке петроградского градоначальника Балка А. П., хлеба должно было хватить даже на 22 дня.
За 2,5 года войны в России сменилось 4 правительства, что получило название «министерской чехарды». Особое раздражение либеральной думской оппозиции вызывало назначение премьер-министром во время войны с Германией этнического немца Штюрмера Б. В., по мнению великого князя Георгия Михайловича, высказанному в письме царю 11 (24) ноября 1916 года, «ненависть к Штюрмеру чрезвычайная». Однако, нет сведений о том, что это отразилось каким либо негативным образом управлении, в промышленности и в деревне, военно-промышленном комплексе, на военных поставках, или на международных отношениях. Наоборот, к 1917 году многие проблемы фронта и тыла, имевшие место весной-летом 1915 года, были преодолены.