В. И. Матис, считает, что поликультурность — это «сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между разными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения». [38 с. - 28]
Существуют различные подходы к пониманию поликультурности как «неусредненного» многообразия, которое русский консерватор К. Леонтьев назвал «цветущей сложностью». Семантическое определение приставки «поли-» как множественности, применительно к «поликультурному обществу» выделяет, с одной стороны, рамки, которые ограничивают пространство общества, в которое изначально заключено поликультурное различие и многообразие, а с другой, — это полное уплотнение поликультурного пространства в процессе диверсификации и дифференциации культурных различий, дает основание говорить о временном — спрессованном и сжатом — континууме поликультурности. Поэтому главными оказываются два процесса: стабильности — устойчивости (заданной пространственной поликультурности) и коммуникации (динамических и временных связей, сообщений, миграций между субъектами поликультурных пространств). [43 с. – 93-95]
Основной проблемой устойчивости поликультурного общества предстает как проблема организации его пространства, на котором необходим порядок, безопасность, гарантии жизни и права человека. Она, в большей степени, связана с анализом институтов, которые задают обществу стабильный вектор развития, а также политических и образовательных инициатив, действий, которые полностью обеспечиваю культурную и социальную политику развития поликультурной среды. Стабильность любого поликультурного общества требует больших направленных усилий со стороны государств, правительственных и неправительственных организаций, образовательных и культурных институтов, СМИ и т. д.
Здесь, очень важно, выделить такое понятие, как языковая политика. По Г. О. Винокурову, языковая политика – это сознательное и целенаправленное руководство социальной языковой деятельностью, а так же воздействие на повседневную речь, направленное на ее совершенствование как важнейшее средство общения и показатель общей культуры человека. В общем виде, языковая политика, выступает, как общественное лингвистическое воспитание, «сознательное, активное и организующее отношение общества к языку как социальной традиции». [34 с. - 818]
На сегодняшний день, одним из главных и важных проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является ономастика поликультурного города. Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. [40] Город Костанай, как, впрочем, и весь Казахстан, считается поликультурным. Идея такая, что большой город – всегда поликультурный (зависит от количества человек).
В. В. Колесов в своей книге «Язык города» отмечает, что начало 1990-х годов породило огромное колличество трудов по социолингвистике, изучающей социальные функции языка в современном обществе. Но они слишком теоретизированы, в них не выявляется своеобразие каждого языка в отдельности, особенности конкретных городов в частности, отношение различных социальных групп к общим явлениям национального языка. Без знания городского языкового быта сложно выявить основные причины возникновения стилистических распространителей тех или иных особенностей литературного языка [41 с.-100].
Любой человек, всегда будет выступает одновременно в двух ипостасях: он воспринимает себя, в первую очередь, представителем рода человеческого и вместе с тем как члена какого-либо этноса, нации. Каждый представитель человеческого рода, как личность, индивид конечно же, выступает в качестве носителя общечеловеческих ценностей. Для него несомненное значение имеют ценности свободы, добра, любви, истины, эстетики и т.д. А как представитель определенного этноса или нации, индивид разделяет уже ценности своего этноса или нации. Индивид любит свою Родину, гордится принадлежностью к своему этносу, чтит свой родной язык, культуру, историческое прошлое своего народа и т.д. Данное замечание сделано не случайно, в республике Казахстан на 1 января 2011 года все население составляет 16 441 959 человек. А по национальному составу (данные демографического сборника Казахстана за 2011год) казахи составляют 64,03 % всего населения, на втором месте, как и предполагалось русские - 22,83 %, далее узбеки и украинцы - 2,92 % и 1,95 % соответственно, уйгуры - 1,42 %, татары - 1,24 % и немцы 1,10%, другие национальности составляют - 4,51 % населения Казахстана. [44 с. - 22]. В Казахстане наравне с казахами проживают русские, украинцы, узбеки и другие представители стран бывшего Советского Союза. А так же, в Казахстане проживают немцы, их число раньше было намного выше, до того момента, как у них появилась возможность уезжать на историческую родину – Германию. В незначительном количестве в Казахстане можно найти представителей Республики Беларусь, Польши, Молдавии, Болгарии и др.
Далее хотелось бы привести статистические данные по количеству населения различных национальностей проживающих, непосредственно, на территории Костанайской области на 1 января 2011 года (данные демографического сборника по Костанайской области за 2011год).
По состоянию на 1 января 2011 года в Костанайской области численность казахов составила 37,6% человек, русских – 42,8%, украинцев – 9,3%, узбеков – 0,1%, татар – 1,9%, немцев – 3,2%, корейцев – 0,4% человек. Белорусов в нашей области насчитывается 1,7% человек, башкир – 0,4%, азербайджанцев – 0,4%, молдаван – 0,3%, чеченцев – 0,2%, мордвы – 0,2% человека. При этом удмуртов насчитывается 0,2% человек, поляков – 0,2%, армян – 0,2%, чувашей – 0,1%, ингушей – 0,1%. Доля остальных национальностей составляет 0,7% человека. [7 с. - 8].
Возникновение казахстанского менталитета лежит в основе долгих лет совместной жизни и является результатом межэтнической интеграции, взаимовлияния, друг на друга, различных этнических культур и конфессий. Духом степей проникнуты не только казахи, но и русские, немцы и другие этнические группы. Известны представители этнических групп, которые проживали долгие годы в Казахстане, при переезде на свою историческую родину чувствовали дискомфорт, а иногда и противоречие, а так же непонимание со стороны основного массива своего этноса и были вынуждены возвращаться на свою вторую родину. Поэтому, мы в своем исследовании, считаем необходимым отметить, что в Казахстане следует сохранить свой общеказахстанский менталитет, несмотря на трудности, которые имеют место в жизни общества.
В плане единения народов Казахстана в новое сообщество важное место занимает формирование у людей чувства казахстанского патриотизма.Но на самом деле все обстоит намного сложнее и проблема формирования и воспитания у казахов и неказахов казахстанского патриотизма является одной из трудных идеологических задач, требующих своего разрешения на государственном уровне.
Межкультурная (интеркультурная) коммуникация – непосредственный или опосредованный объем информацией между представителями разных культур. [39 с. - 325]
Так в нашем городе работает Костанайская областная ассамблея народа Казахстана. Далее хотелось бы подробнее остановиться на каждом Национальном культурном центре.
Итак, в марте 1990 года, по инициативе небольшой группы аксакалов и членов созданной инициативной группы в области организовано Кустанайское городское общество «Қазақ тілі», которое возглавил Купешев Б.К., в то время директор школы-интерната им.И.Алтынсарина. В настоящее время его возглавляет Урынтаев Сагындык Мукашевич.
23 мая 1990 года был официально зарегистрирован Кустанайский областной центр советских корейцев с красивым названием «Ён-Коди». В 1998 году Центр был реорганизован в областной филиал Ассоциации корейцев Казахстана. В настоящее время филиал возглавляет Ким Юрий Михайлович, член областной Ассамблеи народа Казахстана.
Армянская община была зарегистрирована 9 февраля 1993 года. В настоящее время «Эребуни» возглавляет пользующийся большим авторитетом в общине Тороян Маиль Парникович, член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана.
А областная община украинцев была зарегистрирована 31 марта 1994 года. В настоящее время возглавляет областную общину украинцев Тарасенко Анатолий Владимирович, почетный Консул Украины в Казахстане (20 мая 2004 года было открыто Почетное консульство Украины), член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана, член редакционного Совета республиканского еженедельника «Украiнськi новини».
Областной чечено-ингушский культурный центр «Вайнах» организован, зарегистрирован 2 февраля 1995 года. С 2004 года чечено-ингушский центр возглавляет Тимаев Эльбрус Богданович, генеральный директор одного из крупнейших предприятий области по производству и переработке зерна ТОО «Каззернопродукт».
Азербайджанская община области «Бирлик» зарегистрирована 22 сентября 1995 году. В настоящее время общину возглавляет Иманов Гумбат Бахадурович. [10 с. - 36-37]
Русская община области была зарегистрирована 20 марта 1998 года. Ивлев Юрий Иванович, председатель Русской общины, директор областного Дома творчества, а так же директор Костанайского драматичекого театра, профессиональный работник культуры, член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана.
Национально-культурный центр народов Прибалтики «Янтарь» был создан и зарегистрирован 14 апреля 2000 года. Инициатором и бессменным председателем Центра все эти годы является Якушевич Сергей Ильич, член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана.
Таджикское общество «Шарқ» («Восток») одно из самых молодых в области. Оно было зарегистрировано 3 апреля 2003 года. Президент общества Эргашвой Эрматович Холметов. Частный предприниматель, член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана.
Национально-культурный центр «НEO AKPOПOЛИС» («Новый Акрополь») был зарегистрирован 16 сентября 2003 года. Инициатором создания греческого НКЦ выступил вместе с небольшой группой своих единомышленников Мармалиди Иван Иванович, частный предприниматель, профессиональный фотограф, в настоящее время член областной Ассамблеи народа Казахстана.
Туркменский национально-культурный центр Костанайской области
Туркменская диаспора одна из самых малочисленных. В области был создан и 30 марта 2004 года зарегистрирован туркменский национально-культурный центр. Президентом Центра является Мусаев Абульфаз Иман-Оглы, член областной Ассамблеи народа Казахстана. [10 с. - 36-37]
В апреле 2005 года в Республике Казахстан была создана и начала действовать новая общественная организация – Объединение юридических лиц «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» (АРСК). Костанайский областной филиал АРСК был создан и зарегистрирован 10 мая 2005 года. Областной филиал АРСК возглавил Медведев Святослав Александрович.
Польское культурно-просветительное общество «Надея» («Надежда»), образованно и зарегистрированно 27 мая 1997 года. Инициатором его создания и бессменным руководителем на протяжении всех этих лет является Гицевич Ромуальда Стефановна – один из активнейших членов Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана, член Совета Союза поляков Казахстана.
Центр еврейской культуры в области создан 28 октября 1993 года. С 2005 года Центр еврейской культуры возглавляет Рубинштейн Петр Николаевич, член областной Ассамблеи народа Казахстана. С обретением своей общественной организации для членов диаспоры появилась возможность ближе знакомиться друг с другом, вместе проводить время, отмечать национальные праздники, проводить литературные и музыкальные вечера.
Костанайское областное общественно-политическое общество немцев «Возрождение» Зарегистрировано общество в 1991 году, а его перерегистрация прошла в 1997 году. С июля 2001 года председателем общества является Ульрих Виктор Мартынович.
Татаро-башкирский национально-культурный центр «Дуслык» («Дружба») – ровесник Ассамблеи народов Казахстана. Инициатором создания Центра и бессменным его руководителем является Мухсинова Закия Гарифовна. [10 с. - 36-37].
Т. о. Костанай, является поликультурым городом, в котором смешение культур, является нормой, где на первый план выходит понятие политкорректности, которое необходимо учитывать в процессе регулирования жизни социума в поликультурной среде. Политическая корректность – неиспользование вербальных и не вербальных средств, подчеркивающих определенные аспекты идейности личности (пол, возраст, этническую и расовую принадлежность, физическое состояние и т.д.) [35с. - 209].