Музей Этнографии в России
У этого термина существуют и другие значения, см. Этнографический музей.
Российский этнографический музей | |
Дата основания | |
Местонахождение | Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1 |
Проезд | метро: «Гостиный двор», «Невский проспект» |
Телефон | +7 (812) 570-56-62 |
Открыт | 10.00—18.00 |
www.ethnomuseum.ru | |
Российский этнографический музей на Викискладе |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810526003объект № 7810526003 |
Росси́йский этнографи́ческий музе́й — один из крупнейших этнографических музеев Европы. Основан 22 января 1902 года как этнографический отдел Русского музея. Расположен в Санкт-Петербурге, на Инженерной улице, дом 4/1, рядом со зданием Русского музея. Здание музея построено в 1902—1913 годах по проекту архитектора В. Ф. Свиньина.
Содержание
[убрать]
|
Править] История музея
Датой основания Российского этнографического музея считается 1902 год, когда при Русском музее был образован отдельный этнографический отдел, впервые открытый в 1923 году для посетителей.
В 1934 этнографический музей становится самостоятельным музеем и именуется — Государственный музей этнографии. В августе 1948 года, после передачи коллекций Музея народов СССР в Москве, был переименован в Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР).
С 1992 года — Российский этнографический музей (РЭМ)
В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга этнографический музей принял роскошный подарок от города Иерусалима и государства Израиль - скульптуру Иерусалимский Лев (автор Руслан Сергеев).
Губернатор Санкт-Петербурга Яковлев, Руслан Сергеев, на открытии скульптуры Иерусалимский Лев, подаренной в честь 300-летия, 2003 год.jpg
Лев в этнографическом музее |
Править] Отделы музея
- Отдел этнографии русского народа
- Отдел этнографии Белоруссии, Украины, Молдавии
- Отдел этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
- Отдел этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
- Отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья
- Отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока
При музее действует «Детский этнографический центр».
Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь. К XVII веку на основе восточнославянской общности сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский народы. Также некоторые источники отдельными восточнославянскими народами считают русинов[1][2][3][4] и поморов[5].
Содержание
[убрать]
|
Править] История
Править] Источники
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи[6]. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны[7].
Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной[8].
Править] Миграция
Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным (см. Древние славяне). В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов. Между первым и девятым веками сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и венгры пересекали степи Северного Причерноморья, направляясь на запад. Несмотря на то, что некоторые из них могли покорить местных славян, эти народы оставили мало следов на славянских землях. В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов[9].
В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины.
Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.
Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток[10], где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород.[11] Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря возле Ростова.
К XII веку территория Киевской Руси из конгломерата славянских и неславянских племен, в разное время подчиненных династией Рюриковичей, превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были направлены преимущественно на северо-восток, где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления. К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье, славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Соликамск обосновались на Волге, Вятке и в бассейне Камы.
Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия, она разделилась и в этническом отношении на великорусский, украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал и Сибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик, к XIX веку проникли в Прибалтику, Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию, на Аляску и в Калифорнию.
В XX веке массовая эмиграция из постреволюционной России в 1917—1928 годах, из СССР и постсоветской России привела к образованию значительных общин восточнославянского населения в Западной Европе и Америке, а также концентрации их (в основном русских) в некоторых других странах.
Править] Этногенез
Основная статья: Этногенез славян
Причины экспансии славян в Европе обсуждаются исследователями в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов, которое опустошило центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев, сарматов, гуннов, авар, булгар, подготовив почву для расселения новых пришельцев.
В Восточной Европе славяне столкнулись главным образом с балтами и финно-угорскими народами, которых они частично ассимилировали. Балты, в отличие от финно-угров, были в то время близки славянам как по языку, так и по культуре и жизненому укладу. Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура, о этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили[12].
Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ, тогда ещё не заселенных славянами[12]. Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племен меря и весь, Ростов и Белоозеро, служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укрепленный опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога, Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов.
править] Образ жизни в раннем Средневековье
По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую, корчакскую, пеньковскую, колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III в. н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной черняховской культуры, ассоциируемой с государством Германариха. Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий»[13]. Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен с печами-каменками, объединенных в селища, то есть поселения не были укрепленными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоемах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.
Такое описание раннеславянской культуры в соответствии с данными археологии хорошо совпадает с письменными источниками того времени, суммированными Гиббоном (XVIII в.) и другими авторами: «…хижины строились или, вернее, скрывались в глубине лесов, на берегах рек и болот, и мы сделаем им честь, если сравним их с постройками бобров; подобно этим последним, они имели по два выхода — один на сушу, а другой в воду, для того, чтобы облегчить бегство их диких обитателей… Своим грубым довольством славяне были обязаны не столько своему трудолюбию, сколько плодородию почвы, а поля, которые они засевали пшеницей и птичьим просом, доставляли им, вместо хлеба, грубую и менее питательную пищу»[14] (вероятно, кашу). Редкое и скрытное расселение, защищавшее их лучше всяких городских стен, славяне в эту эпоху сочетали с партизанской тактикой и стратегией боевых действий. «Они сражались пешими и почти нагими и не носили никаких оборонительных доспехов, кроме тяжелого щита; оружием для нападения служили для них лук, колчан с маленькими отравленными стрелами и длинная веревка, которую они ловко закидывали издали и затягивали на неприятеле в петлю. В сражениях пехота славян была страшна быстротою своих движений, своей ловкостью и смелостью: они плавали, ныряли и могли долго оставаться под водой при помощи выдолбленных тростниковых трубочек, сквозь которые вдыхали в себя воздух, так что нередко устраивали засады в реках и озёрах»[15]. Возможно, именно такая стратегия войны и рассредоточения своего населения среди лесов и водоемов оказалась наиболее успешной в эпоху Великого переселения народов и создала для славян преимущества, обеспечившие их широкую экспансию в Центральной и Восточной Европе.
К V в. на месте киевской культуры и в других регионах к северу, востоку, западу и югу от неё возникает целый ряд родственных культур, таких как корчакская, колочинская и др. Славяне, оказавшиеся в результате миграций IV—V вв. в бассейнах озёр Чудское и Ильмень, сформировали культуру псковских длинных курганов. Эта культура находилась под сильным влиянием автохтонных угро-финских и балтских народов, от которых переняла специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало[16].
История России |
Древние славяне, русы (до IX века) |
Древнерусское государство (IX—XIII века) |
Государство Рюрика (IX век) |
Киевская Русь (X век—1240); (распад) |
Удельная Русь (XII—XVI века) |
Новгородская республика (1136—1478) |
Владимирское княжество (1157—1389) |
Княжество Литовское и Русское (1236—1795) |
Московское княжество (1263—1547) |
Объединение Руси |
Русское царство (1547—1721) |
Российская империя (1721—1917) |
Российская республика (1917) |
Советская Россия (1917—1922) |
Альтернативные образования |
Советский Союз (1922—1991) |
Российская Федерация (с 1991) |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
История Белоруссии |
Древнейшая история |
Киевская Русь (Полоцкое княжество • Турово-Пинское княжество • Городенское княжество) |
Великое княжество Литовское |
Речь Посполитая |
Российская империя (Северо-Западный край) |
Белорусская Народная Республика |
Белорусская ССР (ССРБ • Литовско-Белорусская ССР) |
Республика Беларусь |
Список правителей Белоруссии |
Портал «Белоруссия» |
|
Предки псковских кривичей, с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V—VIII вв. подсечно-огневым земледелием, их практически квадратные бревенчатые полуземлянки с печами-каменками все также могли находиться у берега реки, хотя для могильников уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы, расположенные преимущественно в отдалении от рек и озёр. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок, которых считают предками ильменских словен. Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали чересполосно, сближаясь медленно, что и было зафиксировано первым русским летописцем[17]. Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, произошёл лишь к X—XI вв.
Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у полян и северян. Их первые городища возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в.[18], что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII—IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время как только на Левобережье Днепра их было около сотни. У ильменских словен города появились не ранее IX в. под влиянием переселенцев из Скандинавии, основавших в первой половине VIII в. свою крепость Старая Ладога на месте ранее существовавшего славянского селища. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода, летописец относит к 862 г[17]. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племен (см. Древнерусские города). Так северяне, проживавшие на территории современных Воронежской, Белгородской и Курской областей, наряду с селищами в IX—X вв. строили укрепленные поселения, преимущественно у слияния крупных рек[19] (см. Роменско-борщевская культура). В X в. появилась крепость неподалеку от возникшего позже города Смоленск (см. Гнёздовские курганы).
Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов. Археологически они представленны соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель, Бабка, Хильчицы, Тушемль) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI—VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окруженный деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии)[20]. Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII в.[21], после чего не строились до X в.