Первая претензия: Арабское слово «уали»[248], использованное в данном аяте, не означает предводительства и руководства, а несет в себе значение дружбы и помощи. Поэтому в аяте не сказано о руководстве исламской общиной. В аяте повествуется о дружбе и помощи. На самом деле смысл аята таков: «Воистину, вашими друзьями (помощниками) являются только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и дают очищение, и они поклоняющиеся».
Ответ: Несостоятельность данного утверждения становится очевидной после небольшого рассмотрения смысла самого аята. В нем употреблено слово «иннама»,[249] которое в арабском языке несет значение «воистину только». Если допустить, что в этом аяте говорится не о руководстве, а о дружбе и помощи, то получается, что другом и помощником мусульман являются только те верующие, которые дают милостыню во время молитвы. Выходит, что если кто-то из мусульман не даст милостыню во время совершения молитвы, то он никогда не будет другом и помощником других верующих. Смысл получается именно такой. Но этот смысл противоречит другим аятам Священного Корана. А ведь как мы знаем одни аяты небесной книги никогда не противоречат другим. Всевышний Аллах говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу». [250] Независимо от того, дают мусульмане милостыню во время молитвы или нет, они всегда остаются друг для друга друзьями и помощниками. Поэтому единственно верное значение слова «вали» в этом аяте только «предводитель».
Вторая претензия: В этом аяте верующие, которые совершают молитву и дают очищение, упомянуты во множественном числе. Каким образом можно отнести данный аят к одному Али ибн Аби Талибу?
Ответ: Во-первых, просмотрев толкования Корана и сборники хадисов ученых обоих исламских направлений, не остается никаких сомнений в том, что данный аят был ниспослан в связи с поступком одного человека, и им является Имам Али (да будет мир с ним). Множество свидетельств указывает, что только он дал милостыню нищему во время совершения молитвы, и никто другой.
Во-вторых, в Священном Коране единственное лицо очень часто описывается множественным числом. Это делается или для указания величия этого лица, или же для подчеркивания значимости какой-либо темы. Например, во многих аятах Аллах говорит о себе «Мы», а не «Я». Очень часто в коранических аятах один человек упоминается во множественном числе. В 173-ем аяте суры «Семейство Имрана» сказано: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Обратившись к толкованиям Корана, мы увидим, что под людьми здесь подразумевается лишь один человек, которого звали Наим ибн Масуд.
В 11-ом аяте суры «Трапеза» говорится: «О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки». Так же как и в предыдущем примере, под словом «люди» в данном аяте подразумевается один человек, который во время одной из битв поднял меч и хотел ударить им Пророка Ислама. Но Аллах не дал ему сделать это.
В 61-ом аяте суры «Семейство Имрана» говорится: «Скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих». По единодушному мнению всех комментаторов Корана под фразой «наших женщин» подразумевается одна лишь Фатима – дочь Посланника Аллаха.
В-третьих, в данном аяте использование множественного числа подчеркивает величие Имама Али. В день битвы у рва, когда Имам Али вступил в схватку с богатырем неверных, которого испугались многие мусульмане, Посланник Аллаха сказал про Али: «Вся вера выступила против всего неверия».
Третья претензия: В этом аяте упоминается о выплате обязательного закята. Разве верующий должен ждать наступления молитвы, чтобы во время ее совершения выплатить положенный закят? И откуда у Али ибн Аби Талиба взялось имущество, количество которого достигало бы суммы, с которой положено выплачивать закят? Ведь всем известно, что он был беден.
Ответ: Выплата обязательного закята была вменена в обязанность мусульман только в Медине, после переселения туда Посланника Аллаха. Но во многих аятах Корана, которые были ниспосланы в Мекке до переселения мусульман в Медину, также говорится о выплате закята. Например, в 3-ем аяте суры «Муравьи», 4-ом аяте суры «Лукман», 7-ом аяте суры «Разъяснены». Из чего следует, что в этих аятах речь идет не об обязательном закяте, а о желательном, то есть о милостыне. Таким образом, использование в Коране слова «закят» не всегда означает выплату обязательного закята, но иногда означает милостыню и благотворительность.
Правильно, что Имам Али был беден, но это не значит, что он совсем не обладал каким-либо имуществом. Он имел доход, полученный с военных трофеев. Он не гнушался труда и зарабатывал своими руками, а приобретенную прибыль раздавал нуждающимся мусульманам. И не следует упускать из внимания того, что кольцо, которое Имам Али дал нищему, не было дорогим кольцом, а было всего лишь небольшим серебряным колечком.
Четвертая претензия: Истинный и искренний верующий во время совершения молитвы забывает обо всем на свете, и все свое внимание сосредотачивает только на Аллахе. Он не замечает ничего вокруг себя. Неужели можно поверить в то, что Али ибн Аби Талиб, благочестивый раб Аллаха, погрузившись в совершение молитвы, мог услышать голос нищего и дать ему милостыню?
Ответ: Действительно, искренний верующий во время молитвы должен полностью сосредоточить свое внимание на поклонении Аллаху, но это не значит, что он не должен замечать происходящего вокруг себя. Во-первых, многочисленные достоверные хадисы указывают на то, что Имам Али действительно дал милостыню во время совершения молитвы. И ниспосланный по этому случаю аят не считает этот поступок минусом для него, а наоборот, возвеличивает его и возводит до степени предводителя всех мусульман.
Во-вторых, сам Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род), являющийся самым благочестивым и приближенным рабом Аллаха, совершая молитву, не переставал замечать происходящего вокруг себя. В сборнике Навави «Сады праведных», который является одним из самых авторитетных книг в суннитском мире, приводится следующий хадис. Посланник Аллаха говорил: «Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить ее долго, но когда слышу плач ребенка, то сокращаю ее, не желая доставлять затруднения его матери». [251]Если во время совершения обязательной коллективной молитвы сам Пророк Ислама слышит голос плачущего ребенка, то является ли существенной и разумной претензия о том, что Имам Али услышал голос нищего во время выполнения желательной молитвы?
Пятая претензия: Дача милостыни во время молитвы нарушает молитву, поэтому верность этой истории сомнительна.
Ответ: Ни в одной из исламских книг по фикху не сказано о том, что указание другому человеку на свое кольцо нарушает молитву. Эта история абсолютно достоверна, иначе зачем столько шиитских и суннитских ученых привели ее в своих трудах. Если бы этот поступок нарушал молитву, то Имам Али никогда не совершил бы его, а Посланник Аллаха никогда не похвалил бы его. В молитвенной практике обеих исламских школ существует множество случаев, когда разрешается делать некоторые движения во время молитвы. Например, разрешается очистить одежду или тело от скверны, если во время молитвы они запачкаются ею. При опасности укуса змеи, скорпиона или другого животного разрешается защитить себя. И еще множество других случаев, которые подробно изложены в книгах по исламскому фикху.
Таким образом, 55-ый аят суры «Трапеза» указывает, что власть над исламской общиной после ухода Посланника Аллаха в мир иной принадлежит Имаму Али. И только он достоин руководить и наставлять мусульман после Пророка Ислама, ибо он является безгрешным, наиболее благочестивым, самым знающим и смелым из всех сподвижников Посланника Аллаха. Посланник Аллаха говорил мусульманам: «Тот, кто хочет жить как я, и умереть как я, а после смерти поселиться в вечном раю, который уготовил Господь, должен признать руководство Али и его потомков. Они никогда не собьют вас с пути истины и не введут в заблуждение. Горе отрицающим их превосходство». [252]
12. Аят «Очищение»
Аятом «Очищение» называют отрывок из 33-его аята суры «Сонмы», в котором сказано: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт (род Пророка), и очистить вас полностью».
Этот великий коранический аят указывает на безгрешность и непорочность семейства Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). В нем недвусмысленно говорится, что Всевышний Аллах удалил от них всю скверну и полностью очистил их от грехов и ошибок. Таковыми являются безгрешные имамы из пророческого рода, предводители верующих и наставники на истинный путь. Именно поэтому исламская религия повелевает всем мусульманам следовать и подчиняться им, ибо они никогда не введут людей в заблуждение. Ведь Пророк Ислама множество раз повторял: «О люди, я оставляю среди вас две драгоценности, и если вы будете держаться за них, то никогда не заблудитесь – Книгу Аллаха и мой род». [253] В исламской традиции семейством и родом (ахль аль-бейт) Пророка Ислама являются его дочь Фатима и двенадцать следующих друг за другом имамов, первый из которых Али, а последний Махди (да будет мир над ними всеми). Во главе с самим Посланником Аллаха они являются четырнадцатью непорочными и безгрешными примерами для всего человечества.
Многие сунниты, не признающие руководство пророческого рода над мусульманской общиной, выдвигают различные мнения относительно того, кто же на самом деле относится к семейству и роду Пророка, о котором идет речь в данном аяте. Одни из них говорят, что к семейству Пророка относятся только его жены. Другие утверждают, что жены и все остальные его родственники. Третьи пошли еще дальше, и говорят, что здесь идет речь о сподвижниках. Во всех случаях, когда Всевышний Аллах ниспосылал аяты, требующие толкования, Посланник Аллаха всегда разъяснял значение и смысл ниспосланных аятов. В случае с данным аятом Пророк так же дал исчерпывающие разъяснения относительно того, о ком идет речь в данном аяте и кто относится к его семейству (ахль аль-бейт). Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем мусульмане не погрузились в сомнения и разногласия.
Во многих трудах суннитских ученых приводится следующий хадис, повествующий о событиях, имевших отношение к аяту «Ощищение». Передается от Аишы: «Однажды утром Посланник Аллаха вышел из комнаты, и на нем была накидка. К нему подошел Хасан, и он взял его под накидку. Затем подошел Хусейн, и его он взял под накидку. Потом подошла Фатима, и ее Пророк взял под свою накидку. Затем подошел Али, и его он также взял под накидку. После этого Пророк прочитал следующий аят: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-бейт, и очистить вас полностью». [254]
Эта же история приводится и другими путями. Когда аят «Очищение» был ниспослан в доме Умм Саламы (другой жены Пророка), Пророк позвал Фатиму, Хасана, Хусейна, а Али стоял за его спиной. После этого он накрыл их своей накидкой и сказал: «Господи, они мое семейство. Удали от них скверну и очисти их полностью». Умм Салама спросила: «О Посланник Аллаха, я из них?» Пророк ответил ей: «Ты на своем месте, и ты в благодати». [255]
Эта история описывается большим количеством суннитских ученых. Среди них Хаким Нишабури, Насаи, Замахшари, Табари, Суюти и другие. Фахр Рази, после толкования 61-ого аята суры «Семейство Имрана», приводит в своем тафсире данный хадис и пишет: «Знай, этот хадис из тех хадисов, о достоверности которых ученые имеют единодушное мнение». Этот хадис свидетельствует о том, что к семейству (ахль аль-бейт) Пророка Ислама во времена его благородной жизни относились Али, Фатима, Хасан и Хусейн (да благословит их всех Аллах). В последующие годы согласно повелению Всевышнего Аллаха, отраженному в завещании Его Посланника, к ним присоединились еще девять потомков Пророка Ислама.
Суюти, Тирмизи, Хаскани и ряд других толкователей Корана и составителей сборников хадисов приводят в своих книгах следующий хадис: «В течение шести месяцев после ниспослания аята «Очищение» каждое утро перед молитвой Пророк подходил к дверям дома Али и Фатимы, и говорил: «Молитва, о мое семейство. Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, и очистить вас полностью». [256]