Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологическая катастрофа – означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе, глубочайший, всесторонний кризис человека




Если в конце XIX века Ф.Ницше сказал, что Бог умер, то в XX веке Э.Фромм сказал, что умер человек.

В начале XX века стал очевиден кризис антропоцентризма как идеи особого места и роли человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой. Об этом заговорили многие мыслители:

Н.А.Бердяев Е.Н.Трубецкой С.Л.Франк - отмечали, что мировоззрение антропоцентризма способствовало противопоставлению человека и окружающего мира. Культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нём самоуверенность и эгоизм, чрезмерные амбиции вместо кропотливой работы над своей духовностью. В наше время наступил конец человечности, всё стало вседозволенным. Антропоцентризм вылился в насилие над историей и привёл к вражде в отношениях с природой;
Ф.Ницше А.Шопенгауэр - делали акцент на особой роли в человеке его инстинктов и влечений, которые порождают волю к власти, жестокость и бесчеловечность в действиях людей. Они призывали не идеализировать человека, а рассматривать его и под углом зрения негативных форм деятельности;
З.Фрейд - обосновал идею об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действиях;
Э.Фромм - выделил и охарактеризовал такие проявления «злокачественной агрессии» современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, садизм, которые в XX веке стали массовым явлением;
К.Лоренц - подчёркивал, что в наше время человек оказался враждебен природе, превратившись в её разрушителя и убийцу. Исходящее от него зло непреодолимо, а благо достижимо. Велики «грехи» современного человека: насилие над природной средой, бездуховность, широкомасштабные военные конфликты и др.;
Е.И.Замятин Р.Брэдбери - писали, что человек превратился в «расчеловечившегося зверя». Указывали на различные признаки духовного и физического вырождения человека, утрату им человечности, социокультурных качеств.

 

Человек и в самом деле значительно изменился в течение XX столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологических качеств, что связано с воздействием на человека научно – технического процесса.

Изменения, происходящие в современном человеке: - под воздействием бурного развития науки и техникистал разрушатьсятак называемый«природный» человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества;
- Н.А.Бердяев в статье «Человек и машина»подчёркивал, что современная эпоха влечёт культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека. Техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она даёт человеку ощущение своего могущества и подталкивает его к вторжению во внешний мир. Разрушается сама человеческая природа, его душевно – эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. Технический мир на какой-то ступени развития как бы восстаёт против своего творца и более уже не повинуется ему;
- К.Ясперссчитал, что в современной ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и обретает ощущение беспомощности. Он уже, как бы, не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, он деловит и действует по правилам. Он нивелирует и теряет своё индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствует социальная масса и всесильный аппарат деспотичного государства, которые растаптывают его и лишают свободы существования;
- учёные отмечают, что современный технический мир порождает кризис природного человека. По мере развития техники сам человек тоже становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику функционирования и развития технической среды его обитания. Для «технологического человека» характерны вытеснение высокой духовности и любви, переживаний и других чувств, подмена их автоматическими реакциями и набором ежедневно выполняемых функций, как это обычно делает робот. Да и сама жизнь человека как организма уже нередко является жизнью с искусственными органами, вплоть до самого сердца. Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд, активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль всё больше заменяется машинным мышлением. Техника даёт возможность даже детей выращивать искусственным способом, лишая женщин материнского счастья. Всё это – зримые признаки умирания природного человека. Он умирает путём разрушения своих корней в виде естественного образа жизни, и трудно сказать, кем он станет в будущем. Да не окажется ли и само будущее, будущим без человека;
- Э.Фромм в книге «Революция надежды» писал о полностью механизированном обществе, в ходе становления которого «человек сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, всё больше превращается в частицу тотальной машины». Человек в современном обществе как бы утрачивает контроль над собой и слепо выполняет те решения, которые принимают за него электронные машины. У него нет других целей, кроме производства и потребления. - вывод: «Мы все пассивны. Мы ничего не желаем, но и ничего не не желаем. Мы стремительно превращаемся в бездумную и бесчувственную машину»; - как отдельную проблему он рассматривал негативное влияние техники на социальный характер человека. Машинный мир развивает в человеке деструктивность в форме некрофилии (страсть к разрушению жизни). Любовь к неживому проявляется в поклонении автомобилю, в увлечении фотографией, в аппаратомании. XXв. породил тип человека, для которого страсть к разрушению в форме войны стала естественным образом его жизни; - современный человек – это «рыночный» человек. Для него весь мир превращён в объект купли-продажи. Продаются уже не только вещи, но и сам человек, его физическая сила и ловкость, знания и умения, мнения, чувства и даже улыбка. Другой же человек воспринимается всего лишь как инструмент для достижения каких-то утилитарных целей, потребления и обогащения.

 

Т.о., мир коренным образом изменился, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в им созданном искусственном техническом мире. Поэтому он – неестественный человек, существо всё более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него, словно в чужую и враждебную среду, и поэтому он – одинокий человек. Вместе с тем это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознаёт он это или нет, он является «гражданином мира».

Острые противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нём.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.