ТЕМА 3.8. «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».
Понятие общественного прогресса, его критерии.
Вопрос о направленности человеческой истории был и остаётся дискуссионным. И это естественно, ибо общественная жизнь полна разнообразных свидетельств того, что в мире происходят необратимые изменения, а вопрос о характере этих изменений – регрессивных или прогрессивных – никогда не был безразличным для людей.
В истории философии сложились два варианта решения вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.
Представители первого утверждают, что человеческая история движется по пути регресса, т.е. такого типа развития, который означает деградацию, переход от высшего к низшему.
Философия Античности: | - древнегреческий поэт Гесиод (VIIIв. до н.э.) разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотой век отличался высокими нравами, но от века к веку люди развращаются и возвращаются в эпоху железа (современного ему общества), полностью деморализуются. В результате общество погружается в пучину распрей и конфликтов, господства низменных желаний и страстей; - в мифах существовало представление о некоем «золотом веке» человечества – безмятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали людей; - Сенека – представитель фатализма был убеждён, что человек подчинён судьбе и обстоятельствам жизни. Настоящее время кратко как миг, а будущее сомнительно, поэтому человеку остаётся лишь прошлое как единственно определённое и устойчивое; |
Философия Средневековья: | - христианство считает, что самым совершенным было состояние Адама и Евы. После их «грехопадения» человечество постепенно деградирует, что завершится «концом света». Считалось, что в истории уже всё заранее предрешено, и места для свободы и творчества не остаётся. Аналогичная идея нашла своё отражение и в других религиях; |
Философия Нового времени: | - Ж.-Ж.Руссосформулировал и обосновал идею противоречивости общественного прогресса. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведёт к нравственной деградации и падению человека. Естественной для существования человека является природа, к которой ему следует возвратиться; |
Современная философия: | катастрофа, закат, сумерки, конец – все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, ещё более общо – с культурой Запада. - Ф.Ницше ярко выразил идеи апокалипсиса: «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, но не задумываясь, боясь задуматься»; - О.Шпенглер в книге «Закат Европы»нарисовал внушительную картину деградации западноевропейской культуры. Сравнивая её с исчезнувшей древнегреческой культурой, автор предсказывает её гибель в результате наступления цивилизации, которая иссушит творческий порыв; - Ю.Бохеньский, представитель неотомизма критически настроен по отношению к прогрессу: «какой-то прогресс происходит – и на уровне отдельной личности и на уровне целого народа, и к нему необходимо стремиться». Однако, по его мнению, «вера в постоянный прогресс человечества, идущего ко всё более высокому, совершенному состоянию, к раю на земле, к «свету» и тому подобному – одно из самых вредных заблуждений, унаследованных от XIXв.» |
Соотнесение идей регресса с реальными условиями показывает, что они, как правило, разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.
Представители оптимистического варианта оценки исторического процесса исходят из того, что в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.
Философия Античности: | - для большинства античных философовистория общества – простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное и вечное («космос», «логос», «мировой разум»); |
Философия Эпохи Возрождения: | - появилась уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья; - Т.Мор, Т.Кампанелла – социалисты – утописты, разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и свободное развитие человеческой личности; |
Философия Нового времени: | - представители французского Просвещения XVIIIв. (Ж.А.Кондорсе, Ф.Вольтер) увязывали общественный прогресс с развитием научного знания, культуры. Полагалось, что история общества – продукт Разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Просветители давали высокую оценку нарождавшейся промышленной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее; - итальянский философ Д.Вико предложил иное понимание общественного прогресса. Он считал, что каждый народ проходит в своём развитии три эпохи – божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь начинается по восходящей линии. Т.о., в истории складывается круговорот, повторение пройденного; |
Немецкая классическая философия: | - Г.Гегельобосновывает идею закономерности и неодолимости прогресса общества. Он попытался представить историю общества как логичный процесс смены состояний, двигателем которого является «мировой разум». История – это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Мировой разум придаёт развитию общества разумный порядок и строгую гармонию; |
Классическая марксистская философия: | - К.Маркссчитал, что общественно – экономические формации – это ступени восходящего развития человечества. Локомотивами истории являются творчество трудящихся, социально – классовая борьба и революции. На смену «неподлинной» истории неминуемо придёт коммунизм, который освободит человека от рабства в различных формах его проявления. Коммунизм – это идеальное состояние истории, скачок человечества из «царства несвободы» в «царство свободы»; |
Русская социальная философия: | - представители естественнонаучной философии(М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность с точным знанием, развитием техники и промышленности; - Г.В.Плеханов и В.И.Ленинсмотрели на прогресс общества сквозь призму материалистического понимания истории и теории классовой борьбы; - славянофилы (И.В.Киреевский и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность); - представители русской религиозной философии (В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев) считали, что в основе решения проблемы прогресса общества лежит сохранение духовности в таких её формах, как религия и мораль, нравственность людей. Они отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже во имя самых высоких целей; |
Современная западная философия: | - О.Тоффлер, У.Ростоусвязывали прогресс общества с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно – технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. |
Прогресс общества – это, прежде всего, становление цивилизованности, (культурности) во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Сферы его проявления совпадают с основными подсистемами общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический прогресс в обществе.
Прогресс никогда не выступает в чистом виде. Он всегда сопряжён с потерями, попятным движением в определённом направлении, с утратой некоторой части возможного развития.
Прогресс и регресс – две стороны исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении – это всегда регресс в другом. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю, идущую вперёд гладко и аккуратно, прямолинейно, без зигзагов, попятных движений или застоя в развитии.
И всё же анализируя историю общества, можно с уверенностью сказать, что она – во всяком случае, до сих пор – двигалась в целом по пути прогресса.
Критерии общественного прогресса: | - рост производительности труда на основе совершенствования средств производства и организации труда; |
- совершенствование рабочей силы, появление новых производственных навыков и знаний, изменение существующего разделения труда; | |
- увеличение объёма информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества; | |
- рост общественных потребностей, совершенствование способов их удовлетворения; | |
- более высокому уровню развития производительных сил соответствуетболее высокая форма производственных отношений и общественной организации в целом; | |
- усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов; | |
- происходит интернационализация общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию общечеловеческих идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. |