В современной политической науке существуют различные классификации политических систем, которые основаны на разнообразных критериях. Отечественными и зарубежными политологами и юристами в качестве критериев типологизации политических систем чаще всего берутся следующие: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная принадлежность и ряд других.
По типу общественно-экономической формации марксизм делит политические системы на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.
Типологизация Г. Алмонда основывается на типе политической культуры и ролевой структуре (то есть структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, СМИ). Главное – это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично- индустриальную, тоталитарную.
Англо-американская политическая система характеризуется однородной и плюралистической политической культурой. Подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций. Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп.
Континентально-европейская политическая система отличается раздробленностью политической культуры, наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часты правительственные и парламентские кризисы. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Италии, Германии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.
Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы с точки зрения коммуникации и координации усложняют отношения в обществе.
В политических системах тоталитарного типа, по мнению Г. Алмонда, существует принудительный тип политической активности, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата, контролируется, как правило, одной монолитной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.
Широкое распространение получила типология политических систем общества, в основе которой лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют авторитарные, либеральные и демократические политические системы.
В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.
Достаточно часто исследователями осуществляется типологизация политических систем общества, основывающаяся на форме государства. При таком подходе внимание концентрируется на двух признаках: во-первых, кто правит, во-вторых, каково территориальное устройство политической системы общества. В соответствии с первым признаком политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские).
Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные, конфедеративные.
Широко известна типология современных политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных странах мира практики формирования правительства политическими партиями. Сообразно такому подходу выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы.
В зависимости от характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые политические системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.
Деление политических систем на традиционные и модернизированнаые основывается в зависимости от специализации ролей и функций политических институтов. Для современных традиционных систем характерны устаревшие принципы организации общества, связанные с религиозными культами и магическими ритуалами, неразвитость гражданского общества, господство олигархии, глубокое социальное расслоение. Модернизированные системы имеют цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений.
Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главная цель консервативных политических систем – сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти. Для трансформирующихся систем характерно проведение общественных преобразований. Среди последних следует различать два типа систем: 1) реакционные системы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.
Существует множество и других, менее распространенных классификаций. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.
Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет важное значение для жизнедеятельности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.
Политическая система России за последние годы претерпела радикальные изменения, приблизившись во многом по своим контурам и особенностям функционирования к политическим системам демократических стран. Вместе с тем этот процесс далек от своего завершения, страна находится в мучительных поисках форм и принципов организации общественно-политической жизни в рамках демократической парадигмы, многократно усложняемых многонациональным составом населения и ослаблением политического центра. Гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато «сверху» и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений.
За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это: незначительное увеличение «среднего класса», некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений[22].
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: сегодня политическая система России находится в состоянии переходного периода от авторитарного типа к демократическому.