Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
Театр Расина. «Андромаха»
обращение Расина к древнегреческому мифологическому сюжетуотличается от "Фиваиды" прежде всего масштабом нравственной проблемы,органической спаянностью различных элементов идейной и художественнойструктуры произведения. Основная драматическая ситуация "Андромахи "почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия. Но она же возвращает нас к типовой сюжетной схеме пасторальныхроманов, казалось бы, бесконечно далеких по своим художественным принципамот строгой классической трагедии: В "А" идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти,которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, нонеподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личностьстоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, онаоказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей,играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором вырослафранцузская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется вэтой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннеевысвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладалигерои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение иосуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым тремиз-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужойбезжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой,- изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести вжертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга.Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится.Антагонисты А, Пирр и Гермиона, казалось бы, внешне свободные врешении своей и ее судьбы, связаны и порабощены своей страстью не меньше,чем Андромаха своим положением пленницы. И еще меньше волен распоряжатьсясобой Орест. Возникает парадоксальная ситуация: все колебания и повороты вих судьбе, иными словами, все развитие действия трагедии определяется тем,какое решение примет Андромаха, а она в состоянии принять лишь мнимоерешение. И такую же цепочку мнимых решений представляет удивительная понапряженности событий развязка: убийство Пирра приносит Оресту вместожеланной награды - безумие, Гермионе вместо удовлетворения ее оскорбленнойгордости - безысходное отчаяние и добровольную гибель. Таким образом, еслигерои Корнеля знали, на чтоони идут, чем и во имя чего жертвуют, то герои Расина исступленно сражаютсяс собой и друг с другом во имя мнимостей, обнажающих свой истинный смыслслишком поздно. И даже благополучная для главной героини развязка - спасениесына и провозглашение ее царицей Эпира - несет на себе печать мнимости: таки не став супругой Пирра, она тем не менее принимает в наследство, вместе сего престолом, обязательство отомстить за того, кто должен был занять местоГектора. Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения"А" не только в этом несоответствии поступков героев и ихрезультатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешнимположением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивыхстереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых суниверсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушаютэти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пиррне просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру,рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместотого чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти своедостоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом. Разум присутствует в трагедии как способность героевосознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счетевыносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознаниесвоей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому,что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборовобуревающие их страсти.
Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 449 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки.
© Никола Тесла |