Вебер отмечает: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является.Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием.Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным.Еще одно важное замечание, которое делает Вебер: предметом его концепции являются действия индивидов, а не коллективов. Употребляя понятия государство, корпорация, семья, армейское подразделение и т. д., следует иметь в виду, что эти и другие социальные структуры сами по себе не являются субъектами социального действия. Поэтому, с точки зрения Вебера, нельзя, например, понять действие парламента или президентской администрации, фирмы или семьи, но можно и нужно стремиться к тому, чтобы интерпретировать действия составляющих их индивидов. Вебер выделил четыре типа социальных действий индивидов, которые различались по степени рациональности, присутствующей в них: 1 целерациональное,2 ценностно-рациональное,3 аффективное,4 традиционное.
Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную –
эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;
4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке». Из этой классификации следует, что может быть социальное действие, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают, в нем присутствует рельефно выраженная цель и адекватные ей осмысленные средства.
ВОПРОС 17. Соц.взаим. Сорокина. Специфику взаимодействия он видит в социокультурных факторах, которые определяют характер, типы и формы социального взаимодействия людей в обществе. По его мнению, социальное взаимодействие возможно при определенных условиях:
1) наличности двух и большего числа индивидов,
2) наличности актов, посредством которых реализуются те или иные виды взаимодействия;
3) наличности проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Типы взаимод.:1) взаимодействия между двумя индивидами; 2)взаимодействия между одним индивидом и многими индивидами;3) взаимодействие между многими индивидами или между двумя группами индивидов
Рассматривая качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов, он выделяет следующие взаимодействия:
а) односторонние и двусторонние;
б) длительные и временные;
в) антагонистические и неантагонистические;
г) шаблонные и нешаблонные;
д) сознательные и бессознательные;
е) интеллектуальные, чувственно-эмоциональные или волевые.
Дальнейший анализ социального взаимодействия П. Сорокин связывает с причинно-функциональной зависимостью, которая ведет к коллективному единству или коллективной индивидуальности. Он ищет пути или критерии интеграции на основе космическо-географических, биолого-физиологических и социально-психологических факторов. Построение всей системы социальных взаимодействий завершается трехуровневой иерархией. Первый уровень взаимодействия - это межиндивидуальные отношения. Эти отношения становятся социальными в «элементарных» группах, которые представляют собой единение людей по какому-либо одному из общих признаков (например, по признаку пола, возраста, дохода, профессии и т.д.). Второй уровень - это различные комбинации «элементарных» групп, образующих коллективное единство. Третий уровень - это отношения между «кумулятивными» группами, объединенными вокруг нескольких признаков (например, классы, нации, элиты и т.д.). Таким образом, общество как сложный социальный агрегат - есть совокупность «элементарных» и «кумулятивных» групп.
Согласно П. Сорокину, общество существует благодаря организованным типам взаимоотношений между людьми в обществе. Изучая их, он выделяет следующие основные типы интеракции:
а) семейный тип;
б) договорный тип;
в) принудительный тип
г) смешанный.
Завершает свою теорию социального взаимодействия П. Сорокин учением о «социокультурной динамике». Он считал, что социальная структура общества должна включать в себя не только социальные группы, но и институты. Социальные институты отличаются от групп тем, что они представляют собой такие образования (организации), которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие их потребности;2) единым этносом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Таким образом, социокультурное взаимодействие состоит из следующих взаимосвязанных элементов: совокупности нематериальных значений, идей и ценностей