Б28 Краткий курс по политологии: учеб. пособие / В. В. Баталина. — Окей-книга, 2007. — 143 с. — (Скорая помощь студенту). — ISBN 5-9745-0154-3. — ISBN 978-5-9745-0154-8.
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология».
Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.
Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.
УДК 32 ББКбб.0я73
© ЛА "Общественная редакциям, 2006 © Окей-книга, 2007 |
ISBN 5-9745-0154-3 ISBN 978-5-9745-0154-8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и метод истории политических учений... 7
2- Политические традиции Древнего Востока............ 8
3. Политико-правовая традиция Античности......... 10
4. Политико-правовая традиция Средних веков.... 11
5. Политико-правовая доктрина эпохи Возрождения
и Реформации................................................................ 13
6. Политико-правовая традиция Нового времени. 14
7. Политико-правовая традиция США...................... 16
8. Политико-правовая традиция Арабского Востока 17
9. Основные этапы развития западноевропейскойполитологии ". 18
10. Политические науки в России.............................. 20
11. Особенности российской политической традиции 21
12. Основные факторы и характеристики становления
и развития российской государственности............. 22
13. Типология включения в состав России различныхрегионов и народов. Исторические особенностиразвития страны как национальной державы............................................................ 24
14. Власть и собственность в отечественной политическойтрадиции 25
15. Реформы и контрреформы в политической
истории России............................................................. 26
16. Советская модель общества и политической
истории XX в................................................................... 28
17. История, предмет, методология и понятийно-категориальный аппарат политической науки 29
18. Понятие, происхождение и механизмы осуществлениявласти 31
19. Легитимность власти............................................. 33
20. Политическая жизнь, основные характеристики 34
21. Политическая система.......................................... 36
22. Типология, функции и организация политическойсистемы 37
23. Институциональные основания политики...... 39
24. Политические отношения и процессы.............. 40
25. Субъекты политики (сущностная характеристика,типология, иерархия) „ 42
26. Генезис, сущность и формы государства.......... 43
27. Типы и формы государства.................................. 45
28. Политическое лидерство и политический стиль 46
29. Политическая культура, теория политических
изменений....................................................................... 47
30. Основные школы и направления; типология политическихсистем и режимов 49
31. Современные политические культуры (сравнительныйанализ) 50
32. Современная концепция политической модернизации 52
33. Перспективы политической модернизации в России 53
34. Методы, концепции и понятийный аппарат политическойсоциологии 55
35. Специфика социологического анализа политическойжизни 56
36. Субъекты и формы проявления политической жизни 57
37. Социологический анализ политической жизни 59
38. Социологическая характеристика политическихизменений 60
39. Типология современных политических режимов 62
40. Основные черты и разновидности демократическихрежимов. Проблема издержек и пределов демократии...... 63
41. Характеристика авторитарных режимов........... 65
42. Концепции тоталитаризма. Основные признаки
и разновидности тоталитарных режимов................. 66
43. Политическая стратификация
и политическая модернизация................................... 68
44. Функция и структура политического сознания 69
45. Идеология и ее роль в политике........................ 71
46. Общественное мнение......................................... 72
47. Политические идеологии современной России 74
48. Политические партии, элиты и лидерство...... 75
49. Механизм становления гражданского общества в России... 77
50. Современные тенденции мировой политики. 78
51. Соотношение внутренней
и внешней политики..................................................... 80
52. Участники международных отношений............. 81
Международные системы, международные взаимодействия{конфликты и сотрудничество) 83
54. Альтернативы нового мирового порядка......... 84
55. Россия в мировом политическом процессе..... 86
56. Особенности методологии политического анализа 87
57. Методы политического анализа.......................... 89
53. Прогнозирование и моделирование политического
процесса (специфика, технология, инструментарий) 90
59. Политический маркетинг........................................ 92
50. Политическая социализация и мобилизация.... 94
61. Политическая реклама...............'.......................... 95
z2. Политическое консультирование, лоббирование,
переговоры................................................... (.......................... 96
63. Технология избирательных кампаний.............. 98
64. Конфликты как явление общественной жизни. 99
65. Типология конфликтов....................................... 101
66. Политические конфликты и способы их разрешения 102
67. Причины политических конфликтов................ 104
68. Предупреждение политических конфликтов.. 105
69. Инициирование, регулирование и разрешениеполитических конфликтов: методология, методика
и процедуры................................................................. 107
70. Политика и управление...................................... 109
71. Государственная политика, ее сущность и виды 110
72. Механизмы разработки государственной политики 112
73. Политическая кампания......................................... 113
74. Теории государственного управления.................. 115
75. Неоинституциональное государственное управление 116
76. Теории бюрократии, всеобщности административногоуправления. 118
77. Управление и самоуправление; соотношениегосударственного и муниципального управления 120
78. Мировой опыт и российская спецификагосударственного и муниципального управления 121
79. Предмет и метод политической регионалистики 123
80. Субъекты региональной политики.................. 124
81. Процесс институционализации общества и основныеподходы к его изучению 126
82. Отраслевой и территориальный принципы управления
и их отражение в политических системах.............. 128
83. Регионалистина и территориальные движениясовременности 129
84. Подсистемы региональной политики: экономическая,демографическая, эко-, этно- и геополитика 131
85. Политическая регионалистина в российском
измерении..................................................................... 133
86. Предмет и метод этнополитологии................. г, 135
87. Основные направления и концепции этнополитологии... 137
88. Этнополитологические измерения системымеждународных отношений 138
89. Национализм в современном мире. Этнополитическиепроблемы современной России 140
90. Проблемы глобализации современного мира 142
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Теоретическое осмысление реальности предполагает исследование истории политических учений. Политические >"чения прошлого, будучи одной из форм теоретического знания, оказали воздействие на разработку теоретического обоснования современной внешней и внутренней политики многих государств. Необходимость анализа и тщательного исследования политических учений определена потребностями современного общества в разработке технологий управления обществом.
j=n К истории политической науки относится процесс ГТ1У возникновения и эволюции различных политических L-—^ учений. Политические теории и учения разрабатывались с древнейших времен политическими деятелями и учеными в разных странах.
Наука, изучающая процесс развития политических идей и теорий, а также их отличительные черты, называется историей политических учений.
I Предметом истории политических учений являются политические теории, которые возникали и развивались в разные исторические периоды и вследствие этого характеризуются особенностями, соответствующими социально-экономическому и политическому развитию каждого конкретного периода времени.
Предмет истории политических учений также имеет отличительные черты. К ним относятся от-
ражение политического и правового сознания общества, мировоззрения общества и, что не менее важно, политической культуры общества.
r^jj Специфика предмета и методов исследования по-3 Ш зволяет говорить о важности истории политических учений, поскольку она помогает современнику изучать политические действия в реальном времени. Отсюда вытекают ее социально-политические обязанности: она помогает понять ход развития политических идей и теорий, подготавливает теоретическую основу для решения существующих политических проблем, учитывая предыдущий политический опыт. История политических учений создает теоретическую основу решения политических проблем в перспективе, интегрирует политические идеи и теории прошлого для использования опыта прошлого в современной политике. Изучение истории политических учений необходимо для совершенствования существующих политических систем, для разработки современных технологий управления обществом, для создания методик современного управления и оптимизации экономической стратегии государства.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Первые политические теории возникли в странах Древнего Востока, прежде всего в Индии, Китае, Египте. Их характеризует общая тенденция: в основе этих теорий лежали мифологические и религиозные традиции.
г^т] В древнеиндийских философских учениях выделя-1 Ш ют два направления: брахманизм и буддизм. Оба они опираются на религиозно-мифологические традиции. Древнейшие тексты Веб относят к III—IV тысячелетиям до н.э. В трактатах древних ариев была обоснована система Варн, которые включали различные социальные группысвободных граждан. Высшая социальная ступень представляла варну брахманов — жрецов, следующую социальную ступень занимали кшатрии — воины, далее идет варна вап-uiu.ee -г* сюда входили земледельцы, торговцы и ремесленники и самая низшая варна шудр включала бедняков. Правовые документы, к которым относят 'Законы Ману», закрепляют это деление общества на строго обозначенные социальные группы. В брахманизме важным был догмат о «семичленном царстве», который включал семь элементов государственного устройства: царя, советника, страну, крепость, казну, войско, союзников.
Буддизм возник в древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем буддизма стал индийский принц Сиддхартха Га-утама, получивший впоследствии имя Будда. Главная идея буддизма — проблема бытия личности. Основу буддизма составляет принцип духовной свободы человека, индивидуальное совершенствование личности для достижения высшей цели — нирваны. Буддизм потеснил брахманизм идеей равенства всех людей независимо от их кастовой и сословной принадлежности.
В китайской политической традиции основными школами были: школа Дао (даосизм) и конфуцианство (I тысячелетие до н.э.). После того как буддизм проник в Китай, эти три религии определяли в этой стране вплоть до XX в. систему идей, на которую опирались отношения людей к действительности и друг к другу, к целям социальной деятельности, к вопросам развития государственности. Даосизм (Дао — путь) провозгласил, что мудрый правитель может ничего не делать, чтобы управлять государством. Соблюдая принцип бездействия, можно достичь гармонии, и страна будет процветать. Конфуцианство основано на идеализации благородства, доброго и справедливого отношения правителя к народу, почтительности к старшим.
3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ АНТИЧНОСТИ
Основы современной правовой традиции европейских государств берут начало в античной философской мысли.
г^П Известнейший философ Греции Платон (347 г. до н.э.), |1Ш происходивший из царского рода, разрабатывая проблемы этики, постепенно пришел к разработке вопросов политики, педагогики, психологии и теории познания. Занимаясь учением о государстве, он создал систему «объективного идеализма». Политические взгляды Платона можно проследить по его трудам: «Государство», «Политика» и «Законы». Платон связывает индивидуальную добродетель и общественную справедливость в идеальную основу для создания государства. Он считает идеальным сочетание отдельных добродетелей с государственным устройством в целом. При этом он называл правильными типами государственного устройства монархию и аристократию, а тимо-кратию, олигархию, демократию и тиранию — искаженными типами.
r^Tl Идеи Платона были развиты Аристотелем (384— |2Ш 322 гг. до н.э.). Аристотель создал учение о целесообразном развитии мира. Он предполагал, что государство должно существовать для создания и упрочения блага всех граждан, создания «счастливой и прекрасной жизни». Он считал лучшим государственным устройством «политию», которая объединяет в себе все лучшее, что есть в «аристократии» (в изначальном значении этого слова как «правление лучших») и «демократии». При этом физический труд, такой как земледелие, торговля, ремесло, должны выполнять рабы, «не греки», варвары. Раб — необходимый элемент социальной структуры полиса (государства). Важным признаком свободного гражданина является наличие досуга, необходимого для осуществления эстетической либо умозрительной деятельности. В римской правовой традиции яркой фигурой стал Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н.э.) — государственный деятель, оратор, теоретик риторики. Цицерон как философ вырос под влиянием философии эллинизма. Он отстаивал идею единства философской теории и практической гражданской жизни. В этике Цицерон стремился соединить принцип самодостаточности добродетели с принципом меры, называя, так же как и Аристотель, «внешние блага» «желательными» для человеческого счастья. В противовес стоическому фатализму он отстаивал идею свободы воли. В своих трудах «О пределах добра и зла», «Об обязанностях», «О государстве», «О законах» Цицерон рассматривает вопросы нравственности и гражданских обязанностей. Лучшей формой государственного правления он считал форму, объединяющую элементы монархии, аристократии и демократии, где основной причиной образования государства и целью государства как политического института является необходимость охраны и защиты частной собственности. Образцом для подражания, лучшей формой государственного правления он называл государственное устройство республиканского Рима, где существовали и консулат, и сенат, и народное собрание. Многие взгляды и идеи Цицерона оказали большое влияние на развитие политических идей и явились теоретической основой политической науки европейских стран в период поздней Античности и в Средние века, в эпоху Возрождения.
4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Вершиной развития европейской схоластики, периодом ее расцвета стал XIII в. Крупными схоластиками того времени были Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам и др.
Альберт Больштедский прозодил экспериментальные исследования в науках о природе, его философское учение еще во многом следует традициям старой схоластики. Он изучает, комментирует и использует учение Аристотеля, приспосабливая его к своему времени. Взгляды Альберта Больштедского на отношения между верой и разумом были достаточно прогрессивны. Он доказывал, что некоторые догматы веры непостижимы и недоказуемы разумом.
r*S=j] Фома. Аквинский, будучи учеником Альберта Боль-
2 Ш штедского, стремился доказать, что вера и разум об-
разуют гармоническое единство. Фома был сторонником умеренного реализма и считал, что адекватное соответствие между мыслями и реальностью невозможно. Цель действий человека состоит в познании. Достижение счастья является результатом деятельности ума. Фома считал, что человеческое общество предназначено для содействия достижению индивидами целей своей морали. В социальной теории он рассуждает о превосходстве церкви над гражданским обществом. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Учение Фомы, получившее название «томизм», стало теоретической опорой католицизма. н^т] Оригинальным мыслителем XIII в. был Раймунд Лул-
3 Ш лий. Он высказал суждение о том, что существует
метод сочетания исходных принципов и понятий, который на основании закона сочетаний дает всегда истинные результаты. Если метод найден и законы сочетания известны, результат должен получаться автоматически.
r^jl Крупнейшим ученым XIII в. был Роджер Бэкон. Он
4 Ш отделяет понятие материи от понятия Бога. Основ-
ными источниками и средствами знания Р. Бэкон считал опыт, логическое рассуждение и авторитет. Только опыт из всех источников знания имеет ценность, но его недостаточно для достижения истины. Уильям Оккам выступил против политических притязаний церкви. Он считал, что бытие Бога является предметом религиозной веры, а не философии, которая опирается на доказательства. Оккам выстроил свою теорию науки, разделил науки на реальные и рациональные.
f |
Известный ученый XIV в. Жан Буридан известен в области этики учением о свободе воли. По Бурида-ну, душа свободна, а поскольку она совпадает со своими отдельными способностями, то свободны и воля, и рассудок. Человек, имея свободу воли, может выбирать любую из противоположностей.
Философия феодального общества сделала определенный шаг вперед, отстаивая право человека на свободу воли, но ее идеи все еще имели религиозную форму.
5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Эпоха Возрождения характеризовалась энтузиазмом нового мышления, основанного на идее торжества разума, творчества и опыта человеческой деятельности. Ярким выразителем идей эпохи Возрождения в области политической мысли стал Никколо Макиавелли (1469— 1527). В своих политических трактатах он называет государство высшим проявлением человеческого духа, служение государству — целью и смыслом человеческой жизни. Макиавелли считал республику лучшей формой правления, поскольку каждый гражданин становится ответственным за судьбу своего государства. Его политическим идеалом была Римская республика, которая, сохраняя идею сильного государства, поддерживала внутренний порядок и распространяла свое влияние на другие народы. В трактате «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия» он доказывает, что Римская республика сумела достичь своего могущества потому, что воспитала в римском народе республиканский дух. Следо-
вательно, республиканская форма правления может сохранить свободные политические институты, если в народе развиты гражданские добродетели. Среди форм государственного устройства Макиавелли называет правильные и неправильные формы. К правильным, в его понимании, относятся монархия, аристократия, демократия. Смена власти возможна по схеме монархия — тирания — аристократия — олигархия — демократия — охлократия, где тиранию, олигархию и охлократию он относит к неправильным формам.
riHnl В XVI—XVII вв. развилось новое социально-полити-2 Ш ческое движение, которое впоследствии было названо периодом. Реформации. К этому времени католическая церковь воспринималась общественным сознанием как система, узурпировавшая власть и в духовной, и в светской жизни граждан. Эпоха Реформации назвала свободу совести свободой от авторитета церкви.
Ярким представителем периода Реформации стал Мартин Лютер (1438—1546) — немецкий мыслитель, основавший протестантизм (лютеранство). Он считал, что каждый христианин благодаря крещению уже обладает божественной благодатью и волен, минуя церковные обряды, напрямую общаться с Богом. Сделав религиозность внутренним миром человека, он освободил личность от внешней религиозности. Власть духовенства и светская власть должны быть подчинены государству.
6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
YiOnvnVtVpоформлении прошла несколько этапов, от теории «естественного права» к теории демократического устройства, опирающегося на всеобщую разумную волю. В процессе формирования новых взглядов на государственное устройство политические мыслители прошлого окончательно отказа-
лись от теологического мировоззрения. Идеи Нового времени развивали деятели буржуазных революций.
Одним из таких теоретиков был Джон Локк (1632— 1704) — английский просветитель, философ и политический мыслитель. Его главным трудом стало сочинение «Опыт о человеческом разуме» (1690). В том же году он написал «Два трактата о государственном правлении», где развил свои социально-политические взгляды. В первом трактате он выступил противником божественного права абсолютной королевской власти, во втором трактате обосновал теорию конституционной парламентской монархии. Правительству принадлежит только часть «естественных прав» — правосудие, дипломатия, для защиты свободы слова и собственности граждан. Законодательная власть должна быть независимой от исполнительной власти (включая и судебную). Необходима «федеративная власть» для осуществления внешней политики.
Представитель французского Просвещения Шарль Луи де Монтескье (1689—1775) поддержал идею Локка о монархическом конституционном политическом устройстве государственной власти. Защитить граждан от произвола государства способно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье был основоположником географической школы в социологии и считал, что климат, почва и природа определяют дух народа и уровень его общественного развития. Всеобщие законы истории стоят в зависимости от социальных факторов: собственности, принципов правления, уровня производства, обычаев и религии.
Жан Жак Руссо (1712— 1778) продолжил идеи Мон-
ва людей Руссо считал экономическую сферу, частную собственность. Он доказывал необходимость наделить всех граждан государства относительно равной собственностью и утверждал, что это станет основой гражданского равенства.
7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ США
Становление американской правовой традиции началось во времена создания и развития английских колоний на территории Северной Америки. Данный период характеризовали две стадии: с начала XVII до середины XVIII в. и период войны за независимость (1775—1883).
Опираясь на теорию «естественного права», Р. Уильяме и Т. Хукер разработали идеи суверенитета, равенства, свободы, а Д. Дикинсон и Б. Франклин дали теоретическое обоснование необходимости создания самостоятельного государства и отделения от метрополии. Под руководством Д. Мейсона и Д. Медисона была создана Декларация прав Виргинии, которая утверждала свободу каждого гражданина и его неотъемлемое право на жизнь, на собственность. Декларация независимости (4 июля 1776 г.) провозгласила принцип неотчуждаемости «естественных прав», право на суверенитет народа, которое включало и право народа воздействовать на политическую власть. На основании этих прав было провозглашено образование независимых соединенных штатов (США). Автором Декларации независимости США был Т. Джефферсон.
Идеи Т. Джефферсона о естественном равенстве людей, о праве образования независимого государства, о праве на народный суверенитет, о правах личности, о создании сильной президентской власти и двухпалатного парламента были положены в основу Конституции США. r^il В 1787 г. была сформулирована конституция США, 2 Ш которая провозгласила создание президентской власти, имеющей множество полномочий, и создание на основе избирательного права двухпалатного парламента с высоким имущественным цензом.
Теория «естественного права» активно разрабатывалась Томасом Пепном (1737—1809). Он считал, что права человека подразделяются на естественные и приобретенные. К естественным правам относятся право на жизнь, свободу слова, свободу совести и т.д. Приобретенными правами он называет права, возникающие в ходе образования общественного устройства. Создавая общество, люди заключают «общественный договори о создании государства. Народный суверенитет Т. Пейн трактовал как верховную власть народа. Он разделил формы государственного правления на старые и новые. К старым Т. Пейн отнес монархию, к новым — республиканское правление, главным отличительным признаком которого должен стать принцип народного представительства. Эти принципы сохранены в США и сегодня.
8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ АРАБСКОГО ВОСТОКА
Э |
Арабская политическая традиция — одна из самых архаичных по своему укладу. Арабское государство в процессе развития испытывало огромное влияние ислама. Официально ислам утвердился на Востоке с 622 г., со времени переселения Мухаммеда из Медины в Мекку. Ислам утверждал превосходство духовной власти над светской, общественное и политическое неравенство, покорность и смирение. В период VII—VIII вв., когда создавался Арабский халифат, было разработано и государственное право (шариат), основной закон мусульман. Он включал Коран как основной документ духовных и правовых норм ислама. Коран дополняли Сунны, написанные последователями Мухаммеда и повествовавшие о его делах. Шариат включал также Фетвы, трактаты высших духовных лиц ислама, размышлявших о различных фактах общественной жизни, и Иджима, в которых рассматривались вопросы, не нашедшие отражения в основных документах.
Мусульманское право подчеркивало единство духовной и светской власти, правитель государства является наместником пророка на земле, его главные со-ветники — представители высшего духовенства. Судебная функция государства также находится в руках духовенства. Эти политические установки ислама критиковались арабскими мыслителями и философами разных времен. Так, философ Ан Надзенна (801 —831) утверждал, что религия и государство, имеющие разные сферы деятельности, не имеют права вмешиваться в дела друг друга. Государственное правление должно быть независимым от религиозных законов. Известный ученый, философ, врач Ибн-Сина:980—1037) полагал, что природа и человек, безусловно созданные Богом, в дальнейшем развиваются по принципу самодвижения, т.е. самостоятельно. Он считал, что необходимо изучать механизмы осуществления власти, чтобы понимать причины их возвышения и упадка.
Известный мыслитель Востока Аль-Фараби (870—950) рассматривал вопросы осуществления власти, роли мусульманской обшины в государственном устройстве, компетентности правителя.
В исламе существовало несколько течений (суннизм, шиизм), внутри которых были секты (хариджитов, исламистов). Например, секта хариджитов считала, что тиран, пренебрегающий предписаниями ислама, может быть отстранен от власти.
9. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
j^j] Основу политологии как науки заложили извест-1 [У ные политические деятели, такие как Н. Макиавелли. В наиболее известном трактате Макиавелли «Госу- га"ь> (1513) рассматриваются способы создания сильного государства. Основные идеи его теории предполагают необходимость разработки нескольких направлений.
Во-первых, необходимо выделить политическую жизнь каш самостоятельную область знания.
Во-вторых, он доказывает необходимость определения государства как политической организации.
Философ французского Просвещения Шарль Луи Монтескье впервые описал три основные формы правления: монархию, республику и деспотию, а также предложил разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти.
ильфредо Парето (1848— 1923) стал основателем политической антропологии. Он рассматривал политику как борьбу между элитой и народом и считал элиту движущей силой истории. Карл Маркс (1818—1883), Фридрих Энгельс (1820— 1895), В.И. Ленин (1870—1924) разработали теорию марксизма, которая включала материалистическую позицию, обоснование закономерности смены политического зтроя и рассматривала политику как форму общественных отношений.