Анализ содержания произведения направлен на выяснение его темы и идеи, его образов, композиции, художественных средств изобразительности. Таким образом, существуют несколько направлений анализа: идейно-тематический, анализ художественных образов, сюжетно-композиционный, анализ языка писателя и средств изобразительности.
Выяснение идеи – стержень анализа, это итог внимательного чтения. Термины «тема» и «идея» учащимся не вводятся (или вводятся позднее как литературоведческие понятия). Вместо слова «тема» говорим: о чем рассказывается в этом произведении, вместо «идеи» - какова главная мысль произведения (или что хотел сказать автор своим произведением).
Анализ должен проходить в виде свободной, непринужденной беседы, вопросы же должны носить проблемный характер («Почему…?»), должны заставлять учащихся мыслить (следует избегать закрытых вопросов (предполагающих ответ «да/нет» и вопросов по сюжету (Куда пошел?). «Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать» (Е.Н.Ильин).
На этапе анализа устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует).
Если ответ на вопрос учителя есть в тексте, то дети должны найти и зачитать ответ, потому что лучше автора не скажешь, а если ответа нет, то учащиеся формулируют сами; учитель же формулирует ответ в конспекте и после ответов детей обобщает своим высказыванием.
Ответы учащихся, даже неудачные, нужно использовать: отталкиваться от них, переводить в нужное учителю русло, поправлять («Ты ведь это хотел сказать?»).
Анализ образов занимает ведущее место для понимания идеи и имеет следующую последовательность:
1) выясняются характеры героев (благодаря анализу их речи, внешности, особенностей поведения); приемы:
o Каким был Гриша? Докажите из текста.
o Докажите, что Сергей был честолюбивым человеком.
o Сравните героев: Гришу и Сергея.
o Докажите, что автор относится к Тамаре осуждающе.
o Автор описывает позу/ выражение лица/интонацию/жест Сергея так: «…» О чем это говорит?
2) причины поведения персонажей;
3) роль описаний пейзажа или интерьера;
4) выяснение идеи и позиции автора;
5) определение собственной позиции читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).
Композиция произведения – это построение художественного произведения. Иногда композиция – ключ к раскрытию идеи произведения, поэтому, если композиция играет важную роль, то ее необходимо проанализировать. Обычно начало произведения (завязка) и конец (развязка) играют важную роль в выражении идеи.
Существуют различные виды композиции: кольцевая, композиция повествовательного плана (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), композиция описания (представление объекта, описание его, обобщения и выводы) и композиция рассуждения (мысль-тезис, доказательства, выводы).
Анализ языка писателя и средств художественной изобразительности направлены на открытие учениками особенностей взгляда писателя на мир. Задача учителя - помочь ребенку увидеть мир таким, каким видит его писатель и через его образное видение понять идею автора.
Прием стилистического эксперимента (чаще при анализе языка поэтического произведения): учитель предлагает сравнить строки автора с со своими («переводит» эти строки на непоэтический язык); почему выразительнее у автора?
Подлинные особенности языка помогают составить характеристику героев. При рассказе учителю следует включать образные выражения писателя (можно написать на доске), приучать учеников при ответах использовать наиболее образные и точные авторские выражения. При работе над стихотворением дети ведут наблюдения над ритмом, музыкальностью строк.
При анализе произведения не обязательно анализировать все перечисленные элементы. Разбираются только те, которые наилучшим образом раскрывают смысл и идейное содержание.