Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типы пространственного построения в живописи: исторический аспект




Обращаясь к истории искусства, можно заметить, что проблема изображения трехмерного пространства на двумерной плоскости картины постоянно занимала художников. Главные формы пространственного построения находят свое наиболее полное и чистое выражение в определенных пластах художественной культуры, а именно: система ортогональных проекций - в настенных росписях Древнего Египта; параллельная перспектива в живописи средневекового Китая и Японии; обратная перспектива - в иконах и фресках Византии и Древней Руси; прямая перспектива - в картинах и монументальных росписях итальянского Возрождения, а также в станковой и монументальной живописи европейского искусства XVII века. Прочие формы, возникающие в искусстве других эпох во многом промежуточны или производны67.

Рассмотрение пространства в живописи невозможно без обращения к перспективе. Латинский термин «perspectiva» поначалу соответствовал греческому термину «оптика» и в средние века означал математическую теорию зрения. Значение «смотрения сквозь» он приобрел позднее, в эпоху Возрождения», и тогда же был перенесен в область изобразительного искусства: возникло понятие «художественной перспективы» (perspectiva artificialis). Благодаря творческим усилиям Брунеллески, Уччело, Альберти, Филарете, Пьеро делла Франческа перспектива получила подробную разработку, математическое обоснование и с тех пор вошла в историю искусства под названием «центральной», «прямой», «итальянской» перспективы.

Способами решения «конфликта» между трехмерностью изображаемого и двухмерностью изображения для художников стали три важнейшие формы пространственной интерпретации мира - параллельная, обратная и прямая перспектива. Древнеегипетское искусство - это искусство образных инвариантов, которые отлично приспособлены для сохранения традиции, религиозного канона. В росписях Древнего Египта характер изображения предмета приобретает прочность постоянного эпитета. Древнеегипетский мастер отказывался от передачи сложных ракурсов. Утка, изображенная в профиль, наиболее соответствует тому «эталону утки», который хранится в нашей памяти. Изображая предмет в его наиболее значащем аспекте, человек закреплял результат своего познания предмета, который представал уже осмысленным и общезначимым. Поскольку для опознания предмета достаточно чаще всего показа его одного - главного - аспекта, древнеегипетская живопись не знает ракурсов. Действие развивается не в глубину картины, а параллельно картинной плоскости. Композиция -строчечная. Как правило, в древнеегипетской живописи, оперирующей локальными цветами, объемная моделировка формы отсутствует. Это искусство силуэтов, теней.

Особенности пространственного, а также композиционного построения живописи древних египтян прямо вытекают из типа их образного мышления. Образы, в которых на первый план выступает понятийная, знаковая сторона, выключены из отношений визуально воспринимаемого пространства, они тяготеют к внепространственности и вневременности. Действие развивается не в глубину картины, а параллельно картинной плоскости. Композиция строчечная, разворачивающаяся поясами. Характер композиции не лимитируется единством воспринимаемого пространства. Ее завершенность - в исчерпанности изобразительного сообщения. Собственно композиция не мыслится как единство изобразительного целого - картины. То есть существует прямая связь между характером изображения предмета, а также отношением к пространству - и композицией, не предусматривающей определенной позиции зрителя.

Итак, в древнеегипетской живописи не существует «конфликта» между трехмерностью изображения и двухмерностью изображения. Образ инвариант изначально сведен к двум измерениям. Он легко совместим с плоскостью, естественно ложится на нее, утверждая ее значение. В той же древнеегипетской росписи, где деревья, уточки и рыбы изображены «сбоку», прямоугольный водоем представлен «сверху», в плане. Планиметрический рисунок был порожден могучим взлетом воображения. Плод развитого умозрения, геометральный план - первая форма передачи пространственных взаимоотношений предметов. Эта форма является всеобщей, характерной для определенных этапов становления изобразительного искусства у самых разных народов.

Попытка соотнести геометральный план с непосредственным наблюдением действительности, согласовать умозрение со зрением приводит к образованию форм параллельной перспективы. В иранских и индийских миниатюрах часто можно видеть сосуществование планиметрических и параллельно-перспективных изображений. На одном и том же листе один ковер нарисован прямоугольно (в плане), другой - скошен (дан в аксонометрической проекции). Остатком геометрального плана являются «картографические» изображения и в эллинистическом искусстве, и в искусстве ненцев, эвенков и других, у которых, как у охотников, отлично развито умение ориентироваться на местности, топографическое чувство пространства. Это топографическое чувство на свой лад проявляется в китайском и японском пейзаже, сохраняющем высокую точку зрения на изображаемый мир.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2565 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.