Понятие наука употребляется в трех смыслах:
- наука – это вид духовного производства, специфическая сфера творческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
- наука – это сформированная к данному моменту система объективного и предметного знания.
Научное познание отличается от обыденного по следующим признакам:
1) в науке выработаны специфические способы достижения истинности знания, начному знанию должны быть присущи системность и обоснованность.
2) наука применяет специфические методы (выделения и фиксации объектов научного познания); помимо знаний об объектах наука формирует знания о методах собственной деятельности
3) в науке существует система специфических ценностных и целевых установок (установка на поиск объективной истины, установка на получение нового знания)
4) наука предполагает целенаправленное формирование специалистов
Наука – особый социальный институт в структуре общества. На рубеже 19-20вв. сложилась единая система наука-техника-производство.
Социальные функции науки:
1. культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки;
2. функция непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;
3. функция социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.
В начале 19 века основоположник философии позитивизма - французский философ Агюст Конт предложил следующую классификацию наук (нельзя путать последовательность): 1) математика, 2) астрономия, 3) физика 4) химия 5) физиология, биология 6) социология
По предметному принципу научные дисциплины подразделяются на 4 группы:
- науки общественные и гуманитарные, - естественные (науки о природе), - науки технические, - логико-математические науки
По целевой направленности науки делятся на: - фундаментальные, - прикладные: нацелены на применение результатов фундаментальных наук для решения как позитивных, так и социально-практических задач
Научное познание включает в себя: а) основание научного познания (философские основания науки, научная картина мира, идеалы и нормы научного познания); б) уровни: эмпирический и теоретический.
63. понятие о диалектической логике. Принципы диалектической логики. диалектическая логика, в отличие от формальной изучает мышление в двух аспектах: 1. Единство формы и содержания мысли и 2. Взаимодействие и развитие понятий.
Идея диалектической логики принадлежит Георгу Гегелю. Изложены в «Наука логики». Эти идеи получили воплощение в «Капитале» Маркса. В любой версии диалектической логики заложена следующая основная мысль: только в развитой теории отдельные понятия, входящие в эту систему, обретают свой конкретный точный смысл.
Диалектическая логика включает в себя два важнейших принципа:
1.принцип единства исторического и логического. Реализован в «Капитале» Маркса.
- историческое – описание фактического процесса становления и развития изучаемого объекта.
- логическое – теоретическая модель развитого и развивающего объекта во всех его существенных закономерных связях.
Суть принципа: логика объекта – история его становления, но представленная в основных существенных соотношениях.
2. восхождение от абстрактного к конкретному – важнейший научный прием научного исследования, состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия. Принцип восхождения – также движение от одностороннего, содержательно бедного знания к целостному, всестороннему осмыслению предмета мышления.
Этапы восхождения:
1) В исходном пункте предмет познания выступает как нерасчлененное целое, воспринимаемое непосредственно
2) Происходит выделение, обособление абстрактных определений предмета с помощью теоретического анализа.
По Гегелю: абстрактный – односторонне познанный, частичный, ущербный и конкретный – содержательно полный, всесторонне изученный.
3) Синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета. В итоге мы знаем предмет во всем многообразии взаимосвязей его отдельных сторон.
Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих многообразных определений (Маркс)
64. Теория научных революций. Вопросы проблемы развития науки ставятся в постпозитивизме – Томас Кун, «Структура научных революций».
Кун считает, что развитие науки проходит два этапа: эволюционный и революционный.
В рамках этой концепции наука – деятельность научных сообществ. Наука на эволюционном этапе – нормальная наука. Ее характеризует безраздельное господство определенной парадигмы.
Парадигма – модель, принятая профессиональным сообществом ученых и временно не подвергается сомнению. В парадигму входят: система ценностей, система языковых средств, система базисных категорий и идей, образцы научного объяснения и выполнения исследований.
В рамках одной парадигмы происходит приращение научного знания (критерий научного прогресса по Куну – количество решенных теоретических головоломок).
Научное сообщество состоит из тех людей, которые признают определенную парадигму и занимаются нормальной наукой.
Для господствующей парадигмы характерен иммунитет, т.е. невосприимчивость к аномальным фактам (фактам, которые не укладываются в рамки существующей парадигмы). При этом ученые фиксируют аномальные факты и, когда их количество становится достаточно большим, то ряд ученых теряет доверие к старой парадигме и пытается найти контуры новой. Период кризиса в науке означает начала этапа научной революции.
Научная революция характеризуется распадом старой парадигмы, конкурирующей между теориями, которые претендуют на звание новой парадигмы, и победы одной из них. Победа новой парадигмы означает начало нового этапа нормальной науки.
Идея Куна о несоразмерности парадигм. Критерии рациональности и научности специфичны для каждой парадигмы.
65. становление понятия «материя» в истории философии. Атрибуты материи
Этапы развития представлений о материи:
- субстратный: материя понимается как первовещество. Субстрат – это совокупность вещественных элементов, взаимодействие которых обуславливает многообразие вещей и их свойств (ранняя греческая философия)
- субстанциально-динамический (характер для философии 17 – 18вв): материя понимается как взаимодействие тел
- информационная модель определения материи, в которой раскрывается феноменальный смысл понятия материи: в самом начале 20в в связи с развитием естествознания появилось такое философское понятие как эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Эмпириокритицизм занимается критикой опыта. Эмпириокритицизм – это второй период в развитии философии позитивизма. Представители эмпириокритицизма выступали против понятия материи. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал определении материи.
Материя – это философская категория для обозначения объективно реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Говоря о материи, не следует забывать подходы Платона и Аристотеля.
Атрибуты материи – это неотъемлемые, необходимые, существенные свойства материи. К ним относятся: движение – это способ существования материи; пространство – время; системность (структурность); отражение.
Движение как способ существования материи, охватывает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы (Энгельс). Основные свойства движения: - объективность; - всеобщность; - неуничтожимость: движение в количественном и качественном отношении сохраняется; - абсолютность: движение абсолютно, а покой относителен. Понятие форма движения материи введено Энгельсом – это движение, охватывающее такие явления, которые обладают качественным единством и подчиняются одним и тем де закономерностям. Современная классификация форм движения: - физическая; - химическая; - биологическая; - социальная
В истории философии оформились два подхода трактовки пространства и времени в объективном смысле:
- субстанциальная концепция (И. Ньютон): пространство и время это самостоятельные независимые друг от друга сущности; свойства пространства и времени не зависят от протекающих на их фоне материальных процессов
- реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн): пространство и время это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.
Диалектико-материалистический подход заключается в том, что содержание пространства – времени образуют материальные процессы (движущаяся материя), характер этих процессов и определяет основные свойства пространства – времени.
Пространство и время настолько взаимосвязаны, что не могут существовать друг без друга.
Всеобщие свойства пространства – времени: - объективность;- всеобщность; - неразрывная связь с движением, зависимость пространства – времени от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - единство прерывности и непрерывности в структуре пространства – времени
Пространство – это структура сосуществования. Свойства пространства макромира: - протяженность: способность объекта иметь размеры, - однородность: отсутствие выделенных точек, - изотропность: равноправие всех возможных направлений
Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность сменяющих друг друга событий. Свойства времени макромира:длительность, одномерность, однородность, необратимость
В современной науке сформировались две противоположные позиции: - признание объективного существования, так называемых, не физических форм пространства – времени: биологическое пространство и время, социальное пространство и время - отрицание объективного существования подобных форм
Проблема материального единства мира: - субстанциальный: всеобщая взаимосвязь материальных явлений, - атрибутивный: на всех уровнях организации материи присущи одни и те же атрибуты, - генетический: материальные явления порождаются материальными явлениями, - номологический: существуют законы, охватывающие своим действием качественно-различные уровни действительности