Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Межэтнические (межнациональные) отношения — отно[ шения между этносами (народами), охватывающие все сфе[ ры общественной жизни




Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много& аспектна, включает вопросы истории и современной повсе& дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра& зования, социологии, психологии, экономических, полити& ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто& ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани& зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично& сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше& ний. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ& стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межлично& стные отношения людей различной этнической принад& лежности в разных формах общения — трудовом, семейно& бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот& ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду& ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз& ных этногосударственных общностей, сближения всех сто& рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.


 
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме& шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни& чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

• экономическая, политическая интеграция, ведущая к образованию союзов государств;

• интеграция национальных образований в пределах мно& гонациональной страны. Это может отвечать интересам на& родов, живущих в едином государстве, способствовать ук& реплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального со& трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по& вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида& цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас& цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро& дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар& ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на& рушены из&за непродуманного административно&территори& ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви& ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра& зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об& щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж& дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции — деятельность Европей&

ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с


 

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо& жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).

Россия не остается в стороне от интеграционных процес&

сов XXI в. Это, в частности, проявляется:

• в заботе о формировании общего экономического, гума& нитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;

• в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уде& лено совместным действиям по соблюдению принципа не& дискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще& ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра& зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб&

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си&. I ла и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик& ты между этническими общностями. В научных трудах эт& нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор& ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри& вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре& чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес& кий конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен& ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ& ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова&

нием этносов, а политическими, социальными условиями, в


 

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об& раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис& торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак& ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра& жающихся в целях и действиях противоборствующих сто& рон.

Территориальные причины — борьба за изменение гра& ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль& турно&исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка& ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо& вания сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа& ны с вопросами о разделе или упразднении государства.

«Речь идет о том, — пишет один из российских этноло& гов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка& ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка& кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины — требования гражданского равно& правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

КультурноOязыковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж& дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до& минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на& ционализм — идеология, психология, политика групп лю& дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе& ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

 

1 Сепаратизм (здесь) — это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст& венной власти страны проживания.


 

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци& ональной исключительности часто принимает форму ксено& фобии1, ведущей к истреблению так называемых «неполно& ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в

1915 г., когда действия Османской империи привели к смер& ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели& чайшая трагедия — Холокост (всеуничтожение через сожже& ние), приведший к гибели 6 млн человек — более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран& ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс& шей расы».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2352 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.